Рабочая программа внеурочной деятельности «Окно в компьютерный мир» 2013 г 2 класс
рабочая программа по информатике (2 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.

На занятиях внеурочной деятельности по  информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Окно в компьютерный мир»  составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2 класса начальной общеобразовательной школы Симонович С.В.  СПб : Питер, 2011год.

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.

На занятиях внеурочной деятельности по  информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.

В рабочей программе нашли отражение цели,  изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2004 г.). Они направлены  на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

- знакомство с базовой системой понятий информатики;

- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

В неделю 2 ч, итого 68 часов

Содержание программы

Техника безопасности

Цель: Сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены, познакомиться с правилами при работе с компьютером; усвоение знаний в работе с компьютером, правила поведения в кабинете информатики и при работе на компьютере; способность развить умения соблюдать правила по технике безопасности в кабинете информатики; содействовать развитию информационной культуры.

Освоение приёмов работы с мышью

Цель:  научиться управлять указателем мыши, необходимо освоить основные приемы работы: простое перемещение мыши; перемещение мыши при нажатой левой кнопке; щелчок — краткое нажатие на кнопку мыши; двойной щелчок — быстрое двойное нажатие на кнопку мыши.

 Компьютерное меню. Блокнот

Цель: познакомиться с текстовыми редакторами (Блокнот), его назначением и основными возможностями; рассмотреть на примере Блокнота структуру графического интерфейса текстового редактора; познакомится с основным меню, командами основного меню текстового редактора Блокнот; отработать ввод текста: заглавная буква, новый абзац, символы : ( ) .

Технология ввода текста

 Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк. Ввод заглавных букв. отработать ввод текста: заглавная буква, новый абзац, символы : ( ) .

Цель: развитие общих учебных навыков; формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда; сформировать: понимание отличий информационных задач и программных средств; знания основных группы клавиш клавиатуры; умение решать информационные задачи с использованием компьютера; навыки набора текстовой информации; познакомиться с текстовым редактором Блокнот, его назначением и основными возможностями; рассмотреть на примере Блокнота структуру графического интерфейса текстового редактора; познакомится с основным меню, командами основного меню текстового редактора Блокнот; отработать ввод текста: заглавная буква, новый абзац, символы – знаки препинания, скобки.

Ввод знаков препинания

Повторение назначения основных клавиш клавиатуры и клавиш управления курсором  дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах; ввести понятие документа.

Познакомить с назначением клавиатуры; основными группами клавиш; с группой клавиш, которой мы пользуемся, набирая текст; клавишами  передвижения курсора по экрану.

Ввод прописных букв

Повторение назначения основных клавиш клавиатуры и клавиш управления курсором

Удаление символов стоящих перед текстовым курсором

знакомство с клавишей Dele

Удаление символов стоящих после текстового курсора

знакомство с клавишей Backspace

Программа «Калькулятор»

Цель урока: познакомить учащихся с программой Калькулятор, рассказать о его интерфейсе и использовании; развивать логическое мышление и смекалку; познакомить учащихся с эволюцией устройств для счёта, рассмотреть возможности использования технических устройств для проведения математических расчётов,  выделить наиболее известные устройства для счёта; развитие мыслительной деятельности, осмысление полученных знаний, способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта; научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя,  воспитывать чувство уверенности в себе, желание самому получить результат поиска.

Вычисления на компьютере с помощью мыши

Научиться работать в программе Калькулятор для выполнения математических расчетов. Развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, активизация деятельности.
Воспитательная - воспитание познавательного интереса учащихся средствами межпредметных связей математики и информатики
. Развивающая – развитие логического мышления, внимания, активизация деятельности.

Вычисления на компьютере с помощью клавиатуры

Закрепить знакомство с программой калькулятор и научиться использовать её для решения математических задач углубить представления о задачах обработки информации; • познакомиться с преобразованием текстовых данных.

