Программа по внеурочной деятельности.
учебно-методическое пособие (информатика) по теме

Копкова Ольга Фёдоровна

Представленная программа " Удивительный мир юного программиста" расчитана на 3 года обучения(2 кл., 3кл., 4 кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отделение дополнительного образования детей Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Рассмотрена на пед.совете                                                                                                                                                                                                                                                                                    школы                                                                                   «Утверждаю»

 Протокол №______от._______                                                                                                                                                                       Д                                                                          Директор ГБОУ школы№588                          

        _____________ Куприна М.А.

Программа внеурочной деятельности

 «Увлекательный мир юного программиста»

для учащихся начальной школы

                                            Составитель: учитель начальных классов                                    

                                       Копкова Ольга Фёдоровна

        Возраст детей от 8 до 10 лет.

Срок реализации программы 3 года

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

Пояснительная записка………………………………………………………..

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ …………….

1.1.Цели и задачи программы ……………………………………………

 1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины………….

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ………………………………

2.1. Тематический план …………………………......................................

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………….

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации

       программы …………………………………………………………....

3.2. Рекомендуемая литература…………………………………………..

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Новизна.

Программа «Увлекательный мир юного программиста» отличается от школьного курса более широким охватом программ-приложений, знакомит с возможностями компьютера в повседневной жизни, предполагает не только теоретическое, но и практическое знакомство с мультимедиа и Интернетом, способствует формированию новых представлений о возможностях компьютерной графики.  

Учащиеся младших классов испытывают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Характеристика программы

          Программа «Увлекательный мир юного программиста» рассчитана на детей младшего школьного возраста(от 8 до 10 лет). 

         Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 2 раза  в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы –3года.

 

  Объем курса –216 часов. Каждый год обучения рассчитан на 72 часа.

 

   Ожидаемый результат:

  1. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
  2. Умение самостоятельно осуществлять творческие проекты  в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.
  3. Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

  Формы контроля. 

Анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT,  конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д.  Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях - игра «Умники и умницы», игра «Открытие видов информации»,  «Путешествие в страну Зазеркалье».

                              Цели и задачи программы.

 Цель программы:

 формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

  1. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс).
  2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
  3. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
  4. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
  5. Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT.
  6. Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.
  7. Обучить учащихся основам алгоритмизации и программирования.
  8. Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
  9. Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности
  10. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
  11. Приобщить к проектно-творческой деятельности.
  12. Формировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

            Требования к уровню освоения содержания дисциплины

должны знать:

  • правила техники безопасности;
  • основные устройства ПК;
  • правила работы за компьютером;
  • виды информации и действия с ней;
  • назначение и возможности графического редактора PAINT;
  • возможности текстового редактора WORD;
  • назначение и работу программы Power Point;
  • понятия локальных и глобальных сетей;
  • основы Интернет;
  • работу электронной почты;
  • назначение и возможности при работе в интегрированной графической среде ПервоЛого.

должны  уметь:

  • соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
  • включить, выключить компьютер;
  • работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
  • свободно набирать информацию на русском  и английском регистре;
  • запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
  • работать с программами   Word, Paint, , Power Point;
  • работать с электронной почтой;
  • создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
  • уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого;
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

                                   Учебно-тематический план

1 год обучения

 п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Введение.

Компьютер и безопасность.

1

1

2

2

Виды информации и действия с ней.

Человек и информация.

6

14

20

3

Знакомство с компьютером.

Роль компьютера в жизни человека.

6

23

29

4

Учимся рисовать

Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов

4

9

13

5

Создаем текст

Знакомство с программой WORD

4

4

8

ИТОГО

21

51

72

Содержание курса 1 года обучения.

Введение

Теория. Правила техники безопасности при работе с компьютером.

Практика. Разучивание и выполнение упр. для глаз.

Виды информации и действия с ней.

Теория. Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации.

Практика. Игра «открытие видов информации».

Знакомство с компьютером

Теория. Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека.

Практика. Диагностика ИК -компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры,  значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы

Учимся рисовать

Теория .Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения.

Практика. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо».

Создаем текст

Теория. Программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа.

