Программа "Подвижные игры"
методическая разработка по физкультуре (3 класс)

Медведева Вероника Николаевна

Программа подвижные игры рассчитано на обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podvizhnye_igry_2024-2025.docx55.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»

Рассмотрено

 на заседании  МС

Протокол №1 от  «_____»_________2024г.

Руководитель МС:

Митичкина О.В. _________

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №2 г.Свирска

Брушкова Е.Г.____________ «_____»_______________2024г.

              Дополнительная  общеразвивающая

              программа «Подвижные игры»

           1-3 класс

Адресат программы: для детей от 7 до 10 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы: Медведева В.Н.

2024- 2025учебный год

1. Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Подвижные игры» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепцией развития дополнительного образования детей, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МОУ «СОШ №2 г. Свирска».

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления обучающихся младшего школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Ребенок, который ведет малоподвижный образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. В условиях малой подвижности растущий организм развивается негармонично, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к росту инфекционных и нервно-психических заболеваний.

Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них. Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ. Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!»

Программа рассчитана на обучающихся 1-3 классов по 1 часу в неделю и предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

Новизна программы:

          Новизна данной программы состоит в том, что игры, проводимые на занятиях, подобраны с учетом последовательности и постепенности увеличения физических нагрузок и преемственностью к урокам физической культуры.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые

  • интегральны, многофункциональны по своему характеру;
  • способствуют самореализации, самовыражению личности;
  •  интересны детям;
  •  органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы;
  • обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;
  •  решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);
  • развивают творческие способности детей.

Ученикам очень нравится самим придумывать новые игры. Такие игры одновременно стимулируют попытки ребят самостоятельно использовать их в досуговой деятельности, формируют стойкую мотивацию к свободной двигательной активности, способность к самоорганизации в игре.

Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе. Особого внимания заслуживает вопрос о широком внедрении в быт школьников правильного использования зимних игр на воздухе. Важно дать всем школьникам элементарное представление о том, что зимой имеется очень много возможностей для интересных, увлекательных и полезных для здоровья игр на воздухе.

Данная программа рассчитана на детей 7-10 лет. Обучение проводится в группах по 10-12 человек по 1 ч. 1 раз в неделю.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 недели -2-3 класс, 33 недели -1 класс.

Форма обучения – очная.

 Место проведения уроков: спортивный зал, пришкольная игровая площадка, ритмика.

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить обучающихся с русскими народными играми и играми народов мира, пополнить знания об истории и культуре.

2. Научить обучающихся играть самостоятельно в подвижные игры с учётом техники безопасности.

3.Расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие: 

1.Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции и так же эмоционально-чувственную сферу.

      2.Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг, активно включаться в коллективную деятельность.

      3. Формировать способность оценивать достоинства и недостатки своей деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов, ценностное отношение к народным играм как культурному наследию.

2. Воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.

     3.Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей, проявлять положительные качества личности.          

2. Планируемые результаты

 

К концу каждого года обучения, обучающие должны    

Знать:

 - теоретические и практические особенности спортивных и подвижных игр по программе и правила их проведения;    

 - влияние физических упражнений на организм;  

  - правила гигиены и оказания первой помощи.    

 Уметь:    

- правильно обращаться со спортинвентарем;  

 - действовать в составе командных игровых группах;

     - разбираться в системе проведения простейших спортивных игровых соревнований, правилах судейства;

     - принимать участие в спортивных праздниках и соревнованиях.

3. Комплекс организационно-педагогических условий

3.1 Учебный план

1-2 класс

Название    разделов, тем

Количество часов

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

теория

практика

1.

Раздел 1.

4

4

1.1

История возникновения подвижных игр

1

1

1.2

Правила поведения при проведении игр

1

1

1.3

Личная гигиена

1

1

1.4

Профилактика травматизма

1

1

2.

