Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Бавина Анна Юрьевна

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011. Программа составлена на основе авторской программы Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах», соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_2_klass.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А. А. Леонтьева – М.: Баласс, Изд. Ром РАО, 2011.

Программа составлена на основе авторской программы Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах».

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

В основе построения курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Отбор методов и средств обучения основывается на  деятельностном подходе и педагогических технологиях:

  1. проблемно-диалогической
  2. оценивания учебных достижений;
  3. проектной;
  4. правильного типа читательской деятельности.

Курс соответствует государственным стандартам начального общего образования, а так же позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углублённого изучения математики.

Цели обучения курса обусловлены общими целями российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества. Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности математического образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение. 

Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 34 учебные недели).

Изменения в авторскую программу не внесены.  

Цели и задачи курса

Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса – развить умение проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

  1. Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.
  2. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими.
  3. Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии,  по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
  4. Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.

Цели изучения информатики во 2 классе:

  1. формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементов реальной действительности;
  2. знакомство с основными теоретическими понятиями информатики;
  3. приобретение опыта создания  и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера;
  4. формирование умения  строить простейшие информационные модели и использовать их в решении при решении различных практических задач;
  5. формирование системно-информационной картины мира в процессе создания текстов, рисунков, схем;
  6. формирование умений и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе;
  7. формирование и развитие умений  использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и библиотек.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  1. создание условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  2. формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений;
  3. обеспечить прочное и осознанное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  4. сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  5. сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  6. сформировать устойчивый интерес к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  7. сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  8. выявить и развить математические и творческие способности на основе предлагаемых в курсе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Содержательные линии программы.

  1. Числа и операции над ними.

Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Определяются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки; в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма. Поэтому, наряду с устными вычислениями большое значение уделяется обучению письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придаётся алгоритмизации.

В программу курса включены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множества величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что в свою очередь, станет основой для формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

  1. Величины и их измерение.

Величина является одним из основных понятий курса математики. В процессе изучения формируется представление о каждой из величин как о некотором свойстве предметов и  явлений окружающей нас жизни, а так же умение выполнять измерения величин.

Формирование представлений о каждой включённой в программу величине и способах её измерения имеет свои особенности. Выделяют основные этапы при их изучении:

  1. выявление и уточнение представлений учащихся о данной величине (опора на жизненный опыт);
  2. проведение сравнения однородных величин;
  3. знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
  4. выполнение сложения и вычитания значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования;
  5. знакомство с новыми единицами измерения величин;
  6. выполнение сложения и вычитания значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
  7. выполнение умножения и деления величины на отвлечённое число.

  1. Текстовые задачи.

В ходе решения задач учащимися усваивается смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатом действия, зависимость между величинами. Учащиеся знакомятся с различными методами решения задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными математическими моделями, лежащими в основе каждого метода; а так же с различными способами решения в рамках выбранного метода.

  1. Элементы геометрии.

Изучение геометрического материала служит двум целям: формирование у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью и объёмом). В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  1. формирование представлений о геометрических фигурах;
  2. формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и их измерением.

  1. Элементы алгебры.

Формирование понятий, связанных с алгеброй: выражение, равенство, неравенство (числовое и буквенное), уравнение, формула. Суть данных понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. Формируется умение правильно пользоваться терминологией и символдикой.

 

  1. Элементы стохастики.

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных особенностей, вероятных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно»), начал статистической культуры. Базу для решения вероятных задач создают комбинаторные задачи. Использование их позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить с новым способом решения, формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности. Комбинаторные задачи имеют практическую направленность и основаны на реальном сюжете.  

  1. Нестандартные и занимательные задачи.

При решении такого вида задач учащиеся учатся применять теоретические сведения для обоснованных рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение обратное данному; проводить несложные классификации, примеры и контрпримеры.

Модули информатики по четвертям во 2-ом классе
1 четверть

Тема

«Информатика в играх и задачах»

часть, раздел, № задания

Действия предметов.

Часть 1, раздел 1.

Часть 1, раздел 2.

Обратные действия.

Часть 1, раздел 2.

Последовательность событий.

Часть 1, раздел 2.

Высказывания. Понятия «истина» и «ложь».

Часть 2.

2 четверть

Тема

«Информатика в играх и задачах»

часть, раздел, № задания,

урок в методических рекомендациях.

Отрицание.

Часть 2.

Тема: решение логических задач.

Высказывания со связками «и» «или».

Часть 2.

Закрепление.

Часть 2 (4 четверть).

3 четверть

Тема

«Информатика в играх и задачах»

часть, раздел, № задания,

урок в методических рекомендациях.

