Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

Полковниченко Елена Михайловна

Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать на компьютере в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_informatika.docx95.56 КБ

Предварительный просмотр:

г. Таганрог

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №23

Приказ от «1» сентября 2014 г. №____

__________________  М.В. Крышнева

Рабочая программа

   внеурочной деятельности

                   

«Информатика»

начальное общее образование (1 - 4 класс)

Количество часов          135

ПДО  Полковниченко Е.М.

Программа разработана на основе примерной программы

внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского.

2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

Пояснительная записка

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к  образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов.

Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать на компьютере в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

«Информатика» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

В основе программы «Информатика» лежит авторская программа А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» образовательной системы «Школа 2100».

Основные цели и задачи программы:

в курсе внеурочной деятельности «Информатика» для начальной школы основное внимание уделяется  развитию логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении  ими практики работы на компьютере.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, необходимо учитывать требования, связанные с организацией занятий по информатике.

Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:

  • требуют обязательного наличия компьютеров, моноблоков;
  • должны проводиться в кабинете информатики.

Занятия, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  • не требуют обязательного наличия компьютеров;
  • проводятся преимущественно в кабинетах начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

В предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: логико-алгоритмический (1 - 4) и технологический (3-4 класс).

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент программы информатики в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает из года в год.

Технологический компонент программы

Освоение информационных и коммуникационных технологий начинается с 3 – го года реализации программы и направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
  • создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
  • ознакомление со способами организации и поиска информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
  • создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.

Предлагается следующий набор модулей:

  1. Знакомство с компьютером.
  2. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
  3. Создание рисунков.
  4. Создание текстов.
  5. Создание печатных публикаций.
  6. Создание электронных публикаций.
  7. Поиск информации.

Модули программы не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет ПДО. Такой подход не только дает свободу выбора в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Описание ценностных ориентиров содержания программы «Информатика»

1. Логико-алгоритмический компонент

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

2. Технологический компонент

Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:

  • основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
  • ценностей семьи и общества и их уважение,
  • чувства прекрасного и эстетических чувств,
  • способности к организации своей учебной деятельности,
  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Информатика»

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в занятиях и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

2. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

1. Логико-алгоритмический компонент

1-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • давать название группе однородных предметов;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова.

2-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

2. Технологический компонент

Модуль «Знакомство с компьютером». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • для чего нужны основные устройства компьютера;

уметь

  • пользоваться мышью и клавиатурой;
  • запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.

Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны:

знать

  • что такое полное имя файла;

уметь

  • создавать папки (каталоги);
  • удалять файлы и папки (каталоги);
  • копировать файлы и папки (каталоги);
  • перемещать файлы и папки (каталоги).

Модуль «Создание рисунков».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.  

Модуль «Создание текстов». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • набирать текст на клавиатуре;
  • сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
  • копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
  • устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание печатных публикаций».

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • вставлять изображения в печатную публикацию;
  • создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
  • создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:

  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
  • включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.

Модуль «Поиск информации». 

В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.

Место занятий «Информатикой» в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 (33 в первом классе) часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-45 минут. Всего 135 часов за 4 года обучения. Содержание деятельности отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Содержание программы, структура курса

1–2-й классы (67 ч)

План действий и его описание (16 часов)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки предметов (16 часов)

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

Логические модели (19часов)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Приемы построения и описание моделей (16 часов)

Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

1 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

11

Первичная диагностика

1

22

Отличительные признаки и составные части предметов

7

33

План действий и его описание

8

44

Множества

9

55

Логические рассуждения

7

66

Заключительная диагностика

1

 

Итого

33

2 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

11

Первичная диагностика

1

33

План действий и его описание

10

44

Отличительные признаки и составные части предметов

11

55

Логические рассуждения

12

 

Итого

34

3-й класс (34 ч)

Алгоритм. Знакомство с компьютером. (8 ч)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Группы (классы) объектов. Создание рисунков.  (8 ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Логические рассуждения. Создание текстов.  (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Модели в информатике. Создание печатных публикаций. (8 ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Наименование

изучаемой темы, раздела

Кол-во часов

1

Алгоритм. Знакомство с компьютером.

