Главные вкладки

    Программа кружка "Мир информатики"
    методическая разработка по информатике на тему

    Стеценко Виктория Викторовна

    Программа кружка "Мир информатики расчитан на три года обучения. В процессе обучения происходит знакомство детей с компьютером и основными программами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село имени Полины Осипенко»  муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края

    Программа  утверждена  

     на методическом объединение

     учителей начальных классов

            Протокол №___от______        2011г.

    Руководитель М/О_________

    /Терещенко В.Ю./

    Заместитель директора ВР_________

    /Варшавская Н.О./    

    Программа

    кружка

    «Мир информатики»

    Составила учитель

     начальных классов,

    высшей категории

    Стеценко

    Виктория

    Викторовна

    2011

    Объяснительная записка

    Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

    Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться пользоваться ими в повседневной жизни.

    Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, обусловлена  следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте  5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.

    При составлении данной программы использовались следующие пособия:

    Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17,12,2001 № 957/13-13)

    «Доктор Бит. Информатика для начинающих» 1 ступень и 2 ступень. Gruppo Editoriale Raffaeiio, 2005. Издание на русском языке ООО «Стрекоза», 2009.

    В.А. Хребетов «Информатика для младших школьников» Санкт-Петербург, издательский дом «Литера», 2008.

    В. Леонтьев «Детская компьютерная энциклопедия». Издательство «ОЛМА- ПРЕСС образование», 2005.

    Цели изучения основ информатики в начальной школе:

    1) Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера).
    2)  Развитие навыков работы на компьютере и в программах Word, Paint, Excel, PowerPoint, Paint.
    3) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.
    4) Развитие у учащихся навыков решения логических задач.

    Содержание программы

    Теория

    Знакомство с компьютером (когда появился компьютер, какие бывают компьютеры, как устроен компьютер) Элементы компьютера и их значение. Единицы измерения информации. Ввод и вывод информации. Операционная система Windows. Файлы и папки. Компьютерные программы. Всемирная сеть Интернет. Азбука безопасности в Интернет.  Правильная организация рабочего места. Принцип организации гипертекста.

    Практика

    Включение и выключение компьютера. Начало и завершение работы на компьютере. Использование клавиатуры и компьютерной мышки. Открывание файлов и папок, запуск программ. Создание новых папок. Сохранение файлов. Рисование. Редактирование изображений. Создание и оформление текста. Создание гипертекста. Работа с таблицей. Создание графиков. Создание презентаций. Математические действия с помощью программы Excel. Выход в Интернет. Поиск информации в Интернете. Сохранение изображений из Интернета. Воспроизведение аудио- и видео- файлов. Использование электронной почты.

    Тесты

    Назначение различных клавиш. Основные правила функционирования компьютера. Создание и удаление файлов и папок. Применение инструментов программы Paint. Работа со сканером и отсканированными изображениями. Использование функции WordArt в программе Word. Расширение математических задач с помощью программы Excel. Составление таблиц в программе Excel. Написание докладов с помощью программ Word, PowerPoint.

    Требования к знаниям и умениям:

    -понятие информации, источники информации;
    -определять виды информации;
    -приводить примеры информационных процессов;

    -понятие компьютера как информационной машины;
    -знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
    -приводить области применения компьютера;
    -выбирать и загружать нужную программу.;

    -работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование, печать);
    -работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять);
    -пользоваться поисковыми средствами Интернет.

    Календарно- тематическое планирование

    1 год

    Наименование разделов и тем

    Цели обучения

    Количество часов

    ДАТА

    1

    Вводный раздел

    2

    1.1

    Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ

    Познакомить с правилами поведения в классе ИКТ и с техникой безопасности при работе на компьютере

    1

    1.2

    Страна информатика. Чем будем заниматься на занятиях кружка

    1

    2

    Что такое компьютер

    17

    2.1

    Когда появился компьютер. Какие бывают компьютеры? Как устроен компьютер?

    Изучить основные элементы, составляющие компьютер.

    Научиться правильно размещать компьютер в комнате.

    Научиться правильно включать и выключать компьютер.

    Познакомиться с операционной системой Windows

    1

    2.2

    Что такое ПК? Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

    1

    2.3

    Системный блок. Электронные носители информации.

    2

    2.4

    Периферийные устройства. Периферийные устройства ввода и вывода.

    1

    2.5

    Контрольное задание

    1

    2.6

    Клавиатура

    2

    2.7

    Мышка. Монитор.

    1

    2.8

    Контрольное задание

    1

    2.9

    Включаем и выключаем компьютер. Как отдавать команды Windows

    1

    2.10

    Рабочий стол. Как работать с окнами? Что такое корзина?

    2

    Меню Пуск. Что такое кнопка «Пуск»?

    1

    2.11

    Игры в Windows

    2

    2.12

    Контрольное задание

    1


    3


    Рисуем на компьютере


    8

    3.1

    Что такое программы. Как запускать программы. Открываем программу Paint

    Научиться открывать и закрывать программу Paint.

    Научиться пользоваться панелью инструментов и выполнять простые рисунки в программе Paint.

    Научиться изменять, сохранять, копировать и печатать рисунки в программе Paint.

    1

    3.2

    Панель инструментов

    1

    3.3

    Рисуем картинки – графический редактор Paint (сохраняем, открываем, копируем, раскрашиваем , печатаем рисунок)

    5

    3.4

    Контрольное задание

    1

    4

    Word. Работа с текстом.

    9

    4.1

    Открываем Word. Интерфейс Word: кнопочная панель.

