Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование технологии критического мышления

на уроках ОРКСЭ»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса  ОРКСЭ

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: На столах лежат :фломастеры, заготовки для заполнения кластера.

Оборудование:, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, макет дома.

        

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Багаева Нина Ивановна. Я учитель начальных классов, так же препадаю   учебный курс «Основы мировых религиозных культур» в «Факел Социализма СОШ».

Тема моего мастер-класса «Использование технологии критического мышления». (Слайд 1)

на уроках ОРКСЭ»         

в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье) по теме «Курс  ОРКСЭ»: (Слайд 2)

Курс  ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

Прочитайте, что у Вас получилось.

Цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе.

Одной из таких технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

 Понятие критического мышления (Слайд 3)

Данная технология, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. 

(Слайд 4)Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать» Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках «Основы мировых религиозных культур».

Использую такие письменные приёмы, как: (Слайд 5)

1.Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)

  1. «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
  2. Прием «Нарисуйте счастье» (приемы  психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)                                                    
  3. Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы.  Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).                                                                                        5. Прием “Написание синквейна”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Один из приёмов технологии критического мышления является –кластер.(Слайд 6)

 Прием “Кластер” –. это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Пошаговое выполнение метода (Слайд 7)

  • В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)
  • Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
  • По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
  • Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

(Слайд 8) Пример кластера по теме «Добро и зло», выпоенный учащимися  

  1. Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока  из модуля «Основы мировых религиозных культур» по теме: «Семья» с использованием кластера.

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ.  По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью.

Раздаю листы-кирпичики, вы должны записать, свои ассоциации со словом СЕМЬЯ.

Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.

Послушайте китайскую притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

.

Что вы ещё добавите?

Составление кластера можно использовать в конце урока, а можно в течение всего урока строить счастливый семейный дом.

Таким образом применение  «Технологии развития критического мышления» позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Учитель видит интерес детей и хорошие результаты их работы.

Эту технологию можно применять не только на уроках основы мировых религиозных культур,   также на уроках русского языка, литературного чтения, математики.

Спасибо за сотрудничество!(Слайд 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...

Буклет "Применение технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Буклет был выпущен в помощь учителям реализующих курс ОРКСЭ в школах....

Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»

В  этом учебном  году я работала над  методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»

Я  считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя.     Необходимость применения средств...

Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ

Мастер-класс о возможностях использования некоторых приёмов развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОРКСЭ...

Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ (презентация)

Мастер-класс (презентация) о возможностях использования некоторых приёмов ТРКМ на уроках ОРКСЭ...