8

2

Группы объектов. Создание рисунков. 

8

3

Логические рассуждения. Создание текстов. 

10

4

Модели в информатике. Создание печатных публикаций.

8

5

Итого

34

4-й класс (34 ч)

Алгоритм. Поиск информации. (8 ч)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров. Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Объекты. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). (8 ч)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Логические рассуждения. Создание электронных публикаций. (10 ч)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы. Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Модели в информатике. (8 ч)

Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.).

Наименование

изучаемой темы, раздела

Кол-во часов

1

Алгоритмы. Поиск информации.

8

2

Объекты. Знакомство с компьютером: файлы и папки(каталоги)

8

3

Логические рассуждения. Создание электронных публикаций.

10

4

Модели в информатике

8

Итого

34

Календарно-тематическое планирование занятий по информатике в 1 классе

 (1 час в неделю, всего 33 часа)

№ п/п

Дата проведения занятия

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Планируемые результаты

1

Первичная диагностика, анализ полученных результатов

1

Выявление начального уровня сформированности личностных и метапредметных УУД

Отличительные признаки и составные части предметов

7

 

2

Цвет предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают цвета, умеют выделить цвет, сравнить и проклассифицировать предметы, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных

3

Форма предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают форму предметов, умеют выделить форму, сравнить и проклассифицировать предметы по заданному признаку, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных

4

Размер предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают название размеров предметов (больше, меньше, высокий, низкий, длинный, короткий и т.д.), умеют выделить размер, сравнить и проклассифицировать предметы по заданному признаку, обосновать свой выбор; находить предметы с одинаковым значением признака, находить закономерности в расположении предметов по значению одного признака; находить лишний предмет в группе однородных

5

Названия предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают названия предметов, обобщающие слова; знают признаки предметов; могут определить название предмета по предложенным признакам

6

Признаки предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Могут выделить существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку.

7

Признаки предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Могут выделить существенные и второстепенные признаки предметов, классифицировать предметы по предложенному признаку.

8

Диагностика знаний и умений

1

Беседа, работа с учеб.

Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу

План действий и его описание

8

 

9

Понятия «равно», «не равно»

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятиями «равно», «не равно»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (равны, не равны), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «равно», «не равно»

10

Отношения «больше», «меньше»

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятиями «больше», «меньше»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения между ними (больше или меньше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «больше», «меньше»

11

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятиями «вверх», «вниз», «вправо», «влево»; умеют проанализировать группы объектов, предметов и установить отношения, местоположение между ними (правее, левее, ниже, выше), привести доказательства; умеют сравнивать предметы по основаниям «выше», «ниже», «правее», «левее»; могут выполнить графический диктант

12

Действия предметов

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «действия предметов», могут определить действия предметов, доказать свое мнение

13

Последовательность событий

1

Фр. опрос, работа с учеб

Могут определить последовательность событий, явлений природы

14

Порядок действий.

1

Фр. опрос, работа с учеб

Могут установить порядок действий и составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов

15

Порядок действий.

1

Фр. опрос, работа с учеб

Могут установить порядок действий и составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов

16

Диагностика знаний и умений

1

Беседа, работа с учеб.

Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу

Множества

10

 

17

Цифры

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают названия, прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; могут записать цифры в прямой и обратной последовательности

18

Возрастание. Убывание.

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают названия, прямую и обратную последовательность цифр в пределах 10; может расставить цифры в соответствии с предложенной последовательностью (по возрастанию, убыванию и т.п.)

19

Множество и его элементы.

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «множество», могут дать название множеству, перечислить его элементы; распределить предметы на множества;

20

Способы задания множеств

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «множество» Умеют задавать множества перечислением и выделять общие свойства элементов множества.

