Рабочая программа 3-4 класс ФГОС Школа 2100
рабочая программа по информатике на тему

Волкова Ирина Александровна

smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, а также на основе авторской программы А. В. Горячева и ориентирована на работу по учебнику: Горячев А. В., Горина К. И., Суворова Н. И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»): учебник: в 2 ч. М.: Баласс: Школьный дом, 2013.

Данный курс является пропедевтическим и рассчитан на изучение учащимися 3 класса в течение 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.

Курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

В курсе выделяются следующие разделы:

•        описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

•        описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

•        описание логических рассуждений - высказывания и схемы логического вывода;

•        применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически: объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ: развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

•  применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем при-менения к известным утверждениям логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то ...»);

•        алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

•        системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

•        объектно-ориентированный подход - акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать»);

2)        расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3)        создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования - сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее - У УД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, то есть умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трех групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее - ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входит в структуру метапредметных, то есть становится непосредственной целью обучения и отражается в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объем предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается до-вольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ- компетентности и универсальных учебных действий.

Общая характеристика курса

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

•        основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

•        основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

•        основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

•        основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

•        основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

•        основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

•        основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Основные формы учебных занятий:Традиционные уроки, комбинированные уроки, обобщающие уроки, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

График проведения самостоятельных и контрольных работ

в 3 классе (2014-2015 уч.г)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

2 четверть

1.

15.10\20.10

Контрольная работа 1 «Алгоритмы»

2.

17.12\22.12

Контрольная работа 2 «Группы объектов»

3 четверть

3.

18.03\1.04

Контрольная работа 3 «Логические рассуждения»

|

4 четверть

4.

25.05\27.05

Контрольная работа 4 «Применение моделей для решения задач»

Таблица планируемых результатов содержания, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение

Раздел

Содержание

Оборудование

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

1.

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

9 ч

Понимает: построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Умеет:  выполняет простые алгоритмы и составляет свои по аналогии;

Умеет:      находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);определяет составные части предметов, а также состав этих составных частей.

Называет общие признаки предметов из одного класса и записывает их (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

Личностные результаты:

-придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Регулятивные УУД:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя;

-в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст. Таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ( задачи).

2.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

8 ч

3.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса.

Интерактивная доска

11 ч

 Умеет: изображать графы;    выбирает граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находит на рисунке область пересечения двух множеств и называет элементы из этой области.

4.

Применение моделей (схем) для решения задач

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

8 ч

Умеет: находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию; находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы

Календарно-тематическое планирование по информатике 3 класс 2014 – 2015 уч. год

Дата

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1

2

3

4

5

1.

3.09\8.09

Введение.

Алгоритм

2.

10.09\15.09

Схема алгоритма

3.

17.09\22.09

Ветвление в алгоритме

4.

24.09\29.09

Цикл в алгоритме

5.

1.10\6.10

Алгоритмы

с ветвлениями и циклами

6.

8.10\13.10

Подготовка к контрольной работе

7.

15.10\20.10

Контрольная работа 1 «Алгоритмы»

8.

22.10\27.10

Повторение. Работа над ошибками в контрольной работе

9.

29.10\10.11

Повторение. Работа над ошибками в контрольной работе

10.

12.11\17.11

Состав и действия объекта

11.

19.11\24.11

Группа

объектов.

Общее

название

12.

26.11\1.12

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы

13.

3.12\8.12

Единичное имя объекта, отличи- тельные признаки объектов

14.

10.12\15.12

Подготовка к контрольной работе

15.

17.12\22.12

Контрольная работа 2 «Группы объектов»

16.

24.12\29.12

Повторение по теме «Группы объектов»

17.

12.01\14.01

Повторение по теме «Группы объектов»

18.

19.01\21.01

Множество. Число

элементов множества. Подмножество

19.

26.01\28.01

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств

20.

2.02\4.02

Пересечение и объединение множеств

21.

9.02\11.02

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не»

22.

16.02\18.02

Истинность высказывания со словами «и», «или»

23.

25.02\2.03

Граф. Вершины и ребра графа

24.

4.03\9.03

Граф с направленными ребрами

25.

11.03\16.03

Подготовка к контрольной работе

26.

18.03\1.04

Контрольная работа 3 «Логические рассуждения»

|

27.

6.04\8.04

Повторение по теме «Логические рассуждения»

28.

13.04\15.04

Повторение по теме «Логические рассуждения»

29.

20.04\22.04

Аналогия 1

30.