Освоение технологии Правка Копировать Вставить

Изучение меню «Правка» команда «Копировать».  Перемещение фрагментов текста; Создание копий фрагментов текста.  команды "Правка-Копировать" и "Правка - Вставить"

Оформление данных вычисления в программе Блокнот

Цель: познакомить учащихся с приспособлениями для вычислений древних времен; познакомить учащихся с программой Калькулятор; формирование умения выполнять вычисления с помощью Калькулятора; способствовать развитию памяти, внимания; развитие логического мышления; формирование потребности в расширении и приобретении знаний; поддержание интереса к предмету. приобретение практических навыков работы с текстовыми редакторами, Калькулятором и передачи данных через Буфер обмена

Редактирование текста

Цель: научиться вставлять между первым и вторым абзацами текста пустую строку, используя клавишу Enter; вставлять две пустые строки перед первым абзацем; Удалять все пустые строки клавишей Delete; разбивать Текст на две строки; объединить разбитую строку, установите курсор в начало второй строки и нажмите клавишу Backspace. Добавлять в документ еще один абзац текста и выполнять команду Файл > Сохранить. (сохранение документа уже имеющего имя).

Форматирование текста

Цель: Овладеть методикой форматирования абзацев  в программе с Блокнот; Получить   навыки работы по оформлению текста в; Формат» отвечает за форматирование  (изменение) шрифта, начертания и размера шрифта. Изменение шрифта,  начертание или размер шрифта через меню  «Формат».

Знакомство с программой Paint

Знакомство с графическим редактором Paint. Запуск графического редактора обеспечить усвоение учащимися понятия компьютерная   графика, познакомить учащихся с назначением основных  инструментов графического редактора, отработать навыки  общения с программой; развитие чувства художественного вкуса; воспитание познавательной потребности, формирование  коммуникативных навыков при работе в группе.

Создание компьютерного рисунка

определить роль рисунков в жизни человека, дать первоначальные представления о программе Pаint, её назначении; развивать умения учащихся сравнивать, делать выводы; расширить представления учащихся о мире живописи, способствовать формированию эстетического вкуса; воспитание познавательной потребности, положительной мотивации учебной деятельности, воспитание умения работать в группе.

Настройка инструментов

Цель: научить учащихся настраивать параметры инструментов;  организовать закрепление полученных знаний в ходе самостоятельной работы; развить логическое мышление и пространственное воображение учащихся; воспитать положительную мотивацию учебной  деятельности, усидчивость.

Редактирование компьютерного рисунка

Цель: научить школьников технологии создания рисунка; развить самостоятельность при выполнении работы; логическое мышление; воспитать усидчивость, устойчивый интерес к предмету.

Сохранение компьютерного рисунка

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия «файл», сформировать понимание технологии сохранения файла на жестком диске; развивать умение переносить ранее полученные знания на новый учебный материал, умение структурировать информацию; воспитание познавательной потребности, аккуратности при работе с информацией.

Действия с фрагментом рисунка

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия «фрагмент рисунка», научить школьников технологии выделения фрагмента  при построении компьютерного рисунка; развить логическое мышление и пространственное воображение учащихся; воспитать аккуратность при работе за компьютером.

Как открыть сохранённый рисунок

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия «редактирование», научить школьников использовать команду Отменить при построении компьютерного рисунка; развить у ребят умение планировать свою деятельность  для достижения конкретного результата; воспитать уверенность в своих силах, аккуратность  при работе за компьютером.

Интерфейс графического редактора

Закрепление работы с интерфейсом графического редактора

Сборка рисунка из деталей

Цель: научить школьников технологии сборки рисунка из деталей,   совершенствование умения использовать инструмент Выделение. развивать логическое мышление и пространственное   воображение ребенка; воспитание познавательной потребности, умения  планировать свою работу и прогнозировать ее  результат

Инструмент карандаш

проверить, оценить ЗУН по теме (определить уровень усвоения и их комплексное применение); обеспечить применение полученных знаний на практике в творческой ситуации; актуализировать необходимость изучения данной темы в школьном курсе; привить навыки самостоятельной работы при изучении возможностей программного средства. способствовать выявлению способностей учащихся при работе с компьютерной графикой; развивать умение осуществлять самооценку своей работы на уроке; развивать умение оценивать работу товарищей; развивать творческие способности учащихся.