Практика. Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена,  возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст-объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи  Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье»

Учебно- тематический план

2 год обучения

 п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

2                          

                Введение.

                Множество.

1 

      2

        4

1

    6

3

Интернет и его возможности

6

25

31

4

Создаем презентацию

4

16

20

5

Алгоритмика

4

10

14

ИТОГО

17

55

72

Содержание курса 2 года обучения.

Введение

Теория. Правила техники безопасности при работе с компьютером.

Практика. Выполнение упр. для глаз.

Множество

Теория. Понятие множество. Элементы множества. Сравнение множеств.        Практика. Отображение множеств. Вложенные множества. Пересечение и объединение множеств.

Интернет и его возможности

Теория. Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека.

 Практика. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение  и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.

Создаем презентацию

Теория. Программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация. Панель инструментов, сохранение документа, завершение работы.

Практика. Создание презентации,  добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна. Настройка анимации, вставка фигур. Создание  собственной презентации на заданную тему.

Алгоритмика

Теория. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов.

Практика. Написание алгоритма. Игра «Кто исполнитель?».

Учебно- тематическое планирование

3 год обучения

 п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

1

1

2

Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы.

2

5

7

3

Работа с рисунком и формами Черепашки.

4

12

16

4

Объекты, управление объектами (программирование черепашки).

4

12

16

5

Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.

4

12

16

6

Работа с текстом.

2

10

12

7

Игра «Умники и умницы»

1

3

4

ИТОГО

18

54

72

Содержание курса 3 года обучения.

Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы.

Теория. Создание альбома, знакомство с рабочим полем, инструментами, формами Черепашки.

Практика. Сохранение альбома.

Работа с рисунком и формами Черепашки.

Теория. Создание рисунка с использованием инструментов, создание рисунка с использованием форм Черепашки; работа с фрагментами рисунка, изменение формы Черепашки; копирование, удаление и перемещение и изменение рисунка и форм Черепашки. Создание рисунков: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”.

Практика. Создание рисунка на свободную тему.

Объекты, управление объектами (программирование черепашки).

Теория. Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”.

Практика. Создание мультипликационного сюжета на свободную тему.

Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.

Теория. Реагирование объектов друг на друга, реагирование объектов на цвет, управление объектами при помощи светофора.

Практика. Создание мультипликационного сюжета: “Регулируемый перекресток”. Мультипликационный сюжет на свободную тему.

Работа с текстом.

Теория. Текстовое окно, размер и цвет шрифта, проверка правописания, изменение размера и перемещение текста.

Практика. Редактирование текста.

Работа с графической информацией.

Использование графических файлов для создания рисунков и фона, вставка фона для листа из файла. Работа на сканере. Обучение сканированию рисунка. Использование графических файлов в проекте. Разработка проекта “Новогодняя открытка”.

Работа со звуковой информацией.

Запись звука, вставка звука из файла, прослушивание звуковой информации; создание мелодии, вставка музыки из файла, воспроизведение музыки.

Создание простейших мультимедийных проектов.

Создание мультимедийных проектов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Скачки”, “Космос”, “Домик в деревне”, “Регулируемый перекресток”, “Игра хоккей”, “Фигурное катание”; кнопки, оглавление альбома, сохранение альбома.

Разработка индивидуального творческого мультимедийного проекта.

Индивидуальная работа по разработке творческого мультимедийного проекта.

Конкурс творческих проектов

Защита творческих проектов на конкурсе, награждение победителей дипломами, грамотами, ценными подарками.

РАЗДЕЛ 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации

программы.

Программы  Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint).

Технические средства - мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски, Интернет; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.

                3.2 Рекомендуемая литература.

Основная литература

  1. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
  2. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
  5. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
  6. 9.Федеральный компонент государственного стандарта  общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
  7. 10.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
  8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336.
  9. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989
  10. Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
  11. Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
  12. Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2000
  13. Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.

Дополнительная и справочная литература

1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании

пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.

3. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа

плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.

4. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //

Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.

5. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. -

М.2008. № 1.С.56-58

Литература для обучающихся

  1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
  2. Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
  3. Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991

Интернет – ресурсы.

 www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об  информационной безопасности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...