Программа "Подвижные игры"
методическая разработка по физкультуре (3 класс)
Программа подвижные игры рассчитано на обучающихся начальной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»
Рассмотрено на заседании МС Протокол №1 от «_____»_________2024г. Руководитель МС: Митичкина О.В. _________ | Утверждаю: Директор МОУ СОШ №2 г.Свирска Брушкова Е.Г.____________ «_____»_______________2024г. |
Дополнительная общеразвивающая
программа «Подвижные игры»
1-3 класс
Адресат программы: для детей от 7 до 10 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Медведева В.Н.
2024- 2025учебный год
1. Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Подвижные игры» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепцией развития дополнительного образования детей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МОУ «СОШ №2 г. Свирска».
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления обучающихся младшего школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Ребенок, который ведет малоподвижный образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. В условиях малой подвижности растущий организм развивается негармонично, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к росту инфекционных и нервно-психических заболеваний.
Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них. Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ. Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!»
Программа рассчитана на обучающихся 1-3 классов по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
Новизна программы:
Новизна данной программы состоит в том, что игры, проводимые на занятиях, подобраны с учетом последовательности и постепенности увеличения физических нагрузок и преемственностью к урокам физической культуры.
Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые
- интегральны, многофункциональны по своему характеру;
- способствуют самореализации, самовыражению личности;
- интересны детям;
- органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы;
- обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;
- решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);
- развивают творческие способности детей.
Ученикам очень нравится самим придумывать новые игры. Такие игры одновременно стимулируют попытки ребят самостоятельно использовать их в досуговой деятельности, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самоорганизации в игре.
Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе. Особого внимания заслуживает вопрос о широком внедрении в быт школьников правильного использования зимних игр на воздухе. Важно дать всем школьникам элементарное представление о том, что зимой имеется очень много возможностей для интересных, увлекательных и полезных для здоровья игр на воздухе.
Данная программа рассчитана на детей 7-10 лет. Обучение проводится в группах по 10-12 человек по 1 ч. 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели -2-3 класс, 33 недели -1 класс.
Форма обучения – очная.
Место проведения уроков: спортивный зал, пришкольная игровая площадка, ритмика.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить обучающихся с русскими народными играми и играми народов мира, пополнить знания об истории и культуре.
2. Научить обучающихся играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.
3.Расширить словарный запас обучающихся.
Развивающие:
1.Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу.
2.Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.
3. Формировать способность оценивать достоинства и недостатки своей деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов, ценностное отношение к народным играм как культурному наследию.
2. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.
3.Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.
2. Планируемые результаты
К концу каждого года обучения, обучающие должны
Знать:
- теоретические и практические особенности спортивных и подвижных игр по программе и правила их проведения;
- влияние физических упражнений на организм;
- правила гигиены и оказания первой помощи.
Уметь:
- правильно обращаться со спортинвентарем;
- действовать в составе командных игровых группах;
- разбираться в системе проведения простейших спортивных игровых соревнований, правилах судейства;
- принимать участие в спортивных праздниках и соревнованиях.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Учебный план
1-2 класс
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Раздел 1. | 4 | 4 | ||
1.1 | История возникновения подвижных игр | 1 | 1 | ||
1.2 | Правила поведения при проведении игр | 1 | 1 | ||
1.3 | Личная гигиена | 1 | 1 | ||
1.4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | ||
2. | Раздел 2. Современные подвижные игры | 12 | 6 | 6 | |
2.1 | Разучивание считалок | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | «Командные салки» | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Современные подвижные игры: «Мяч по кругу» | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Современные подвижные игры: «Третий лишний» | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Современные подвижные игры: Классики | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Современные подвижные игры: Пчелки и ласточки | 2 | 1 | 1 | |
