Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы
статья по физкультуре (3 класс)

Тимофеева Дарья Павловна

Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.1.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы

В исследованиях PISA «читательская грамотность рассматривается как – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [9].

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества. Содержание понятия «читательская грамотность» включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной) [9].

Читательская грамотность. В современной школе вместо термина «чтение» используется термин «читательская грамотность». Г.А. Цукерман в своей статье разводит эти понятия, говоря о том, что чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, подчеркивают активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.

Для того чтобы дать полную характеристику понятия «читательская грамотность», обратимся к каждому слову из определения исследований PISA.

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них. Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово «использовать» подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя. Слово «размышлять» указывает на активность читателя, который для понимания авторской мысли использует свои собственные мысли и опыт. Даже на самых ранних этапах чтения читатель опирается на свое знание о том, как буквенные знаки превратить в слова, и о том, что значит каждое слово. По мере развития читателя его размышления о тексте могут менять его восприятие мира. И наоборот: знания о мире, с помощью которых читатель строит понимание текста, изменяют восприятие текста. Ясно, что эти изменения происходят по большей части бессознательно, незаметно для самого читателя. Однако иногда размышления, возникающие в процессе чтения, побуждают читателя сознательно анализировать содержание, форму и структуру текста, его соотношение с собственными знаниями читателя.

Письменные тексты – это все те связные тексты, где язык используется в графической символике – рукописные, печатные, электронные. Термин «письменные тексты» не относится к аудиозаписям, фильмам и мультфильмам, радио и телевизионным передачам или рисункам без слов. Письменный текст может включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы и комиксы со словесными подписями. Для определения читательской грамотности в тесте PISA выбрано не слово «информация», часто употребляемое для определений чтения, а слово «текст», потому что оно включает и художественные, и любые другие тексты.

Заниматься чтением. Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно использует его при решении самых разных задач. Поэтому цель обучения – культивировать и мастерство, и стремление к чтению. Речь идет о мотивации чтения, которая включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как интерес, удовольствие от чтения, ощущение свободы выбора круга чтения, разнообразные и частые практики чтения, включенность в социальные отношения, опосредствованные текстами. «…чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Эта часть определения читательской грамотности призвана обозначить в полном объеме ситуации, где без чтения нельзя обойтись. Это ситуации и частной, и общественной жизни; и гражданские, и деловые, и учебные – от формального обучения до пожизненного самообучения. Читательская грамотность помогает человеку «достигать своих целей, расширять свои знания и возможности», обеспечивая, например, возможность закончить учебное заведение или найти работу, а также удовлетворить менее конкретные и близкие желания – расширять и обогащать личную жизнь. Читательская грамотность помогает человеку «участвовать в социальной жизни», позволяя не только вносить вклад в жизнь общества, но и удовлетворять свои собственные нужды – и социальные, и культурные, и политические. Грамотным людям, к примеру, легче ориентироваться в сложных институтах – медицинских, правовых, банковских. Им легче принимать разумные решения в гражданских выборах, так как читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной свободы [9].

С точки зрения Л. М. Перминовой, читательская и естественнонаучная грамотность рассматривается как социально-экономическое явление, поскольку средний уровень читательской грамотности лучше предсказывает рост социально-экономического развития страны, чем уровень учебных достижений [18]. Н. Н. Сметанникова изучает читательскую грамотность в рамках стратегиального подхода к обучению чтению. Именно читательская грамотность (грамотность чтения) выступает «инструментом получения образования и распространения культуры, средством воспитания, интеллектуального и эмоционального развития человека, средством достижения им успеха в жизни» [8, с. 15].

В настоящее время читательская грамотность в международном исследовании PIRLS определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом или ценных для индивида. Как отмечается в материалах PIRLS, дети читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.

Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно использует его при решении самых разных задач. Поэтому цель обучения – развитие интереса к книгам и чтению, расширению круга чтения младшего школьника и, как итог, формирование культурного читателя.

Рассмотрим основные читательские умения, которые входят в понятие «читательская грамотность» (в соответствии с тестом PISA):

1. Извлечение информации из текста.

2. Создание общего понимания текста.

3. Понимание информации, сообщенной в тексте, ее перевод на язык читателя (интерпретация).

4. Размышление о содержании текстового сообщения и его оценка.

5. Размышление о форме текстового сообщения и ее оценка.

Данные умения, позволяющие полноценно и глубоко понять текст, укрупнены и соответствуют действиям:

1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).

2. Связывать и толковать (сообщение).

3. Осмыслить и оценить (сообщение).

        Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию читательской грамотности, считается литературное чтение. На этих уроках предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.

Уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя.

А. М. Новиков подчеркивает: «Грамотность является одним из важнейших показателей культурного развития населения, а относительно к школе – это важнейшее условие и показатель качества обучения». Грамотность имеет и более широкое толкование – как определенная степень владения знаниями в определенной области и умениями их применять.

Под читательской грамотностью рассматривается способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида.

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

Читательская грамотность определяется: владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

С позиции Орловой Э. А., читательская грамотность интерпретируется как готовность использовать навыки чтения для приобретения новых знаний с целью дальнейшего обучения. Большинство российских исследователей рассматривает читательскую грамотность с позиций деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

В наработках Беловой Т. В. и Саламаха О. Н. обозначено понятие читательской грамотности как совокупности знаний и навыков, которые позволяют индивиду подбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях [22].

Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности изучены в работах М. А. Пинской, Т. В. Тимковой, О. Л. Обуховой. Подробный и качественный анализ факторов, обеспечивающих формирование читательской грамотности, так же представлен в книге «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других» под редакцией И. Д. Фрумина. По мнению И. Д. Фрумина, существует ряд факторов, которые могут повлиять на формирование читательской грамотности [5].

К ним относятся факторы следующих уровней: факторы уровня школы, факторы уровня учителя, факторы уровня ученика.

В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения».

Сегодня это понятие должно отражать широкий спектр новых навыков, которые требуются в XXI веке – понимание письменных текстов, их использование для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни, самообразовании [5].

Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов [10]: понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте; оценка языка, стиля, жанра; ориентация в тексте; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышление о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Эти навыки взаимосвязаны. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами, интерпретировать прочитанный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»

Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических  работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...

Практикум для школьников. Развитие читательской грамотности при работе с научно-познавательными текстами.

Данная работа может быть использована как проверочная работа по родному языку, так и при подготовке к Всероссийским проверочным работам. В работе представлены задания по определению главной мысли, сос...

Читательская грамотность как основа функциональной грамотности

         Функциональная грамотность школьников является важным показателем качества образования. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где ...

Отчёт о деятельности методической группы учителей начальных классов «Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности младших школьников» 2024-2025 год

Отчёт о деятельности методической группы учителей начальных классов «Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности младших школьников» за 2024-2025 уч.го...

Отчёт о деятельности методической группы учителей начальных классов «Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности младших школьников» 2023-2024 год

Отчёт о деятельности методической группы учителей начальных классов «Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности младших школьников» за 2023-2024 уч.го...

Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы

Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы...

Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы

Характеристика понятия «читательская грамотность» на основе анализа научной и педагогической литературы...