Сценарий урока по информатике во 2 классе по теме «Информация и данные. Работа со словарем»
план-конспект урока по информатике (2 класс) по теме

Клушева Светлана Николаевна

Форма урока: урок – комплексного  применения знаний и умений (урок закрепление)

Цель: закрепить умения отличать данные разных видов друг от друга и сравнивать их между собой; повторить этические правила и нормы при работе с информацией; развивать память и познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_otkrytyy_urok.docx50.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа п. Первомайский»

Дергачевский район Саратовская область

Сценарий урока по информатике во 2 классе

по теме «Информация и данные.

Работа со словарем»

УМК по информатике БИНОМ. Лаборатория знаний,

авторы:  Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова,

Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова

Клушева Светлана Николаевна

учитель начальных классов,  

I квалификационная категория

e-mail учителя: Svetlana.klushewa@yandex.ru

e-mail школы: alshina63@mail.ru


Дата проведения: 09.02.2013 г.

Форма урока: урок – комплексного  применения знаний и умений (урок закрепление)

Цель: закрепить умения отличать данные разных видов друг от друга и сравнивать их между собой; повторить этические правила и нормы при работе с информацией; развивать память и познавательные интересы.

Задачи:

Деятельностная  –  закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица соответствия»;

расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в по вседневной жизни;

закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени;  

развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нем.

Содержательная  –  овладение основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всему изученному разделу (текстовая информация и текстовые данные; графическая информация и графические данные; числовая информация и числовые данные; десятичное и двоичное кодирование). (УУД: воспроизводить способы выполнения кодирования: знаками (буква, цифра и т.д.), графически (рисунок, фото и т.д.));

умение видеть проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию. (УУД: уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов);

умение рассуждать и обосновывать свои действия (УУД: различать знаки, использовать соответствующие знаково-символические средства для записи данных);

контроль и самоконтроль при выполнении заданий, работая в группах, парах, самостоятельно; развивать воображение и логическое мышление при работе с кодированным  материалом, внимание при работе с компьютером;

Здоровьесберегающая  –  охрана здоровья, избегать переутомления, концентрация внимания, развитие памяти: смена поз, динамическая минутка, гимнастика для глаз, различные виды деятельности;

Воспитательная – интерес к предмету; усидчивость, аккуратность, внимательность, уважение друг к другу (УУД: коммуникативные – умение работать в парах, группах).

Оборудование:

для учащихся: учебники 2 ч., рабочая тетрадь №2; магнитные планшеты; ПК для индивидуальной работы; увеличительное стекло на парту; колпак гнома 7 шт.; цветочки голубые, красные и желтые для рефлексии.

Для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, школьная доска, учебник 2 ч., рабочая тетрадь №2, книга-коробка.


Сценарий открытого урока по информатике во 2 классе

Этапы урока и оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

- Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь им, поприветствуйте. Теперь посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь, вдохните, выдохните и садитесь.

Выполняют задание учителя. Настраиваются на работу.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно).

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия

- самостоятельное выделение познавательной цели

- Ребята, мы с вами находимся в кабинете информатики. Расскажите мне и нашим гостям правила поведения в нем. 

Введение в тему урока, актуализация темы.

Ответы детей

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с интерактивной доской.

Доска затемнена,  работает в режиме «ПРОЖЕКТОР»

На доске запись «Получите информацию: ПОХИЩЕННА         . C:\Users\Администратор\Desktop\для презентации\Fantasy_Fairy_Worl12d_025284_29.jpg C:\Users\Администратор\Desktop\для презентации\istoriya_poyavleniya_zapirayuschih_zamkov_large.jpg       . ВЫСЫЛАЕМ            И        C:\Users\Администратор\Desktop\для презентации\Labirint_3_11.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\для презентации\0_6ff7a_1e9146c_XL.pngC:\Users\Администратор\Desktop\для презентации\02_1.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\для презентации\odessa-catacombs.10057.large_slideshow.jpg

- Ребята кто бы мог прислать это письмо?

- Как вы думаете, что хотел адресат этого письма?

- Посмотрите внимательно на письмо. Как оно написано? Что можно сказать о нем?

- Что мы узнали из письма?

- Посмотрите, какая интересная книга. Посмотрим что там внутри?!

- А вот и карта! (презентация)

- Что нам необходимо для поисков Белоснежки?

- Ребята здесь еще что-то есть…

(учитель достает скрученные роллы с мелким текстом)

- Как же прочесть, что там написано?

Информация и данные. Работа с словарем.

Вспомним что такое "информация"  и что такое "данные".

Проверим как запомнили значения терминов: текстовая информация и текстовые данные; графическая информация и графические данные; числовая информация и числовые данные; десятичное и двоичное кодирование, сравним их между собой и заполним словарь.

Отыщем Белоснежку и преодолеем все препятствия.

Поработаем с учебником, рабочей тетрадью и компьютером.

Дети зачитывают письмо, пытаясь его расшифровать.

Ответы детей.

Письмо зашифровано. Написано в форме текстового и графического сообщения.

Информацию о том, что похищена Белоснежка, гномы закрыты в подземелье, а нам выслали колпаки гномов и карту.

Из книги-коробки достают колпаки гномов. Наряжаются гномиками.

- Информация и данные.

- При помощи лупы.

Дети зачитывают тему урока, цель и задачи, используя лупу.

III. Первичное закрепление.

Работа  над темой урока.

Презентация к уроку слайд 2

1)  Числовая информация и числовые данные

Задание 1.  Значение терминов

Числовая информация

Числовые данные

Нет.