21

Сравнение множеств

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятиями «больше», «меньше», «множество»; умеют проанализировать множества и установить отношения между ними (равны или не равны, больше или меньше,  содержит одинаковые предметы или нет и т.д.), привести доказательства;

22

Отображение множеств

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «множество»; умеют устанавливать соответствие между элементами двух множеств, отображать элементы множеств на схеме

23

Кодирование

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «кодирование»; могут закодировать информацию с помощью схемы, знаков и т.п.

24

Симметрия фигур

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «симметрия», могут нарисовать фигуру (рисунок) симметрично предложенной

25

Диагностика знаний и умений

1

Беседа, работа с учеб.

Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу

Логические рассуждения

7

 

26

Логическое отрицание

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «логическое отрицание»; умеют употреблять слова с отрицательной частицей “не” (подбирать слова с противоположным значением, с помощью “не”, т.е. отрицать).

27

Понятие «истина», «ложь»

1

Фр. опрос, работа с учеб

Знают понятия «истина», «ложь»; определяют является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности

28

Понятие «дерево»

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятиями «дерево», «следующий», «предыдущий», «вершина дерева»; умеют использовать дерево для перебора всех вариантов, классификации, описания

29

Графы

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «граф»; умеют составить графы

30 - 31

Комбинаторика.

1

Фр. опрос, работа с учеб

Владеют понятием «комбинаторика»; умеют решать некоторые задачи комбинаторного типа

32

Диагностика знаний и умений

1

Беседа, работа с учеб.

Обучающиеся демонстрируют знания и умения по данному разделу

33

Заключительная диагностика и анализ полученных результатов

1

Повторная диагностика и выявление уровня сформированности личностных и метапредметных УУД. Анализ полученных результатов

Календарно-тематическое планирование занятий по информатике во 2 классе

 (1 час в неделю, всего 34 часа)

Дата

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности

Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)

план

факт

Отличительные признаки и составные части предметов  (11 часов.)

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Первичная диагностика, анализ полученных результатов

1

анализ условия учебной задачи;

оценивание работы в соответствии с критериями;

2

Признаки предметов

1

Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.

Выявлять закономерности  в чередовании предметов.

Знать признаки, предметов.

Уметь определять общий признак группы предметов, объединять предметы в группы

3

Описание предметов

1

Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.

Сравнивать предметы по признакам.

Знать различные признаки предметов

Уметь описывать признаки предметов, сравнивать предметы, отличать предметы по их признакам

4

Состав предметов

1

Описывать и определять предметы через их составные части.

Знать понятие «состав» предмета

Уметь определять состав предмета, объединять предметы в группы по общему элементу

5

Действия предметов

1

Определять и называть действия предметов.

Обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

Знать действия предмета

Уметь называть действия предметов, описывать предмет по признакам, составу и действиям; определять лишнее действие в списке

6

Симметрия

1

Определять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Различать симметричные и несимметричные фигуры.

Находить ось симметрии некоторых фигур.

Знать о симметрии и ее видах – горизонтально, вертикальной, осях симметрии

Уметь определять симметричные предметы, рисовать симметричные предметы (отражения по вертикали и горизонтали)

7

Координатная сетка

1

Находить предмет на координатной сетке.

Знать о координатной сетке, адресах предметов в координатной сетке

 Уметь определять адрес предмета в координатной сетке, «расселять» предметы по адресам

8

Заключительное повторение по теме «Описание предметов»

1

Обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.

Выявлять закономерности  в чередовании предметов.

Знать различные признаки предметов

Уметь описывать признаки предметов, сравнивать предметы, отличать предметы по их признакам

9

Действия предметов

1

Знать  о действиях, результатах действий

Уметь называть действие, определять результат обратного действия,

Определять результат действия.

Определять действие, которое привело к данному результату.

10

Обратные действия

1

Знать  об обратных действиях, результатах обратных действий

Уметь называть обратное действие, определять результат обратного действия, промежуточные результаты.

Определять действие обратное заданному.

11

Последовательность событий

1

Знать о порядке событий

Уметь выполнять действия по шагам, расставлять события по порядку

Определять последовательность событий.

Приводить примеры последовательностей событий в быту, в сказках.

План действий и его описание  (11 часов.)