Инструмент Кисть

Рисовать в графическом редакторе Paint при помощи некоторых инструментов: ластик, карандаш, кисть, заливка, распылитель

Инструменты создания фигур

Цель: обеспечить усвоение учащимися технологии построений  с помощью клавиши SHIFT и использование приема вспомогательных построений. развивать логическое мышление и пространственное   воображение ребенка;

 воспитание познавательной потребности, умения  планировать свою работу и прогнозировать ее  результат.

Инструмент Прямоугольник

Цель: закрепление полученных знаний о графическом редакторе “Paint”; познакомиться с инструментом “Прямоугольник” программы Paint; научиться применять инструмент “Прямоугольник”. формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Графический редактор Paint. Инструмент “Прямоугольник”, освоить работу мыши с помощью графического редактора Paint. развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности. развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность.

Инструмент Овал

Изучение инструмента: «Эллипс».

Цель Познакомить учеников с различными  возможностями изображения окружности при помощи инструмента «Эллипс». Научиться изображать круги и овалы различных диаметров, а также пользоваться инструментом «Заливка»  и закрашивать их различными цветами.

Инструмент Многоугольник

Изучение инструмента: «Многоугольник».

Цель Познакомить учеников с различными  возможностями изображения окружности при помощи инструмента «Многоугольник». Научиться изображать предметь различных диаметров, а также пользоваться инструментом «Заливка»  и закрашивать их различными цветами.

Настройка инструментов создания фигур

Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint, 
• Настраивать инструменты графического редактора Paint.

Инструмент Прямая линия

Изучение инструмента: «Прямая линия» .

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Изменение размера выделенного объекта» и научиться пользоваться инструментом «Прямая линия»

Инструмент Кривая линия

Изучение инструмента: «Кривая линия» - Безье.

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Изменение размера выделенного объекта» и научиться пользоваться инструментом «Кривая линия»- Безье.

Инструменты выделения

Изучение инструмента: «Выделение».

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Изменение размера выделенного объекта» и научиться пользоваться инструментом «Выделение»

Инструмент Надпись

Изучение инструмента: «Надпись».

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Настройка инструментов» и научиться пользоваться инструментом «Надпись»

Инструмент Заливка

Изучение инструмента: «Заливка».

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Настройка инструментов» и научиться пользоваться инструментом «Заливка»

Инструмент Распылитель

Изучение инструмента: «Распылитель».

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Настройка инструментов» и научиться пользоваться инструментом «Распылитель»

Создание рисунка инструментом распылитель

Правила работы с мышью, настройка инструмента.

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

Изучение меню «Палитра» и инструмента: «Цветной ластик».

Цель работы: Повторение команды «Копировать», «Изменение размера выделенного объекта», инструментов «Кривая линия», «Многоугольник» и научиться пользоваться  меню: «Палитра» - «Изменение палитры», инструментом «Цветной ластик».

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Надпись

Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint. Инструмент Надпись

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Карандаш

Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint. Инструмент карандаш

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Распылитель

Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint. Инструмент Распылитель.

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Кисть

Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint. Инструмент кисть.

Создание рисунка . замок

Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint: (кисть и карандаш, ластик, инструментырисования геометрических фигур, распылитель, заливка, палитра цветов).

