Планирование с пояснительной запиской по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике (4 класс) по теме

Мальцева Евгения Алексеевна

А.В. Горячев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf.4kl.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому планированию по информатике

4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта для 4 класса, который состоит из учебника-тетради (две части), тетради проектов (авторы Семенов А. Л., Рудченко Т. А. – М.: Просвещение, Институт новых технологий, 2004).

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация личностное саморазвитие.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения информатике:

– развитие познавательных способностей, логического мышления, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог;

– обогащение нравственного опыта младших школьников.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков речевого общения, развитие коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.

Это определило необходимость выделить в тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний.

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Наряду со «знаниевым» компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Настоящий тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

В соответствии с этим реализуется типовая программа «Информатика», Семенов А. Л. (2004 г.) в объеме 35 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информатики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, искать оригинальные решения.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, составлять план, таблицы, схемы, графы. На уроках учащиеся могут участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энциклопедическими материалами.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Большую значимость имеет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (схема, таблица и др.), отделения основной информации от второстепенной. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: 

 CD «Азбука от Кирилла и Мефодия»;

 CD «Детский энциклопедический словарь».

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения

Обучающиеся должны

и м е т ь   о б щ е е   п р е д с т а в л е н и е:

– об алгоритмах;

– об играх;

– о стратегии в игре;

– о таблицах, схемах;

– о признаках и действиях объектов;

з н а т ь: правила ведения различных игр;

у м е т ь:

– решать лингвистические задачи;

– описывать отношения между объектами;

– составлять программу действий, схему рассуждения;

– соотносить истинность утверждения с рисунком;

– заполнять таблицу.

Развитие творческих способностей.

К концу четвертого класса учащиеся  д о л ж н ы:

– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме;

– владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития.

С п о с о б н ы   р е ш а т ь  следующие жизненно-практические задачи:

– рассуждать;

– делать выводы;

– самостоятельно работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).


Информатика

4 класс. Тематическое планирование

(по программе А. В. Горячева)


п/п

Система уроков

Дидактическая модель

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информа-ционно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Ветвление в построчной записи алгоритма.

Цель: знакомство

с условиями ветвления алгоритма, с циклом в алгоритме

Репродуктивная

Беседа, упражнения

Коллективная

Знать условия ветвления алгоритма

Работа со схемами

Схемы алгоритмов

2

Ветвление в построчной записи алгоритма

Продуктивная

Проблемные задания

Групповая

Уметь делать построчную запись алгоритма

Работа со схемами

Схемы алгоритмов

3

Цикл в построчной записи алгоритма

Продуктивная

Практикум

Парная

Уметь выполнять задания по алгоритму

Иметь представление о цикле в алгоритме

Работа со схемами, занимательным материалом

Занимательный материал, схемы

4

Алгоритм с параметрами. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов.

Цель: развитие умений составления и выполнения задания по алгоритму

Продуктивная

Алгоритмы

Индивидуальная

Уметь составлять алгоритм расшифровки слова

Работа с алгоритмами

Алгоритм

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритмов

Продуктивная

Практикум

Групповая

Уметь составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритмов

Работа с алгоритмами

Алгоритм


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

Подготовка к контрольной работе

Продуктивная

Проблемные задания

Парная

Уметь составлять и выполнять задания по алгоритму

Уметь дописывать команды алгоритма

Работа с алгоритмами, схемами

Игровой материал

7

Контрольная работа по теме «Составление алгоритма»

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять и выполнять команды алгоритма

Работа с таблицами, схемами

Карточки с текстом контрольной работы

8–9

Повторение пройденного

Продуктивная

Составление таблиц

Индивидуальная

Уметь составлять рисунок с помощью алгоритма

Игровой материал

10

Общие свойства

и отличительные признаки группы предметов.

Цель: развитие умений находить признаки, общие действия и составные части предметов

Исследовательская

Составление таблиц

Парная

Уметь находить общие действия и составные части предметов

Работа с таблицами

Занимательный материал (с. 30–32)

11

Схема состава объекта. Адрес составной части

Продуктивная

Составление схем

Коллективная

Уметь находить пропущенные слова на схеме состава

Знать и понимать термины: схема состава объекта, адрес составной части

Работа со схемами состава

С. 33–35, схемы состава

12

Массив объектов

на схеме состава

Продуктивная

Практикум

Групповая

Уметь описать на схеме состав предметов

Иметь представление о массиве объектов

на схеме состава

Работа со схемами

Дидактический материал, с. 36–39

13

Признаки и действия объекта составных частей

Исследовательская

Проблемные задания

Парная

Уметь находить признаки объекта

Работа со схемами

Таблица, схемы, с. 40–42

14

Подготовка к контрольной работе

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь заполнить схему состава действия