12

Алгоритм  объекта

1

Составлять алгоритм.

Выполнять действия по алгоритму.

Искать и исправлять  ошибки в алгоритме.

Знать понятие алгоритма.

Уметь заполнять блок-схему линейного алгоритма, составлять правильную последовательность действий в алгоритме, выполнять алгоритм и определять его результат

13

Ветвление

1

Составлять алгоритмы с условием (ветвлением).

Знать  понятие «ветвление»в алгоритме

 Уметь определять и задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»; выполнять алгоритм с ветвлением; определять недостающие команды алгоритма

Знать понятие алгоритма.

Уметь заполнять блок-схему линейного алгоритма, составлять правильную последовательность действий в алгоритме, выполнять алгоритм и определять его результат

14

Ветвление

1

Составлять алгоритм.

Выполнять действия по алгоритму.

Искать и исправлять  ошибки в алгоритме.

15

Множество. Элементы множества

1

Определять принадлежность элемента множеству.

Классифицировать по одному свойству.

Знать понятие о множестве предметов, элементах множества,.

Уметь давать название множеству, определять лишний предмет в множестве, объединять элементы в множество

16

Способы задания множества

1

Задавать множества различными способами: перечислением и заданием общего свойства его элементов.

Знать о способах задания множеств,

Уметь перечислять элементы множества; давать название множеству перечисленных элементов, множеству предметов на рисунке или в таблице; распределять элементы множества в таблице по общему названию

17

Способы задания множества

1

Задавать множества различными способами: перечислением и заданием общего свойства его элементов.

Знать о способах задания множеств,

Уметь перечислять элементы множества; давать название множеству перечисленных элементов, множеству предметов на рисунке или в таблице; распределять элементы множества в таблице по общему названию

18

Сравнение множеств.

1

Сравнивать множества по числу элементов в них.

Находить равные множества.

Знать об отношениях множеств, знаках отношений

Уметь сравнивать множества по количеству элементов

19

Отображение множеств

1

Ставить в соответствие элементам одного множества элементы другого множества.

Знать о способе отображения множеств – схеме.

Уметь читать и рисовать схему множеств

20

Кодирование

1

Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

Знать  о кодировании

 Уметь расшифровывать закодированный текст, кодировать слова

21

Вложенность множеств

1

Понимать понятия: включение («вложенность») и равенство множеств, подмножество.

Знать о вложенности множеств Уметь давать названия множествам и вложенным множествам; рисовать схемы множеств в виде овалов; находить и исправлять ошибки на схемах множеств; подсчитывать количество элементов множеств с вложениями.

22

Пересечение множеств

1

Определять элементы, принадлежащие пересечению множест (классифицировать по двум и более свойствам).

Знать о пересечении множеств

Уметь подсчитывать число элементов множества в пересечении; давать название пересекающихся множеств, зоне пересечения; рисовать и заполнять множества в виде кругов.

Логические рассуждения (12 часов)

23

Объединение множеств.

1

Совершать операции над множествами.

Определять элементы, принадлежащие объединению множеств.

Знать об объединении множеств Уметь рисовать и заполнять множества в виде кругов; подсчитывать число элементов в объединении множеств

24

Игры и задачи на логическое мышление.

1

Применить полученные знания при выполнении заданий работы.

Комплексное применение знаний, решение задач

25

Развивающие игры.

1

Анализировать свои ошибки и ошибки одноклассников.

 Применить полученные знания при выполнении заданий.

Комплексное применение знаний, решение задач

26

Выпуск стенгазеты «Информатика в играх и задачах».

1

Применить полученные знания при выполнении заданий.

Комплексное применение знаний, решение задач

27

Высказывание. Понятия «истина» и «ложь».

1

Оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности.

Знать понятия «истина» и «ложь»

Уметь определять истинные и ложные подписи и высказывания

28

Отрицание.

1

Строить высказывания по смыслу отрицающие данные.

Классифицировать предметы по одному признаку.

Знать об отрицании

Уметь давать объяснение, употребляя частицу «НЕ», составлять высказывания, противоположные по смыслу

29

Высказывания со связками «и», «или».