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Техника безопасности

1

2

Освоение приёмов работы с мышью

1

3

Компьютерное меню. Блокнот

1

4

Технология ввода текста

1

5

Ввод заглавных букв

1

6

Ввод знаков препинания

1

7

Ввод прописных букв

1

8

Удаление символов стоящих перед текстовым курсором

1

9

Удаление символов стоящих после текстового курсора

1

10

Программа «Калькулятор»

1

11

Вычисления на компьютере с помощью мыши

1

12

Вычисления на компьютере с помощью клавиатуры

1

13

Освоение технологии Правка Копировать Вставить

1

14

Оформление данных вычисления в программе Блокнот

1

15

Редактирование текста

1

16

Форматирование текста

1

17

Знакомство с программой Paint

1

18

Создание компьютерного рисунка

1

19

Настройка инструментов

1

20

Редактирование компьютерного рисунка

1

21

Сохранение компьютерного рисунка

1

22

Действия с фрагментом рисунка

1

23

Как открыть сохранённый рисунок

1

24

Интерфейс графического редактора

1

25

Сборка рисунка из деталей

1

26

Инструмент карандаш

1

27

Инструмент Кисть

1

28

Инструменты создания фигур

1

29

Инструмент Прямоугольник

1

30

Инструмент Овал

1

31

Инструмент Многоугольник

1

32

Настройка инструментов создания фигур

1

33

Инструмент Прямая линия

1

34

Инструмент Кривая линия

1

35

Инструменты выделения

1

36

Инструмент Надпись

1

37

Инструмент Заливка

1

38

Инструмент Распылитель

1

39

Создание рисунка инструментом распылитель

1

40

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

41

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

42

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

43

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

44

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

45

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

46

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

47

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

48

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

49

Создание рисунка в графическом редакторе Paint

1

50

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Надпись

1

51

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Надпись

1

52

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Карандаш

1

53

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Карандаш

1

54

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Карандаш

1

55

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Распылитель

1

56

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Распылитель

1

57

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Распылитель

1

58

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Кисть

1

59

Создание текста  в графическом редакторе Paint. Кисть

1

60

Создание рисунка . замок

1

62

Создание рисунка . замок

1

63

Создание рисунка . замок

1

64

Создание рисунка . замок

1

65

Создание рисунка . замок

1

66

Создание рисунка . замок

1

67

Создание рисунка . замок

1

68

Создание рисунка . замок

1

Планируемые результаты освоения программы

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки  и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; 

уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:

        - название и назначение основных частей персонального компьютера;

        - назначение основных клавиш на клавиатуре;

        - основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;

        - интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows.

- назначение графического редактора и сферы его применения;

        - возможности простого графического редактора Paint;

        - понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;

        - пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

        - работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;

        - работать с окнами;

  1. правила работы за компьютером;
  2. назначение главного меню;
  3. работать мышью;
  4. выбирать пункты меню;
  5. запускать программу и завершать работу с ней;

Графический редактор Paint

Обучающиеся должны знать:

  1. назначение и возможности графического редактора;
  2. понятие фрагмента  рисунка;
  3. понятие файла;
  4. точные способы построения геометрических фигур;
  5. понятие пикселя;

Обучающиеся должны уметь:

  1. настраивать панель Инструменты графического редактора;
  2. создавать  простейшие рисунки с помощью инструментов;
  3. выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  4. сохранять и открывать графические файлы;
  5. - создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
  6.         - выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;
  7.         - создавать рисунок по данному алгоритму;
  8.         - редактировать рисунок;
  9.         - сохранять рисунок на диске.

Блокнот

  1. Создание текстового документа в программе Блокнот.
  2. Сохранение документа.
  3. Использование полос прокрутки.
  4.  Ведение дневника с помощью программы Блокнот.
  5. Выбор фрагментов текста в документах.
  6. Копирование, вырезка и вставка. 
  7. Форматирование документа.
  8. Основы работы с клавиатурой.
  9. Преобразование текста.
  10. Работа с фрагментами текста.
  11. Работа с цветом. 

Калькулятор

  1. формирование умения выполнять вычисления с помощью Калькулятора
  2. выполнять простые и сложные вычисления.
  3. развитие памяти, внимания;
  4. развитие логического мышления
  5. передача данных с помощью буфера обмена из программы Калькулятор в программу Блокнот

Список литературы

Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова.

Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2  класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак.

Симонович Сергей Витальевич Информатика. Книга для учителя классов. 2 класс.  СПб : Питер, 2008год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Компьютерную Долину"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Компьютерную Долину" для 3 класса...