3 | Раздел 3. Русские народные игры | 6 | 2 | 4 | |
3.1 | Русская народная игра «Краски» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3.2 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | 0.5 | 0.5 | |
3.3 | Русская народная игра «Ляпка» | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Промежуточная итоговая аттестация | 2 | 2 | Тестирование , самостоятельное проведение игр | |
4 | Раздел 4. Игры народов России | 22 | 11 | 11 | |
4.1 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Народные игры «кошка и мышь» | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Народные игры «Прятки». | 2 | 1 | 1 | |
4.5 | Народные игры «Мяч», «Я есть!» | 2 | 1 | 1 | |
4.6 | Игры народов «Невод». | 2 | 1 | 1 | |
4.7 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 2 | 1 | 1 | |
4.8 | Татарская народная игра «Серый волк» | 2 | 1 | 1 | |
4.9 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 2 | 1 | 1 | |
4.10 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 2 | 1 | 1 | |
4.11 | Чечено-ингушская игра «Чиж» | 2 | 1 | 1 | |
5 | Раздел 5 Эстафеты | 22 | 7 | 15 | |
5.1 | «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координиров анный» «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координиров анный» «Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координиров анный» Прыжки «Кто быстрее», «кто координированней» | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Эстафета по кругу | 4 | 1 | 3 | |
5.3 | Эстафета с обручем | 4 | 1 | 3 | |
5.4 | Эстафета с мячом | 3 | 1 | 2 | |
5.5 | Эстафета «Вызов номеров» | 2 | 1 | 1 | |
5.6 | На перегонки парами | 2 | 1 | 1 | |
5.7 | К своим флажкам | 2 | 1 | 1 | |
5.8 | Промежуточная аттестация | 3 | 3 | Тестирование , самостоятельное проведение игр | |
итого | 66 | 30 | 36 | ||
3-4 класс
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Раздел 1. | 1 | 1 | ||
1.1 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | ||
2 | Раздел 2. Современные подвижные игры | 10 | 5 | 5 | |
2.1 | Палочка- выручалочка | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Блуждающий мяч | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Классики | 2 | 1 | 1 | |
2.4 | Ловишка в кругу | 2 | 1 | 1 | |
2.5 | Пчелки и ласточки | 2 | 1 | 1 | |
3 | Раздел 3. Русские народные игры | 19 | 8 | 11 | |
3.1 | Русская народная игра «Гуси-лебеди» | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Русская народная игра « У медведя во бору» | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Русская народная игра «Филин и пташки» | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Русская народная игра «Краски» | 2 | 1 | 1 | |
3.5 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 2 | 1 | 1 | |
3.6 | Русская народная игра «Ляпка» | 2 | 1 | 1 | |
3.7 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 2 | 1 | 1 | |
3.8 | Русская народная игра «Ляпка» | 2 | 1 | 1 | |
3.9 | Промежуточная итоговая аттестация | 3 | 3 | Тестирование , самостоятельное проведение игр | |
4 | Раздел 4. Игры народов России | 23 | 11 | 12 | |
4.1 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Народные игры «кошка и мышь» | 2 | 1 | 1 | |
4.5 | Народные игры «Прятки». | 2 | 1 | 1 | |
4.6 | Народные игры бурятские «Мяч», «Я есть!» | 2 | 1 | 1 | |
4.7 | Игры народов татарские «Невод». | 2 | 1 | 1 | |
4.8 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 2 | 1 | 1 | |
4.9 | Татарская народная игра «Серый волк» | 2 | 1 | 1 | |
4.10 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 3 | 1 | 2 | |
4.11 | Татарские народные иры «серый волк» | 2 | 1 | 1 | |
5 | Раздел 5 Эстафеты | 15 | 6 | 9 | |
5.1 | Эстафеты с обручем | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Эстафеты с палками | 2 | 1 | 1 | |
5.3 | Эстафеты с мячом | 2 | 1 | 1 | |
5.4 | Салки с заданием | 2 | 1 | 1 | |
5.5 | Эстафета по кругу | 2 | 1 | 1 | |
5.6 | К своим флажкам | 2 | 1 | 1 | |
5.7 | Промежуточная аттестация | 3 | 3 | Тестирование , самостоятельное проведение игр | |
итого | 68 | 31 | 37 | ||
3.2 Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год разработан на основе Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Годовой календарный учебный график рассмотрен на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 29.08.2019 г.)
УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС
(1-4 классы)
1. Продолжительность учебного года 1 - 4 классы:
Начало учебного года – 02.09.2024 года
Окончание учебного года - 27.05.2025
2. Количество учебных недель в году
Классы | Кол-во недель |
1 классы | 33 |
2-4 классы | 34 |
3. Продолжительность обучения по четвертям:
1 четверть (8н.) | 2 четверть (8н.) | 3 четверть (10н.) | 4 четверть (8н.) | ||
Начало: 02.09.2024 Окончание:25.10.2024 | Начало: 04.11.2024 Окончание: 27.12.2024 | Начало: 09.01.2025 Окончание:26.03.2025
| Начало: 07.04.2025 Окончание:27.05.2025 | ||
- Продолжительность учебной недели. Продолжительность уроков.
