«Алгоритмы и исполнители. Последовательность действий и результат выполнения алгоритма».
план-конспект урока (2 класс) на тему

Третий урок по теме "Алгоритмы", работа за компьтерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар учителей начальных классов   20.10.2015   Федосеева И.Г.

Тема урока: «Алгоритмы и исполнители. Последовательность  действий и результат выполнения алгоритма».

Цель: организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия “алгоритм” и применению  алгоритма в разных ситуациях.

Задачи урока:

обучающие:

формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);

обучение поиску и исправлению ошибок в заданных алгоритмах;

применение алгоритма на практике;

развивающие:

составление способов действий  по алгоритму и их  применению в разных  ситуациях;

способствовать развитию логического мышления;

развивать умение находить информацию по словарям;

воспитательные:

эстетическое воспитание детей;

воспитание толерантности;

воспитание коммуникативных навыков.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: Начать урок я хочу с фрагмента из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти?

  Белый кролик ей отвечает:

- Все зависит от того, куда Вам надо попасть».

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

  Ученики: (различные  варианты ответов)

  Учитель: Правильно!  Нужно составить план, а последовательный план  действий  - это и есть алгоритм.

  - Что такое  алгоритм?

Ученики: Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов.

Учитель: Из чего состоит и что должен обязательно иметь алгоритм?

Ученики: Алгоритм состоит из шагов и должен иметь обязательно цель, по достижении которой говорят о завершении алгоритма.

Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия.

Учитель: Ребята, может быть кто – нибудь приведёт свои примеры алгоритмов, с которыми мы встречаемся в жизни.

2.Изучение нового материала

Учитель: Сегодня  на урок я принесла три документа: инструкция по эксплуатации холодильника; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши.
Учитель: Как вы думаете, что общего между этими документами?

Ученики: Это всё порядок выполнения действий, т.е. алгоритм.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим  работу с алгоритмами  и я предлагаю вам поработать в группах.

Каждой группе я даю свой алгоритм, в ходе работы вы должны ответить на следующие вопросы:

1.Является ли данная последовательность алгоритмом? 

2.Можно ли выполнить данный алгоритм?

3.Что произойдёт  в результате выполнения?

1группа    Алгоритм «Как получить кипяток»

1.Налить в чайник воды.

2.Поставить чайник на газовую плиту.

3.Открыть кран газовой горелки.

4.Ждать пока чайник закипит.

5.Зажечь спичку.

6.Выключить газ

2 группа Алгоритм «Как  перейти на другой берег реки»

1.Подойди к реке Волга.

2.Войди в воду.

3.Иди по дну, пока не выйдешь на другой берег.

3 группа  Алгоритм « Как настроить сотовый телефон»

Алгоритм дан на китайском языке.

Учитель: Давайте, ребята, проверим как вы справились с работой.

1 группа

Является ли данная последовательность алгоритмом? (Да, нет.)
Что неверно в данной последовательности? (Порядок действий.)
Что произойдет в результате выполнения? (Взрыв, чайник не вскипит – спичку не зажжём.)
Установите правильный порядок действий. (Учащиеся называют действия по порядку.)

ВЫВОД: Очень важен порядок в алгоритме. Алгоритм должен быть точным.

2 группа

Что здесь не так? (Человек не сможет идти по дну без специального обмундирования.)
Как исправить, чтобы получить выполнимый алгоритм?

(Добавить ещё команды)

ВЫВОД: Алгоритм должен состоять из команд, которые исполнитель умеет выполнять.

3 группа

Является ли данная последовательность алгоритмом? (Да, нет.)

Что здесь не так? (Алгоритм написан на другом языке.)
Как исправить, чтобы получить выполнимый алгоритм?

(Перевести на русский язык)

ВЫВОД: Алгоритм должен быть понятным.

ОБЩИЙ ВЫВОД:

Учитель: Что такое  алгоритм? Из чего состоит и что должен обязательно иметь алгоритм? Каким должен быть алгоритм?

Ученики: Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. Алгоритм состоит из шагов и должен иметь обязательно цель, по достижении которой говорят о завершении алгоритма. Алгоритм должен  быть точным, понятным и выполнимым.

3.Практическая работа №1

Учитель: А теперь, ребята, проверим как вы сами умеете выполнять алгоритмы. Перед вами на партах лежат конверты, в них  алгоритм выполнения работы и материалы, которые вам пригодятся. Открывайте конверты. Приступайте к работе.

( В конвертах даны задание 9 стр. 10 учебника. Для девочек алгоритм Маши, для мальчиков – Миши).

Учитель: Обведите  отрезки, которые вы увидели и раскрасьте  фигуры красным и синим карандашом.

Учитель: Когда два алгоритма, состоящие из одинаковых команд, могут привести к разным результатам?

Ученики: Два алгоритма, состоящие из одинаковых команд, могут привести к разным результатам, если порядок команд не совпадает.

4.Практическая работа №2

Учитель: Ребята, сегодня  мы многое узнали об алгоритмах.  Напомните мне, каким должен быть алгоритм?

Ученики: Алгоритм должен быть точным, понятным и выполнимым.

Учитель: А я хочу дополнить, что алгоритм должен быть и результативным. А вот на сколько результативна будет ваша работа, мы узнаем, выполнив следующее задание.

 Учитель: У нас есть два аквариума. На аквариумах две кнопки: синяя и белая. Наберите в аквариум 8 литров воды, предварительно составив алгоритм работы.

(Дети парами работают за машинами.)

 Учитель: Давайте проверим, какие алгоритмы у вас получились.

5. Итог урока

Учитель: Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте ещё раз вспомним, что такое алгоритм?

Из чего состоит и что должен обязательно иметь алгоритм?

Каким должен быть алгоритм?

Как вы считаете, наш урок был результативным?

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, вспомните с чего мы начали урок?

Ученики: С фрагмента из сказки Льюис Кэррола «Алиса в стране чудес.»

Учитель: Правильно. Если вы на нашем уроке пришли туда, куда хотели, то вы «ставите» Алису на первую дорожку, если ещё немного раздумываете, то на вторую, ну а если совсем не понимаете куда идёте, то на третью дорожку.