1

Классифицировать предметы по двум и более свойствам одновременно.

Объединять множества по двум и более свойствам.

Знать о составных высказываниях

Уметь называть элементы множества по высказыванию со связками «И» и «ИЛИ»

30

Графы. Деревья.

1

Классифицировать и узнавать предметы по нескольким свойствам (с помощью дерева).

Решать некоторые задачи с помощью графов.

Знать о графе, вершинах и ребрах графа, деревьях

Уметь рисовать граф

31

Комбинаторика.

1

Решать задачи комбинаторного типа.

Уметь искать выигрышную стратегию в некоторых играх.

Уметь подсчитывать количество вариантов действий на схеме графа, дерева; решать задачи  комбинаторного типа; осуществлять поиск выигрышной стратегии в некоторых играх

32

Задачи на логическое мышление.

1

Применить полученные знания.

Уметь подсчитывать количество вариантов действий на схеме графа, дерева; решать задачи  комбинаторного типа; осуществлять поиск выигрышной стратегии в некоторых играх

33

Закрепление по теме «Логические рассуждения».

1

Анализировать свои ошибки и ошибки одноклассников.

 Применить полученные знания при выполнении заданий.

Делать логические  рассуждения и выводы, отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний , определять истинные и ложные высказывания, решать задачи комбинаторного типа, строить отрицания.

34

Итоговое занятие. КВН  на тему «Информатика в играх и задачах»

1

Применить полученные знания при выполнении заданий.

Календарно-тематическое планирование занятий по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)

Дата

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающегося

план

факт

Алгоритм. Знакомство с компьютером. (8 часов)

1

02.09

Введение. Алгоритм. Компьютеры вокруг нас. Правила поведения в компьютерном классе.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях.

2

09.09

Схема алгоритма. Новые профессии. Компьютеры в школе.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера.

3

16.09

Ветвление в алгоритме. Основные устройства компьютера.

1

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений.

4

23.09

Цикл в алгоритме. Компьютерная мышь. Клавиатура.

1

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой.

5

30.09

Алгоритмы с ветвлениями и циклами. Включение и выключение компьютера.

1

Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. Построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

6

07.10

Закрепление по теме «Алгоритмы». Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол.

1

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации алгоритмов; подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

7

14.10

Закрепление и повторение по теме «Алгоритмы». Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Обобщение и систематизация знаний.

2

Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

8

21.10

Группы (классы) объектов. Создание рисунков.  (8 ч)

9

28.10

Состав и действия объектов. Компьютерная графика.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

10

11.11

Группа объектов. Общее название. Примеры графических редакторов.

1

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений.

11

18.11

Общие свойства объектов группы. Панель инструментов графического редактора.

1

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений.

12

25.11

Особенные свойства объектов группы. Панель инструментов графического редактора.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

13

02.12

Единичное имя объекта. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии

14

09.12

Отличительные признаки. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур.

1

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии

15

16.12

Диагностика знаний и умений по теме: «Объекты». Заливка цветом. Другие операции.

1

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

16

23.12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Объекты». Заливка цветом. Другие операции.

1

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Логические рассуждения. Создание текстов.  (10 ч)

17

13.01

Множество. Число элементов множества.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

18

20.01

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

19

27.01

Пересечение и объединение множеств.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

20

03.02

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не».

1

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

21

10.02

Истинность высказываний со словами «И», «Или».

1

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

22

17.02

Граф. Вершины и ребра.

1

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений.

23

24.02

Граф с направленными ребрами.

1

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений.         ^^

24

03.03

Построение графов.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

25

10.03

Диагностика знаний и умений по теме: «Логические рассуждения».

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Построение логической цепи рассуждений.

26

17.03

Обобщение и систематизация знаний по теме «Логические рассуждения».

1

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

27

31.03

Аналогия.

1

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

Модели в информатике. Создание печатных публикаций. (8 ч)

28

07.04

Закономерность. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Правила клавиатурного письма.