Начальное общее образование | ||
1 классы | 2-4 классы | |
Продолжительность учебной недели (дней) | 5 | 5 |
Продолжительность уроков (минут) | Сентябрь-октябрь 35 , далее 40 | 40 |
Продолжительность перемен (минут) | Минимальная 5, максимальная 15 | |
- Сменность занятий
1 полугодие | 2 полугодие | |
1 смена | 1а, 1б, 1в, 1г,3а,3б,2в,2б | 1а, 1б, 1в,1г,2а,,4а, 4б, 4в |
2 смена | 4а, 4б,4в,2а | 3а,3б, 2б, 2в |
3.3. Формы аттестации
- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх в начале учебного года , а также в течении года по темам программы.
- Тестирование проводится в конце учебного года с целью подведения итогов по предметным знаниям программы.
Низкий уровень (1балл)- ребёнок не справляется с тестированием, т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов теста.
Средний уровень (2балла)- ребёнок ответил на 3-4 вопроса.
Высокий уровень(3балла)- ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов.
- Наблюдение осуществляется в течении всего года с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.
- Самостоятельное проведение игр проводиться в конце 1 и 2 полугодия как итоговое занятие по пройденным темам программы с целью выявления личностных и метапредметных качеств каждого ребёнка.
Низкий уровень (1балл)- ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснит содержание и правила игры или отказывается проводить игру .
Средний уровень (2балла)- ребёнок проводит самостоятельно игру , используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к затрудняется в объяснениях содержания и правил игры .
Высокий уровень(3балла)- ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру .
- Праздник – проводиться в конце учебного года с целью подведения итогов по пройденному курсу программы.
3.4. Оценочные материалы
Оценочная карта ( общеразвивающая дополнительная программа «Подвижные игры»)
Ф.И. | класс | Теоретическая подготовка | |||||||
1 полугодие | 2 полугодие | ||||||||
Устный опрос | Тестирование | Устный опрос | Тестирование | ||||||
Низкий 1б | Средний 2б | Высокий 3б | Низкий 1б | Средний 2б | Высокий 3б | ||||
Оценочная карта ( общеразвивающая дополнительная программа «Подвижные игры»)
Ф.И. | класс | Практическая подготовка (самостоятельное проведение игр) | |||||||||
1 полугодие | 2 полугодие | ||||||||||
Тестирование | Тестирование | ||||||||||
Низкий 1б | Средний 2б | Высокий 3б | Низкий 1б | Средний2б | Высокий 3б | ||||||
3.5. Методическое обеспечение программы
Методы обучения и воспитания:
- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
- наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
- методы практических упражнений;
- метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
- метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Формы проведения занятий:
1.конкурс;
2.занятие – игра;
3.спортивный калейдоскоп;
4.спортивный марафон.
Формы подведения итогов:
1.соревнования;
2.тестирование.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
1.индивидуальная;
2.работа в парах;
3.групповая;
4.коллективная.
Педагогические технологии:
1.Здоровьесберегающая технология;
2.Технологии уровней дифференциации;
3.Развивающее обучение.
Дидактические материалы:
Картотека игр, считалок.
Оборудование к играм:
скакалки или верёвочки не менее 1,5м в длину, 30-40 разноцветных геометрических фигур, рисунки различных предметов, флажки, мячи, кегли, стулья, обручи, гимнастические палки, шнуры, цветные ленты, гимнастическая стенка, скамейки, цветные карточки, мел.
Список литературы
- Видякин М.В. «Спортивные праздники и мероприятия в школе».-М.:2012г.
- Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия по физкультуре средней школе».-М.:2008г.
- Баладин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных про-
цессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Краснодар, 2004г.
- Былеева Л.В. Подвижные игры. – М.: 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)
Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».
Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....
Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».
Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской символикой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быстрые....
Интеллектуально-развлекательная игра "От игры к знаниям" (сценарий игры и презентация)
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-х классов....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.
Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...