Работа со схемами

С. 43–45, схемы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15

Контрольная работа по теме «Схема состава объекта»

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь заполнить схему состава действия

Работа по карточкам

Карточки
с заданиями

16

Повторение пройденного

Творческая

Практикум

Индивидуальная

Уметь определять состав действий

Игровые задания, с. 46–48

17

Повторение пройденного

Творческая

Задания по выбору

Групповая

Уметь определять состав действий

С. 49–52

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

Цель: развитие умений различать множества и подмножества

Продуктивная

Проблемные задания

Парная

Уметь различать множества и подмножества

Уметь составлять множества

Работа с таблицами

Часть 2, с. 3–5, таблицы фигур

19

Истинность высказывания

Продуктивная

Проблемные задания

Групповая

Уметь различать истинность и ложность высказывания

Работа по таблице

С. 6–7, таблицы

с высказываниями

20

Описание отношения между объектами с помощью графа.

Цель: знакомство с понятиями: граф, вершины и ребра графа; развитие умений составлять пути в графах

Продуктивная

Проблемные задания

Индивидуальная

Уметь владеть понятиями: граф, вершины и ребра графа

Уметь описывать отношения между объектами с помощью графа

Работа по таблице

С. 8–10, таблицы

21

Пути в графах

Продуктивная

Разноуровневые задания

Парная

Уметь составлять пути
в графах

Уметь самостоятельно составлять пути в графах

Работа по построению графов

С. 12–14, графы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22

Высказывания со словами «не», «или» и выделение подграфов

Продуктивная

Разноуровневые задания

Групповая

Уметь составлять пути

в графах, выделять подграфы

Работа по построению графов

С. 15–16

23

Правило «если, то»

Продуктивная

Проблемные задания

Коллективная

Уметь различать понятия: высказывание, вывод, условие

Уметь записывать пропущенные правила на схеме

Работа со схемами

С. 17–18, схемы

24

Схема рассуждений

Продуктивная

Составление схем

Коллективная

Уметь описывать пути
к правильным выводам

Уметь делать выводы

Работа со схемами

Схемы

25–

26

Подготовка и проведение контрольной работы

Продуктивная

Задания по выбору

Коллективная

Уметь составлять множество, рисовать ребра графов, описывать пути

Уметь самостоятельно составлять пути в графах

Работа со схемами, таблицами

Карточки с текстом контрольной работы

27–

28

Повторение пройденного

Продуктивная

Разноуровневые задания

Индивидуальная

Уметь рисовать ребра графов, описывать пути

Работа со схемами

С. 30–32, схемы

29

Составление части объектов. Объекты с необычным составом.

Цель: развитие умений составлять алгоритм обратного действия, схемы состава предметов

Продуктивная

Задания по выбору

Групповая

Уметь составлять схемы состава предметов

Знать необычный состав предметов

Работа со схемами

С. 33, 37; рисунки в учебнике

30

Действия объектов

Продуктивная

Практикум

Парная

Уметь сопоставлять состав и действие предмета

Работа над заполнением таблиц

С. 34–36, таблицы

31

Признаки объектов

Продуктивная

Составление таблиц

Групповая

Уметь находить отличительные признаки предметов

Работа с таблицами

С. 3 8–40, герои сказок, таблицы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32

Объекты, выполняющие обратные действия

Продуктивная

Алгоритм, беседа

Коллективная

Уметь составлять алгоритм обратного действия

Работа над составлением обратного алгоритма

Алгоритм,
с. 42–45

.33

Подготовка к контрольной работе

Продуктивная

Составление таблиц

Коллективная

Уметь находить отличительные признаки предметов

Работа с таблицами

С. 47–50, таблицы

34

Контрольная работа по теме «Действия

и признаки объектов»

Продуктивная

Задания по выбору

Индивидуальная

Уметь составлять алгоритм обратного действия, сопоставлять состав и действие предмета

Работа над составлением обратного алгоритма

Карточки с текстом контрольной работы

35

Повторение пройденного

Продуктивная

Задания по выбору

Групповая

Уметь составлять алгоритм

Работа с таблицами, алгоритмами

С. 54–56, таблицы, алгоритмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование и пояснительные записки по ФГОСам 2, 3 классы по программе Б.М. Неменского

Изучение курса изобразительного искусства рассчитана на 34 часа в год (при 1 ч. в неделю) В работе представлена структурированнная пояснительная записка с целями и задачами курса, распределением часов...