    Научиться работать в текстовом редакторе Word: набирать и редактировать тексты, сохранять текстовые документы и вставлять в текст изображения.

    Научиться использовать возможности  WordArt.

    1

    4.2

    Панель форматирования. Линейка. Область задач.

    1

    4.3

    Как создать новый документ? Как открыть документ? Оформляем текст.

    1

    4.4.

    Меняем шрифт. Выравниваем текст. Используем стили. Вставляем картинки. Создаём надписи и заголовок. Проверка орфографии. Сохранение документа

    5

    4.5

    Контрольное задание

    1

    2 год

    1

    Что мы уже знаем о компьютере?

    6

    1.1

    Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИКТ. Как устроен компьютер?

    Расширить представление об устройстве компьютера.

    Научиться создавать папки.

    Научиться выполнять операции с файлами.

    1

    1.2

    Периферийные устройства.

    1

    1.3

    Операционная система. Организация данных в системе Windows

    1

    1.4

    Работаем с файлами и папками. Что находится в папках: «Мой компьютер», «Мои документы»? Как работать с проводником? Какие операции можно выполнять с файлами и папками?

    2

    1.5

    Контрольное задание

    1

    2

    Программа Excel

    19

    2.1

    Открываем Excel. Возможности программы  Excel.

    Познакомиться с программой  Excel. Научиться активизировать ячейки, раскрашивать их, вносить в них данные. Научиться производить арифметические действия в программе  Excel. Научиться выстраивать списки данных в порядке возрастания и убывания в программе Excel. Научиться строить графики в  Excel. Научиться вставлять в документ  Excel изображения.

    1

    2.2

    Контрольное задание

    1

    2.3

    Учимся складывать в  Excel.

    2

    2.4

    Учимся вычитать в  Excel.

    2

    2.5

    Учимся умножать в Excel.

    2

    2.6

    Учимся делить в  Excel.

    2

    2.7

    Контрольное задание

    1

    2.8

    Измеряем горы, сравниваем реки

    2

    2.9

    Строим графики в  Excel.

    3

    2.10

    Вставляем изображение в  Excel.

    2

    2.11

    Контрольное задание

    1

    3

    Интернет

    Познакомиться с мировой компьютерной сетью Интернет. Научиться входить в Интернет и находить там нужную информацию. Познакомиться с электронной почтой.

    9

    3.1

    Что такое Интернет

    1

    3.2

    Заходим в Интернет

    1

    3.3

    Поиск в Интернете

    4

    3.4

    Электронная почта

    2

    3.5

    Контрольное задание

    1

    3 год

    1

    Мультимедиа

    9

    1.1

    Устанавливаем мультимедийные программы

    1Научиться подключать к компьютеру новые периферийные устройства и устанавливать программы. Научиться редактировать изображения в программе Pаint. Познакомиться с программой  Windows Media Player. Научиться записывать информацию на СD – диски. Научиться сохранять изображения из Интернета

    1

    1.2

    Устанавливаем мультимедийные периферийные устройства

    1

    1.3

    Учимся работать со сканером

    1

    1.4

    Работаем с изображениями

    1

    1.5

    Windows Media Player

    1

    1.6

    CD- и DVD- диски

    1

    1.7

    Записываем диск

    1

    1.8

    Сохраняем картинки из Интернет

    1

    1.9

    Контрольное задание

    1

    2

    Изучаем Гипертекст

    9

    2.1

    Что такое Гипертекст?

    Познакомиться с понятием гипертекста, его структурой и принципом функционирования. Научиться создавать страницы гипертекста и связывать их между собой ссылками. Научиться оформлять гипертекст иллюстративным материалом и таблицами.

    1

    2.2

    Создаём гипертекст

    1

    2.3

    Создаём домашнюю страницу

    1

    2.4

    Создаём новую страницу.

    1

    2.5

    Создаём ссылку, удаляем ссылку

    1

    2.6

    Все дороги ведут…на домашнюю страницу

    1

    2.7

    Создаём таблицу в Word

    1

    2.8

    Завершаем работу над гипертекстом

    1

    2.9

    Контрольное задание

    1

    3

    Изучаем историю с  PowerPoint

    11

    3.1

    Что такое презентация

    Познакомиться с основными функциями программы  PowerPoint. Научиться создавать презентации в программе  PowerPoint. Научиться пользоваться эффектами анимации в программе  PowerPoint

    3.2

    Открываем  PowerPoint

    1

    3.3

    Создаём титульную страницу. Выбираем тип слайда. Создаём новые слайды.

    1

    3.4

    Используем анимацию

    1

    3.5

    Создаём презентацию по темам

    4

    3.6

    Просматриваем готовые презентации

    1

    3.7

    Новые темы для презентаций

    2

    3.8

    Контрольное задание

    1

    4

    Проекты с использованием ИКТ

    5

    4.1

    Выбор темы, проблемы. Планирование работы над проектом.

    Закрепить навыки работы на компьютере и в программах Word, Paint, Excel, PowerPoint, Paint.

    1

    4.2

    Реализация проекта. Оформление результатов

    3

    4.3

    Защита проектов

    1



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

    Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

    Рабочая образовательная программа по информатике для 2 класса на основе программы Бененсон Е.П.

    Рабочая образовательная программа  по информатике для 2 класса (1 час в неделю – 34 часа в год) составлена на основе программы  и учебника Бененсон Е.П., Паутова А.Г. «Информатика и ИКТ. 2 к...

    Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

    Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

    Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

    Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

    Программа по информатики внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"

    Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс необходимый шаг в развитии общего образования в связи с ростом информационного потока и развития информационных технологий.Рабочая программа внеуроч...

    Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

    Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...