1

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

29

14.04

Аналогичная закономерность. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажёров и текстовых редакторов.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

30

21.04

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». Основные операции при создании текстов.

1

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

31

28.04

Диагностика знаний и умений по теме: «Применение моделей для решения задач».  Оформление текста.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

32

05.05

Выигрышная стратегия. Оформление текста.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).

33

12.05

Нахождение выигрышной стратегии. Организация текста.

1

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

34

19.05

Обобщающие уроки за курс 3 класса.

2

35

26.05

Календарно-тематическое планирование занятий по информатике в 4 классе

 (1 час в неделю, всего 34 часа)

Дата

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающегося

план

факт

Алгоритм. Поиск информации. (8 ч)

1

ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма. Источники информации для компьютерного поиска.

1

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выполнение запросов по ключевым словам, выбор подходящей информации из результатов поиска, сохранение найденных и выбранных текстов и изображений).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

2

Ветвление. Способы компьютерного поиска информации.

1

3

Цикл в построчной записи алгоритма. Поисковые системы.

1

4

Алгоритм с параметрами. . Примеры программ для локального поиска.

1

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы.

1

6

Закрепление по теме «Алгоритмы». Сохранение результатов поиска.

1

7

Закрепление и повторение по теме «Алгоритмы».

Обобщение и систематизация знаний. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

1

8

1

Объекты. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги). (8 ч)

9

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла.

1

сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

– участие в коллективном обсуждении;

Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги).

10

Схема состава объекта. Адрес составной части. Сменные носители. Полное имя файла.

1

11

Массив объектов на схеме состава. Операции над файлами и папками (каталогами)

1

12

Признаки и действия составных частей объекта. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

2

13

14

Закрепление и повторение по теме «Объекты». Обобщение и систематизация знаний.

2

15

16

Решение трудных задач

1

Логические рассуждения. Создание электронных публикаций. (10 ч)

17

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Электронные публикации. Виды электронных публикаций

1

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, добавление в тексты с иллюстрациями, схемами и таблицами гиперссылок, звуков, музыки, анимации, видео,  сохранение и редактирование электронных публикаций).

Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

18

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». Примеры программ для создания электронных публикаций.

1

19

Описание отношений между объектами с помощью графов. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками.

1

20

Пути в графах. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации.

1

21

Высказывания и подграфы. Вставка анимации и видео в электронные публикации.

1

22

Правило «Если – то». Порядок действий при создании электронной публикации.

1

23

Схема рассуждений. Проект с подготовкой презентации.

1

24

Построение графов. Проект с подготовкой презентации.

1

25

Диагностика знаний и умений по теме: «Графы». Защита проектов.

1

26

Решение задач с помощью графов. Защита проектов.

1

Модели в информатике. (8 ч)

27

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

1

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

28

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

1

29

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

1

30

Объекты, выполняющие обратные действия.

1

31

Алгоритм обратного действия.

1

32

Диагностика знаний и умений по теме: «Применение моделей для решения задач».

1

33

Составление алгоритмов.

1

34

Обобщающее занятие за курс информатики в начальной школе.

1

Материально-техническое обеспечение

внеурочной деятельности

1. Технологический компонент

- персональный компьютер для учителя, обеспечивающий возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука и выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет.  Компьютер оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой и звукоусиливающим комплектом. На компьютере предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий;

- локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет;

- сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в  информационной среде школы;

- точка доступа к сети, обеспечивающая одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя;

- персональные компьютеры с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающие возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащённые встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, микрофоном;

- принтер и сканер.

2. Логико-алгоритмический компонент

1.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 - 4 класс(1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2012 г.

2.Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 – 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2012 г.

Для реализации принципа наглядности доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур. Установлено оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор), которое благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».

Согласовано

Протокол  заседания

 методического совета

МОБУ СОШ № 23

№ «1» от «27» августа 2014 г.

____________ Е.М. Полковниченко

Согласовано

Заместитель директора

МОБУ СОШ № 23 по УВР

____________ Е.Н. Сухарева

«29»        августа         2014 г.