Признаки предметов.

Часть 1.

Описание предметов.

Часть 1.

Состав предметов.

Часть 1.

4 четверть

Тема

«Информатика в играх и задачах»

часть, раздел, № задания,

урок в методических рекомендациях.

Алгоритм.

Часть 1.

Ветвление.

Часть 1.

Повторение (материалы к/р).

Часть 1.

Повторение.

Часть 1.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Информатика» к концу первого года обучения (конец 2 класса).

Учащиеся должны знать/понимать, что:

  1. такое информация;
  2. как человек воспринимает информацию;
  3. компьютер является универсальной машиной, предназначенной для обработки информации;
  4. названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
  5. компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа – набор таких правил;
  6. алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели;
  7. информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;
  8. правила поведения в компьютерном классе.

Уметь:

  1. приводить примеры источников информации;
  2. приводить примеры работы с информацией;
  3. приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
  4. приводить примеры полезной и бесполезной информации;
  5. запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
  6. выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
  7. с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.

Примерный комплекс упражнений для глаз

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6.
  4. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
  5. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1–6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся

по школьному курсу

  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
  2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).
  3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

  1. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
  1. Ответ за теоретический вопрос  считается  безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
  2. Решение задач считается  безупречным, если  правильно выбран  способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
  3. Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.
  1. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
  2. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком  уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если  ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
  3. правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
  4. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

 Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

  1. ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  2. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
  3. допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  4. допущены ошибка или более двух  недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

  1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы  умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  2. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
  3. при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 

Для письменных работ учащихся:

оценка «5» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
  3. в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

  1. допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Для начальной школы используются следующий учебно-методический комплекс:

  1. Учебник: А.В. Горячев, К.И. Горина. «Информатика в играх и задачах» 2 кл., М. Баласс 2011.
  2. Пособия для преподавателей:
  1. СD - «Роботландия» 1-4 кл.
  2. CD – «Занимательная информатика»
  3. А.В. Горячев «Информатика в играх и задачах» 2 кл. методические рекомендации для учителя. М. Баласс, 2011.

Календарно-тематическое планирование уроков информатики.

№ урока

Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Признаки предметов.

Изучить признаки и классифицировать их по общему признаку.

2

Описание предметов.

Уметь описывать, определять, сравни-вать предметы.

3

Состав предметов.

Знать составные части предметов.

4

Действия предметов.

Уметь описывать и определять пред-меты по их действиям.

5

Симметрия.

Усвоить понятие симметричные фи-гуры.

6

Координатная сетка.

Находить предметы на координатной сетке.

7

Повторение по теме «План действий». Контрольная работа (20 минут).

8

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

9

Повторение пройденного материала.

10

Действия предметов.

Уметь определять результат действия.

11

Обратные действия.

Уметь определять действия, обратные данному.

12

Последовательность собы-тий.

Уметь определять последовательность событий.

13

Алгоритм.

Усвоить составление и выполнение алгоритма.

14

Ветвление.

Уметь составлять алгоритм с условием (ветвление).

15

Повторение. Контрольная работа по теме «Отличитель-ные признаки предметов» (20минут).

16

Повторение. Анализ конт-рольной работы. Работа над ошибками.

17

Множество. Элементы множества.

Уметь определять множество по его элементам.

18

Способы задания множеств.

Уметь задавать множества в пересе-чении. Находить ошибки.

19

Сравнение множеств.

Уметь соотносить количество эле-ментов одного множества с другим.

20

Отображение множеств.

Уметь соотносить количество эле-ментов одного множества с элемен-тами другого.

21

Кодирование.

Уметь зашифровывать и расшиф-ровывать слова.

22

Вложение множеств.

Уметь различать вложенные мно-жества.

23

Пересечение множеств.

Уметь изображать графами пересе-кающиеся и непересекающиеся множества.

24

Объединение множеств.

Уметь выявлять признаки объединения множеств.

25

Повторение. Контрольная работа по теме «Множества» (20 минут).

26

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

27

Повторение по теме «Мно-жества».

28

Высказывание. Понятие Истина и Ложь.

Уметь оценивать высказывания с точки зрения истинности и ложности.

29

Отрицание.

Уметь отрицать некоторые свойства с помощью частицы не.

30

Высказывания со связками и, или.

Уметь различать множества, содер-жащие операции и, или.

31

Графы. Деревья.

Уметь решать задачи с помощью графов.

32

Комбинаторика. Повторение.

Уметь решать задачи с помощью графов.

33

Контрольная работа.

34

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного ма-териала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 4 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...