27.04\29.04

Закономерность

31.

4.05\6.05

Аналогичная

закономерность

32.

11.05\13.05

Аналогичная

закономерность

33.

18.05\20.05

Подготовка к контрольной работе

34.

25.05\27.05

Контрольная работа 4 «Применение моделей для решения задач»

Источники информации и средства обучения

I. Учебно-методический комплект.

1.        Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 3 класс («Информатика в играх и зада-чах») : учебник : в 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. - 64 с. : ил.

2.Информатика.        3 класс : методические рекомендации для учителя / А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова. - М.: Баласс, 2011.

 II. Интернет-ресурсы.

1.        Сайт        издательства «Просвещение». - Режим доступа : http://school-russia.prosv.ru/info. aspx?ob_no=25738-

2.        Электронная газета «Интерактивное образование». - Режим доступа : http://io.nios.ru/ index.php?rel=32&point=l 9&art=l 064

3.        Инновации в воспитании и обучении детей. Эволюция подходов к детскому обучению. - Режим доступа : http://kidevo.ru/?q=node

III.        Компьютерная поддержка.

1.        Программа «Страна “Фантазия”».

2.        Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, 3^4-й год обучения.

IV.        Технические средства обучения.

1.        Компьютер.

2.        Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ

 Планирование соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками Информатика и ИКТ 4 (2части), автор А.В.Горячев (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

  Программа адресована учащимся 4 классов  общеобразовательных школ.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика » предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не», комбинаций – «если ... и ..., то...»);
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Общая характеристика учебного процесса

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

  1. Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Основные формы учебных занятий:

Традиционные уроки, комбинированные уроки, обобщающие уроки, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

График проведения самостоятельных и контрольных работ

в 4 классе (2014-2015 уч.г)

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

1 четверть

1.

16.10

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

2 четверть

2.

18.12

Контрольная работа по теме «Объекты»

3 четверть

3.

5.03

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

4 четверть

4.

23.04

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

Таблица планируемых результатов содержания, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение

Раздел

Содержание

Оборудование

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1

2

3

4

5

6

7

1.

Алгоритмы

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

9 ч

Понимает: построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

Умеет: составлять и записывать вложенные алгоритмы; выполняет простые алгоритмы и составляет свои по аналогии;

Выполняет и составляет алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывает их в виде схем и в построчной записи с отступами; выполняет и составляет алгоритмы с параметрами.

Умеет:      находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);определяет составные части предметов, а также состав этих составных частей.

Называет общие признаки предметов из одного класса и записывает их (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

Личностные результаты:

-придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве;

 -начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Регулятивные УУД:

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью других учащихся и учителя;

-в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст. Таблица, схема, иллюстрация и др.);

-подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ( задачи).

2.

Группы объектов

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

3.

Логические рассуждения

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

Умеет: изображать графы;    выбирает граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; находит на рисунке область пересечения двух множеств и называет элементы из этой области. Изображает на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенностью, объединение, пересечение.

 

4.

Модели в информатике

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Компьютер.    Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса. Интерактивная доска

Умеет: записывать выводы в виде правил « если …, то…»; по заданной ситуации составляет короткие цепочки правил « если …, то…»; составляет схемы рассуждений из правил « если …, то…» и делать с их помощью выводы.

Календарно-тематическое планирование 

Дата

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1

2

3

4

5

1

4.09

Ветвление в построчной записи алгоритма.

2

11.09

Ветвление в построчной записи алгоритма.

3

18.09

Цикл в построчной записи алгоритма

4

25.09

Алгоритм с параметрами

5

2.10

Пошаговая запись результатов выполнения

алгоритма

6

9.10

Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы»

7

16.10

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

8

23.10

Анализ контрольной работы.

9

30.10

Повторение.

10

13.11

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов

11

20.11

Схема состава объекта. Адрес составной части.

12

27.11

Массив объектов на схеме состава

13

4.12

Признаки и действия объекта и его составных частей

14

11.12

Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты»

15

18.12

Контрольная работа по теме «Объекты»

16

25.12

Анализ работы. Работа над ошибками.

17

15.01

Множество. Подмножество. Пересечение множеств

18

22.01

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

19

29.01

Описание отношений между объектами с помощью графов

20

5.02

Пути в графах

21

12.02

Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов

22

19.02

Правило «если-то»

Схема рассуждений

23

26.02

Подготовка к контрольной работе по теме «Логические рассуждения»

24

5.03

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

25

12.03

Работа над ошибками

26

19.03

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

27

2.04

Действия объектов.Признаки объектов

28

9.04

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

30

16.04

Подготовка к контрольной работе по теме «Модели в информатике»

31

23.04

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

32

30.04

Анализ контрольной работы. Повторение.

