«Алгоритмы и исполнители. Последовательность действий и результат выполнения алгоритма».
план-конспект урока (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Городской семинар учителей начальных классов 20.10.2015 Федосеева И.Г.
Тема урока: «Алгоритмы и исполнители. Последовательность действий и результат выполнения алгоритма».
Цель: организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия “алгоритм” и применению алгоритма в разных ситуациях.
Задачи урока:
обучающие:
формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);
обучение поиску и исправлению ошибок в заданных алгоритмах;
применение алгоритма на практике;
развивающие:
составление способов действий по алгоритму и их применению в разных ситуациях;
способствовать развитию логического мышления;
развивать умение находить информацию по словарям;
воспитательные:
эстетическое воспитание детей;
воспитание толерантности;
воспитание коммуникативных навыков.
Ход урока:
1.Организационный момент. Учитель: Начать урок я хочу с фрагмента из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»: «Алиса спрашивает у кролика: - Куда мне надо идти? Белый кролик ей отвечает: - Все зависит от того, куда Вам надо попасть». Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? Ученики: (различные варианты ответов) Учитель: Правильно! Нужно составить план, а последовательный план действий - это и есть алгоритм. - Что такое алгоритм? Ученики: Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. Учитель: Из чего состоит и что должен обязательно иметь алгоритм? Ученики: Алгоритм состоит из шагов и должен иметь обязательно цель, по достижении которой говорят о завершении алгоритма. Учитель: Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Учитель: Ребята, может быть кто – нибудь приведёт свои примеры алгоритмов, с которыми мы встречаемся в жизни. 2.Изучение нового материала Учитель: Сегодня на урок я принесла три документа: инструкция по эксплуатации холодильника; порядок сборки кухонного шкафа; рецепт приготовления манной каши. Ученики: Это всё порядок выполнения действий, т.е. алгоритм. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу с алгоритмами и я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе я даю свой алгоритм, в ходе работы вы должны ответить на следующие вопросы: 1.Является ли данная последовательность алгоритмом? 2.Можно ли выполнить данный алгоритм? 3.Что произойдёт в результате выполнения? 1группа Алгоритм «Как получить кипяток» 1.Налить в чайник воды. 2.Поставить чайник на газовую плиту. 3.Открыть кран газовой горелки. 4.Ждать пока чайник закипит. 5.Зажечь спичку. 6.Выключить газ 2 группа Алгоритм «Как перейти на другой берег реки» 1.Подойди к реке Волга. 2.Войди в воду. 3.Иди по дну, пока не выйдешь на другой берег. 3 группа Алгоритм « Как настроить сотовый телефон» Алгоритм дан на китайском языке. Учитель: Давайте, ребята, проверим как вы справились с работой. 1 группа Является ли данная последовательность алгоритмом? (Да, нет.) ВЫВОД: Очень важен порядок в алгоритме. Алгоритм должен быть точным. 2 группа Что здесь не так? (Человек не сможет идти по дну без специального обмундирования.) (Добавить ещё команды) ВЫВОД: Алгоритм должен состоять из команд, которые исполнитель умеет выполнять. 3 группа Является ли данная последовательность алгоритмом? (Да, нет.) Что здесь не так? (Алгоритм написан на другом языке.) (Перевести на русский язык) ВЫВОД: Алгоритм должен быть понятным. ОБЩИЙ ВЫВОД: Учитель: Что такое алгоритм? Из чего состоит и что должен обязательно иметь алгоритм? Каким должен быть алгоритм? Ученики: Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. Алгоритм состоит из шагов и должен иметь обязательно цель, по достижении которой говорят о завершении алгоритма. Алгоритм должен быть точным, понятным и выполнимым. 3.Практическая работа №1 Учитель: А теперь, ребята, проверим как вы сами умеете выполнять алгоритмы. Перед вами на партах лежат конверты, в них алгоритм выполнения работы и материалы, которые вам пригодятся. Открывайте конверты. Приступайте к работе. ( В конвертах даны задание 9 стр. 10 учебника. Для девочек алгоритм Маши, для мальчиков – Миши). Учитель: Обведите отрезки, которые вы увидели и раскрасьте фигуры красным и синим карандашом. Учитель: Когда два алгоритма, состоящие из одинаковых команд, могут привести к разным результатам? Ученики: Два алгоритма, состоящие из одинаковых команд, могут привести к разным результатам, если порядок команд не совпадает. 4.Практическая работа №2 Учитель: Ребята, сегодня мы многое узнали об алгоритмах. Напомните мне, каким должен быть алгоритм? Ученики: Алгоритм должен быть точным, понятным и выполнимым. Учитель: А я хочу дополнить, что алгоритм должен быть и результативным. А вот на сколько результативна будет ваша работа, мы узнаем, выполнив следующее задание. Учитель: У нас есть два аквариума. На аквариумах две кнопки: синяя и белая. Наберите в аквариум 8 литров воды, предварительно составив алгоритм работы. (Дети парами работают за машинами.) Учитель: Давайте проверим, какие алгоритмы у вас получились. 5. Итог урока Учитель: Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте ещё раз вспомним, что такое алгоритм? Из чего состоит и что должен обязательно иметь алгоритм? Каким должен быть алгоритм? Как вы считаете, наш урок был результативным? 6. Рефлексия Учитель: Ребята, вспомните с чего мы начали урок? Ученики: С фрагмента из сказки Льюис Кэррола «Алиса в стране чудес.» Учитель: Правильно. Если вы на нашем уроке пришли туда, куда хотели, то вы «ставите» Алису на первую дорожку, если ещё немного раздумываете, то на вторую, ну а если совсем не понимаете куда идёте, то на третью дорожку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление результатов выполненных проектов учеников в виде материального продукта
В этой презентации выборочно представлены результаты выполненных проектов учеников в виде материального продукта...
Фиксация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы. 1 класс.
Комплексные итоговые работы в 1 классе....
Алгоритмы и исполнители, 2 класс
Учебник Бененсон...
Знакомимся с понятиями "алгоритм" и "исполнитель"
Термин "алгоритм" произошел от имени великого математика МУХАММЕДА АЛЬ-ХОРЕЗМИ (на латыни - Algorithmi). Мухаммед аль-Хорезми разработал правила выполнения четырех действий арифметики. Многие годы пон...
Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма
учебник Бененсон...
Технологическая карта урока по информатике, УМК "Школа 2100", 4 класс, тема: "Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Графический редактор Paint (копировать - создание и сохранение рисунка)"
Цель урока: формирование у обучающихся умений составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритма, выполнять действие «копировать» в графическом редактором PaintЗадачи урока:...
Технологическая карта урока информатики "Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Графический редактор Paint (копировать - создание и сохранение рисунка)" (4 класс, УМК "Школа 2100")
Цель урока: формирование у обучающихся умений составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритма, выполнять действие «копировать» в графическом редакторе Paint.Задачи урокаДидакт...