Раздел 2. Современные подвижные игры

12

6

6

2.1

Разучивание считалок

2

1

1

2.2

«Командные салки»

2

1

1

2.3

Современные подвижные игры:

«Мяч по кругу»

2

1

1

2.4

Современные подвижные игры:

 «Третий лишний»

2

1

1

2.3

Современные подвижные игры:

Классики

2

1

1

2.4

Современные подвижные игры:

Пчелки и ласточки

2

1

1

3

Раздел 3. Русские народные игры

6

2

4

3.1

Русская народная игра «Краски»

1

0.5

0.5

3.2

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

0.5

0.5

3.3

Русская народная игра «Ляпка»

2

1

1

3.4

Промежуточная итоговая аттестация

2

2

Тестирование , самостоятельное проведение игр

4

Раздел 4. Игры народов России

22

11

11

4.1

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

2

1

1

4.2

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

2

1

1

4.3

Народные игры «кошка и мышь»

2

1

1

4.4

Народные игры «Прятки».

2

1

1

4.5

Народные игры «Мяч», «Я есть!»

2

1

1

4.6

Игры народов «Невод».

2

1

1

4.7

Марийская народная игра «Катание мяча»

2

1

1

4.8

Татарская народная игра «Серый волк»

2

1

1

4.9

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

2

1

1

4.10

Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»

2

1

1

4.11

Чечено-ингушская игра «Чиж»

2

1

1

5

Раздел 5 Эстафеты

22

7

15

5.1

«Прыжки»,

«Кто

быстрее?»,

«Самый

координиров

анный»

«Прыжки»,

«Кто

быстрее?»,

«Самый

координиров

анный»

«Прыжки»,

«Кто

быстрее?»,

«Самый

координиров

анный»

Прыжки «Кто быстрее», «кто координированней»

2

1

1

5.2

Эстафета по кругу

4

1

3

5.3

Эстафета с обручем

4

1

3

5.4

Эстафета с мячом

3

1

2

5.5

Эстафета «Вызов номеров»

2

1

1

5.6

На перегонки парами

2

1

1

5.7

К своим флажкам

2

1

1

5.8

Промежуточная аттестация

3

3

Тестирование , самостоятельное проведение игр

итого

66

30

36

3-4 класс

Название    разделов, тем

Количество часов

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

теория

практика

1.

Раздел 1.

1

1

1.1

Профилактика травматизма

1

1

2

Раздел 2. Современные подвижные игры

10

5

5

2.1

Палочка- выручалочка

2

1

1

2.2

Блуждающий мяч

2

1

1

2.3

Классики

2

1

1

2.4

Ловишка в кругу

2

1

1

2.5

Пчелки и ласточки

2

1

1

3

Раздел 3. Русские народные игры

19

8

11

3.1

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

2

1

1

3.2

Русская народная игра « У медведя во бору»

2

1

1

3.3

Русская народная игра «Филин и пташки»

2

1

1

3.4

Русская народная игра «Краски»

2

1

1

3.5

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

2

1

1

3.6

Русская народная игра «Ляпка»

2

1

1

3.7

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

2

1

1

3.8

Русская народная игра «Ляпка»

2

1

1

3.9

Промежуточная итоговая аттестация

3

3

Тестирование , самостоятельное проведение игр

4

Раздел 4. Игры народов России

23

11

12

4.1

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

2

1

1

4.2

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

2

1

1

4.3

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

2

1

1

4.4

Народные игры «кошка и мышь»

2

1

1

4.5

Народные игры «Прятки».

2

1

1

4.6

Народные игры бурятские «Мяч», «Я есть!»

2

1

1

4.7

Игры народов  татарские «Невод».

2

1

1

4.8

Марийская народная игра «Катание мяча»

2

1

1

4.9

Татарская народная игра «Серый волк»

2

1

1

4.10

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

3

1

2

4.11

Татарские народные иры «серый волк»

2

1

1

5

Раздел 5 Эстафеты

15

6

9

5.1

Эстафеты с обручем

2

1

1

5.2

Эстафеты с палками

2

1

1

5.3

Эстафеты с мячом

2

1

1

5.4

Салки с заданием

2

1

1

5.5

Эстафета по кругу

2

1

1

5.6

К своим флажкам

2

1

1

5.7

Промежуточная аттестация

3

3

Тестирование , самостоятельное проведение игр

итого

68

31

37

3.2 Календарный учебный график

 Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год разработан на основе Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Годовой календарный учебный график рассмотрен на заседании педагогического совета школы (протокол №1 от 29.08.2019 г.)

УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС

(1-4 классы)

 1. Продолжительность учебного года 1 - 4 классы:

Начало учебного года – 02.09.2024 года

Окончание учебного года - 27.05.2025

2. Количество учебных недель в году

Классы

Кол-во недель

1 классы

33

2-4 классы

34

3. Продолжительность обучения по четвертям:

1 четверть (8н.)

2 четверть (8н.)

3 четверть  (10н.)

4 четверть (8н.)

Начало:  02.09.2024

Окончание:25.10.2024

Начало:  04.11.2024

Окончание: 27.12.2024

Начало:  09.01.2025

Окончание:26.03.2025

                     

Начало:  07.04.2025

Окончание:27.05.2025

  1. Продолжительность учебной недели. Продолжительность  уроков.

Начальное общее образование

1 классы

2-4 классы

Продолжительность учебной недели (дней)

5

5

Продолжительность уроков (минут)

Сентябрь-октябрь 35 , далее 40

40

Продолжительность перемен (минут)

Минимальная 5, максимальная 15

  1. Сменность занятий

1 полугодие

2 полугодие

1 смена

1а, 1б, 1в, 1г,3а,3б,2в,2б

1а, 1б, 1в,1г,2а,,4а, 4б, 4в

2 смена

4а, 4б,4в,2а

3а,3б, 2б, 2в

3.3. Формы аттестации

- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх в начале учебного года , а также в течении года по темам программы.

- Тестирование проводится в конце учебного года с целью подведения итогов по предметным знаниям программы.

 Низкий уровень (1балл)- ребёнок не справляется с тестированием, т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов теста.

 Средний уровень (2балла)- ребёнок ответил на 3-4 вопроса.

 Высокий уровень(3балла)- ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов.

- Наблюдение осуществляется в течении всего года с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.

- Самостоятельное проведение игр проводиться в конце 1 и 2 полугодия как итоговое занятие по пройденным темам программы с целью выявления личностных и метапредметных качеств каждого ребёнка.

 Низкий уровень (1балл)- ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснит содержание и правила игры или отказывается проводить игру .

 Средний уровень (2балла)- ребёнок проводит самостоятельно игру , используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к затрудняется в объяснениях содержания и правил игры .

 Высокий уровень(3балла)- ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру .

- Праздник – проводиться в конце учебного года с целью подведения итогов по пройденному курсу программы.

3.4. Оценочные материалы

Оценочная карта ( общеразвивающая дополнительная программа «Подвижные игры»)

Ф.И.

класс

Теоретическая подготовка

1 полугодие

2 полугодие

Устный опрос

Тестирование

Устный опрос

Тестирование

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Оценочная карта ( общеразвивающая дополнительная программа «Подвижные игры»)

Ф.И.

класс

Практическая  подготовка (самостоятельное проведение игр)

1 полугодие

2 полугодие

Тестирование

Тестирование

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний2б

Высокий

3.5. Методическое обеспечение программы

Методы обучения и воспитания:

  • словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
  • наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
  • методы практических упражнений;
  • метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
  • метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.

Формы проведения занятий:

1.конкурс;

2.занятие – игра;

3.спортивный калейдоскоп;

4.спортивный марафон.

Формы подведения итогов:

1.соревнования;

2.тестирование.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

1.индивидуальная;

2.работа в парах;

3.групповая;

4.коллективная.

Педагогические технологии:

1.Здоровьесберегающая технология;

2.Технологии уровней дифференциации;

3.Развивающее обучение.

Дидактические материалы:

Картотека игр, считалок.

Оборудование к играм:

скакалки или верёвочки не менее 1,5м в длину, 30-40 разноцветных геометрических фигур, рисунки различных предметов, флажки, мячи, кегли, стулья, обручи, гимнастические палки, шнуры, цветные ленты, гимнастическая стенка, скамейки, цветные карточки, мел.

Список литературы

  1. Видякин М.В. «Спортивные праздники и мероприятия в школе».-М.:2012г.
  2. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия по физкультуре  средней школе».-М.:2008г.
  3.  Баладин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных про-

цессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Краснодар, 2004г.

  1. Былеева Л.В. Подвижные игры. – М.: 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».

Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской сим­воликой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быс­трые....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...