Алгоритмы и исполнители, 2 класс
план-конспект урока по информатике (2 класс) по теме

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

Учебник Бененсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_i_ispolniteli.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм и исполнители. Составление и выполнение алгоритмов. Последовательность действий и результат выполнения алгоритмов.

Цели: (теоретическая часть)

  1. Продолжить знакомство с понятием «алгоритм».
  2. Познакомить с новой формой записи команд алгоритма – с помощью условных графических изображений.
  3. Учить составлять и выполнять алгоритмы.
  4. Развивать логическое мышление, внимание, формирование умений планировать свою деятельность.
  5. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Формируемые навыки работы на компьютере:

  • Управление экранным объектом с помощью набора команд в режиме непосредственного выполнения и в режиме выполнения алгоритма.
  • Самооценка работы.

Оборудование: модель аквариума, поля для прогулок Энтика (одно большое, у детей маленькие), алгоритм «Свари кашу», рыбки, мультимедийная установка, компьютеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент

+Начинаем занятие по информатике. Скажите, какие темы мы уже изучили?

- Информация. Части компьютера.

  1.  Закрепление.

+ Какую новую тему начали изучать?

- Алгоритмы и исполнители.

+Продолжаем изучение этой темы. Чему будем учиться на занятиях?

- Выполнять и составлять алгоритмы.

+Правильно. Тема нашего урока составление и выполнение алгоритмов.

+ Что такое алгоритм?

- Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нём обозначены начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала алгоритма к его концу.

+ С алгоритмами мы встречаемся в жизни.

+ Составим алгоритм.

На доске карточки:

… Всыпать в кастрюлю манную крупу

… Налить молоко в кастрюлю

… Нагреть молоко до кипения

… Положить соль и сахар в кастрюлю

… Помешивая, кипятить 10 мин

+ Пронумеруйте данные шаги алгоритма по порядку. Чтобы сварить манную кашу, надо:

  1. Налить молоко в кастрюлю.
  2. Нагреть молоко до кипения.
  3. Всыпать в кастрюлю манную крупу.
  4. Положить в кастрюлю сахар и соль.
  5. Помешивая, кипятить 10 минут.

+ Есть другие мнения? Можно заменить шаги в этом алгоритме?

-Можно.

+Какие шаги можно поменять?

- 3 и 4.

+ Мы повсюду в жизни встречаемся с алгоритмами.

+ С каким исполнителем алгоритма познакомились на занятиях по информатике?

- С Энтиком.

+Какие команды выполняет? (прикрепляю поле, показывают на доске)

- Вправо, влево, иди 1, иди 2, иди 3.

+ Проверим как умеете выполнять алгоритмы.

+ Возьмите модели поля.

На доске и на партах поле и исполнитель Энтик:

+ Исходное положение: Энтик стоит в нижнем левом углу и смотрит вверх.

Начало

ИДИ 2

ВПРАВО

ИДИ 1

ВЛЕВО

ИДИ 1

ВПРАВО

ИДИ 3

Конец

+ Покажите, куда пришёл  Энтик, после выполнения команд.

+ Следующее задание сложнее, оно тренирует внимание. Исходное положение: Энтик стоит в верхнем правом углу и смотрит влево.

Начало

ИДИ 3

ВЛЕВО

ИДИ 2

ВПРАВО

ИДИ 2

ВЛЕВО

ИДИ 2

Конец

+ Покажите, куда пришёл  Энтик, после выполнения команд.

  1. Работа за компьютерами:

+ Молодцы, с этим заданием справились, а сейчас выполним несколько заданий с помощью компьютера.

+ В какой программе будем работать?

- «Информатика 2. Прогулки Энтика.»

+ Вам необходимо будет собрать несколько предметов, которые встретятся на пути у Энтика: обойти забор, найти палку, собрать клубнички, поймать кошку, попасть в конуру.

+ Если вы правильно выполните задание, сколько предметов должно появиться в окне?

- 5

+ Кто запомнил? Назовите их.

- Забор, палка, клубнички, кошка, конура.

+ Занимаем свои места за компьютерами, запускаем программу, выполняете задание.

(дети выполняю задание)

+ Сколько предметов успели собрать? Кто полностью справился с заданием поднимите руку. Кого затруднило задание? Молодцы!

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

  1. Новый материал:

На доске вывешивается аквариум:

+ Сегодня на уроке мы познакомимся с необычными аквариумами, которые подарили Мише и Маше в Компьютерной долине. На аквариуме две кнопки. Если нажать на синюю кнопку, наливается 3 литра воды. При нажатии на белую – выливается 2 литра. В аквариум помещается 10 литров воды.

+ Откройте учебник на с. 11, з. 10.

+Как Миша предлагает нажимать кнопки аквариума, чтобы заполнить его полностью?

- 4 раза нажать синюю, потом 1 раз белую.

