Доклад- интерактивные методы
материал по информатике на тему

Переворочаева Юлия Станиславовна

Доклад- интерактивные методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-_interaktivnye_metody.doc46.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Доклад

на тему: «Использование интерактивных методов обучения учеников в начальных классах»

                                                     Подготовила и выступила

                                                   на конференции сш №41

                                                        учитель начальных классов

                                            Переворочаева Ю. С.

Белгород - 2007

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ОДНОГО ИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" -это "взаимный", "act" -действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии ученика с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учеников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере добро желательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать


новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействую, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвеши вать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты". Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учащихся имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуж даемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Приведу пример одной формы интерактивного обучения.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

  1. Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу.
    Педагог формулирует проблему.
  2. Второй  этап.  В  течение  определенного  времени  (примерно   10
    минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает
    предлагаемые меры для решения проблемы.

3.  Третий    этап.    По    кругу    каждый    ученик    зачитывает    свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Считаю, что прием "большого круга" оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

"Аквариум" - форма диалога, когда ученикам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название - аквариум.

Что дает этот организационный прием ученикам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.

Применяя в своей работе интерактивные методы, считаю, что ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением при использовании интерактивного обучения меняется взаимодействие педагога и ученика: активность педагога уступает место активности ученика, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Как же на практике осуществлять интерактивное общение?

 Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все дети. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех учеников в процесс обсуждения.


Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается   известная   закрепощенность,   скованность,   традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для его самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Группа должна быть подготовлена таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, "вывернув" шею. Поэтому столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению учеников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.


В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку учеников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Основной вывод проведенных исследований таков: положительный эффект от интерактивности при обучении достигается в результате того, что она заставляет ученика извлекать только что полученную информацию из памяти.

Литература:

  1. Вайсен Р., Оли Дж., Эванс В., Ли Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д. Обучение жизнен ным навыкам в школах. - М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Коростылева Л.А., Советова О.С. Психологические барьеры и
    готовность к ново введениям. - СПб., 2000.

3. Инновационные процессы в школе: организация и управление. - Владимир, 2002.

4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии. - М.: Роспедагентство, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интерактивные методы обучения"

В презентации представлен материал для методического обединения...

Доклад "Интерактивное обучение"

доклад на тему "Интерактивное обучение"...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Доклад «Интерактивная доска Interwrite™ Board»

Этот материал поможет тем, кто только начинает работать с интерактивной доской. Подробно останавливаюсь на основных понятиях,  рассматриваю, как создать страницу, как набирать и редактировать тек...

Доклад "Интерактивное обучение"

Материал содержит рекомендации по организации интерактивного обучения в начальной школе...