33

7.05

Повторение.

34

14.05

Повторение.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия.

  1. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

      2. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100…».- М., « Баласс», 2011.

4. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3.- М., «Баласс», 2011.

ТСО (средства ИКТ)

  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Компьютер



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий  на этапах в начальной школе

 

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважает свою семью,

родственников, любит родителей.

3. Освоил  роли  ученика.

4. Оценивает  жизненные ситуаций  и поступки

героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под

руководством учителя.

3. Определяет план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использует в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентируется

 в учебнике: определяет

умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивает предметы, объекты: находит общее и различие.

4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определяет тему.

1. Участвует в диалоге на уроке и в

жизненных ситуациях.

2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит.

3. Слушает и понимает речь других.

4. Участвует  в работе в паре.

 

2 класс

1. Ценит  и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважает свой

народ, Родину. 

3. Освоил личностный  смысла учения, желает учиться.

4. Оценивает жизненные ситуаций  и поступки

героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1.Самостоятельно организовывает свое

 рабочее место.

2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определяет  цель

учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определяет план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под

руководством учителя.

5.  Соотносит выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использует в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректирует выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценивает свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентируется в учебнике: определяет

 умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

 определяет круг своего незнания.

2. Отвечает на простые  и сложные вопросы учителя, сам задает вопросы, находит нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивает  и

 группирует предметы, объекты  по нескольким основаниям;

 находит закономерности; самостоятельно продолжает их по установленному

правилу.

 4. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное;  

составляет простой план .

5. Определяет,  в каких источниках  можно  найти

 необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находит необходимую информацию,  как в

учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдает и делать самостоятельные   простые выводы

1.Участвовует в диалоге; слушает и понимать других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и

письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

 

3 класс

1. Ценит и принимает следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,

«желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважает  свой

народ, проявляет терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоил  личностный  смысл учения; желает продолжать

свою учебу.

4. Оценивает  жизненные ситуации   и поступки

героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определяет важность или необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно.

4. Определяет план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определяет правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректирует выполнение задания

 в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий

 на определенном этапе.

7. Использует в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценивает свое задание по  параметрам, заранее представленным.

1. Ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяет круг своего

незнания; планирует свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,

схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представляет

 информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализирует,

сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты.

  1. Участвует в диалоге;

слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения

 на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в

 устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничает в

совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относится к своему мнению

7. Понимает точку зрения

 другого

8. Участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими

 

4 класс

1. Ценит и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,

«желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважает свой

 народ,  другие народы, принимает ценности других народов.

3. Освоил личностный смысл учения;  выбирает дальнейший образовательный маршрут.

4. Оценивает жизненные ситуации   и поступки

 героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулирует задание: определяет его цель, планирует алгоритм его выполнения, корректирует работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивает

2. Использует  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определяет самостоятельно критерии оценивания, дает самооценку.

1. Ориентируется в учебнике: определяет

умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяет круг своего

незнания;

планирует свою работу по изучению незнакомого материала. 

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставляет  и отбирает информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализирует,

сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает её, представляет

информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составляет сложный план текста.

7. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или

 развёрнутом виде.

Участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное.

4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдает правила речевого этикета; аргументирует

свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

6. Критично относится к своему мнению. 

Умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договаривается с людьми иных позиций.

7. Понимает точку зрения другого

8. Участвует в работе группы, распределяет  роли, договаривается  с другими.

 Предвидит последствия коллективных

решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса ОС "Школа-2100"

В этой папке рабочие программы по всем предметам ОС "Школа-2100"...

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 2 класса УМК "Школа 2100"

В данной папке собраны календарно - тематические планирования для 2 класс УМК Школа 2100.  Данный материал собран и переработан  согласно требованиям ФГОС....

Рабочие программы для 2 класса (ОС "Школа 2100")

Рабочие программы по всем предметам для 2 класса по ОС "Школа 2100" (с приложениями)....

Рабочая программа для 2 класса УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изо, технологии, музыке, риторике, информатике для 2 класса. УМК "Школа 2000-2100"...

Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс

Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100" в соответствии с ФГОС

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа 2100"  в соответствии с ФГОС...

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 3 класса УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 3 класса УМК "Школа 2100"...