Логические универсальные действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Самоконтроль.

- Отправляемся в путь. Мы с вами оказались в темном и страшном туннеле. Вам страшно?

- Нет?! Какие вы молодцы.

- Кто преградил нам дорогу?

Паук.

- Паук хочет что-то нам сообщить, и если мы разгадаем, то сможем отправиться дальше.

Числа – это порядковые номера ее лап.

- Молодцы! Смотрите свет в конце туннеля. Чтобы выбраться мы должны поработать в рабочей тетради на с. 12 №1.

- Прочтите предложения.

- Ребята знаете, что было там в туннеле? Это были самоцветы. Вот они посмотрите.

- Предлагаю вам посчитать.

- Теперь поделите их поровну: что вы для этого сделали?

- Предлагаю Вам поднять красный самоцвет, если вы считаете что с заданием не справились, желтый – если у вас возникли трудности, но вы справились, или синий – если вы справились с этим заданием легко.

Дети зачитывают определения к терминам.

Дети пересчитывают и делят по 3 цвета на каждого.

Рефлексия.

IV.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Физминутка - игра

- Ребята пока вы считали,  паук предложил мне поиграть с вами в игру.  Вам понадобится кодовая таблица в рабочей тетради на стр. 66.

Я сейчас скажу одному из вас слово на ушко, а он должен будет передать соседу закодированное слово цифрами.

Сосед декодирует слово и шепчет на ушко своему соседу,  и так до конца.  Последний  игрок говорит нам вслух слово.

Задание 2.  Игра «Телефон с кодом»

Дети выходят из-за парт встают полукругом.

Рефлексия. Самоцветы

V.Закрепление. Работа в группах.

По карточкам.

Индивидуальная работа с интерактивной доской

2) Кодирование: десятичное.

- Ребята, сейчас нам нужно разделиться на группы  для прохождения скоростной железной дороги.

- Вам нужно выполнить задания, в которых нужно заполнить таблицу.

-Для Соловьева Ф. есть индивидуальное задание. Тебе необходимо закодировать сообщение цифрами.

 Работа по группам.

1 группа – Дыбошина Ек.

                    Клушев Д.

                   Нурмуханова К.

2 группа – Салыков Р.

                   Карманова Д.

                   Толкачева В.

Индивидуальная работа у доски

Соловьев Ф.-  зашифруйте сообщение цифрами.

Проверка. Рефлексия. Самоцветы

VI. Работа на компьютере

3) Кодирование: двоичное.

- Ребята, вспомним правила пользования компьютером.

- Выслушайте задание. Мы оказались в сумеречном лесу. В нем легко заблудиться, но не легко найти дорогу, поэтому нужно быть очень внимательными. Сначала рассмотрите кодированную таблицу: все буквы заменяются числами?..

- Вы догадываетесь, что вам нужно сделать?

Ответы детей

а – 0000      к – 1111      ь  – 1011

е – 0001      л – 1110

о – 0010      м – 1101

у – 0011      п – 1100

ю – 0100     р  – 1000

я – 0101      т  – 1010

Варианты ответов детей

Проверка. Рефлексия. Самоцветы

VII. Физминутка для глаз.

Презентация физминутки для глаз «А снег идет»

Ребята внимательно наблюдают за происходящим на экране.

VIII. Работа в парах

4) Работа со словарем. Магнитные планшеты.

- Ребята сейчас вы поработаете в парах. У нас остался один кодированный замок. Ответив правильно вы тем самым откроете замок. И Мы сможем освободить Белоснежку и семь гномов.

Дети работают в парах на магнитных планшетах по изученным терминам.

Соловьев Ф. работает на палитре.

Проверка. Рефлексия. Самоцветы

IX.Итог урока.

Ребята, продолжите предложения:

На уроке я повторил…

Я научился…

На уроке мне было…

Я понял, что…

Я радовался…

Я всегда буду…

Термины по теме информация и данные

Работать с таблицами. (т.п.)

Интересно (скучно)

Можно закодировать любую информацию.

Что у меня (у друзей) все получилось.

На уроках внимательным.

X. Домашняя работа

Р.т. стр.22, в уч. Стр. 46-47

XI. Рефлексия. Выставление оценок.

Работа с Самоцветами.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока по математике 2 класс по теме "Деление с 0 и 1"

сценарий урока математике по программе "Школа 2100", автор учебника Петерсон Л.Г..урок составлен в технологии деятельностного метода...

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Сценарий урока математики в четвёртом классе по теме: "Работа с информацией, Диаграммы" (образовательная система "Начальная школа XXI века")

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложен...

Технологическая карта и сценарий урока музыки в 1 классе по теме: "Музыкальные инструменты".

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" по учебнику "Музыка. 1 класс" авторов Е. Д. Критской, Г. С. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. ...

План сценария урока математики во 2 классе по теме «Формирование понятия умножение».

Тип урока: открытие новых знаний.Цели: сформировать представление о новом математическом действии-умножении, раскрыть смысл нового арифметического действия, познакомить с новой терминологией....

Антипова Е.Р. Сценарий урока математики во 2 классе по теме "Составление и решение числовых выражений".

Тема: Составление и решение числовых выражений.Цель: Создать условия для формирования умений  составлять числовые выражения из чисел, знаков действий и скобок и чтения их.Задачи:Образов...

Сценарий урока математики в 3 классе по теме "Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия".

В ходе урока учащиеся повторяют свойства сложения, приемы письменного сложение и вычитание чисел в пределах 100,закрепляют навыки решения задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание,закрепляю...