+ Найдите запись Мишиного алгоритма. Чем задаются команды?

- Кругами.

+ Что означает синий круг?

- Команду «Налить 3 л воды».

+Что означает белый круг?

-Команду «Вылить 2 л воды».

+Ребята, давайте мысленно выполним алгоритм Миши. Сколько литров воды было в аквариуме сначала?

- 0.

+Подпишите это число под словом Начало.

+ Какая первая команда?

-Налить 3 л воды.

+Сколько воды будет в аквариуме после выполнения первой команды?

- 3.

+ Правильно. Подпишите это число под кругом, обозначающим первую команду.

+Какая вторая команда?

- Налить 3 л воды.

+ Сколько теперь стало литров воды в аквариуме?

-6.

+ Подпишите это число под кругом.

+ Самостоятельно подпишите, сколько литров воды будет в аквариуме после выполнения третьей и четвёртой команды.

+ Сколько воды будет после выполнения четвёртой команды?

-12.

+Все с этим согласны? Кто записал другое число под четвёртым кругом? Какое это число?

-10.

+ Почему?

- В аквариуме помещается только 10 л воды, и больше налить невозможно. Лишняя вода выльется.

+Молодцы! Все, у кого другое число под четвёртым кругом, исправьте,  на 10.

+Какая последняя команда?

- Вылить 2 л воды.

+Сколько воды будет в аквариуме после выполнения всего алгоритма?

-8.

+Верно. Подпишите это число под словом Конец.

+А теперь аналогично выполним алгоритм Маши.

(дети записывают числа под кругами).

+Сколько будет воды в аквариуме после выполнения всего алгоритма?

-10.

+Какова была цель алгоритма?

- Налить полный аквариум воды.

+Достиг ли цели Мишин алгоритм?

- Нет. В итоге 8 л, а не 10. Аквариум не полон.

+Достиг ли цели Машин алгоритм?

-Да. 10-литровый аквариум заполнен полностью.

+Запишите в тетради.

+Выполним задание под буквой в. Прочитайте. Самостоятельно запишите новый алгоритм из пяти команд.

+Проверьте друг у друга решения.

+Назовите решения.

- +3, -2, +3, +3, +3;        +3, +3, -2, +3, +3.

+От чего зависит результат выполнения алгоритма?

- Результат выполнения алгоритма зависит от набора команд и порядка их следования.

+Прочитайте текст внизу 11 страницы рядом с буквой i.

  1. Работа за компьютерами: (мультимедиа)

+А теперь потренируемся в составлении и  выполнении алгоритмов в программе «Аквариум» (объяснение учителем)

+ Откроем программу «Аквариум». Там вы увидите 2 аквариума. Нажмем на маленький, в который помещается 8 л воды.

+ Нам нужно налить в аквариум 2 литра воды и не намочить пол. Чтобы начать выполнять задание, нужно нажать на кнопку задание и 2 литра, а далее выполнить алгоритм, используя синюю и белую кнопку. Помогите мне заполнить аквариум.

+Молодцы. Дальше задания будете выполнять самостоятельно.

+ Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задания?

- Надо подумать, спланировать, решить задачу, рассуждать, уметь логически мыслить.

+ Займите свои места за компьютерами. Выполните задания.

(аналогично дети наливают в аквариум 5, 7 и 8 литров воды)

+ Оцените свою работу. Сколько заданий выполнили?

  1. Подведение итогов:

+Чему учились на занятии?

- Составлять и выполнять алгоритмы.

+Что было трудно?

+Какие задания понравилось выполнять?

+Давайте заполним наш аквариум.

+Кому было легко и интересно на занятии, вы справились со всеми заданиями – прикрепите жёлтую рыбку; если испытывали трудности – красную рыбку. MCj04283870000[1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Алгоритм" Информатика 4 класс Матвеева Н.В.

Электронный вариант теста по теме "Алгоритм"  предназначен для выполнения заданий на персональных компьютерах....

Открытый урок по информатике "Виды алгоритмов" во 2 классе

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по теме "В мире алгоритмов" для 1 класса

Конспект урока по теме "В мире алгоритмов" разработан в рамках ФГОС для учащихся 1 ласса, с исипользованием конструктора LegoWedo...

Рабочая программа по математике УМК "Алгоритм успеха" (1 класс) ,авторы Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Федорова Л.И., Булычев В.А.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса  составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения ОО...

Алгоритм технологии мастер-класс

Как правильно провести мастер-класс? Как отобрать материал и донести его до слушателей? Предлагаю неколько советов из своего опыта....

Знакомимся с понятиями "алгоритм" и "исполнитель"

Термин "алгоритм" произошел от имени великого математика МУХАММЕДА АЛЬ-ХОРЕЗМИ (на латыни - Algorithmi). Мухаммед аль-Хорезми разработал правила выполнения четырех действий арифметики. Многие годы пон...