План работы кружка "Информатика в играх и задачах"-3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Исаева Наталья Ивановна

План работы кружка "Информатика в играх и задачах" для 3 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ

Автор А.В.Горячев

                                Пояснительная записка.

Учебно-методический материал по курсу начальной школы ( « Информатика в играх и задачах  3 класс» А.В.Горячев, Т.О.Волкова, К.И.Горина и др.) состоит из двух учебных тетрадей, методического пособия для учителя и контрольных работ.

Занятия проходят один раз в неделю.

         Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений,

предъявляют высокие требования к интеллекту работников.Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой  можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать в определённые природные сроки. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу ( вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию новых схем, структур и моделей).

                Можно выделить два аспекта изучения информатики:

образовательный: информатика рассматривается как средство развития логи-

 ческого мышления, умений анализировать, выявлять сущность и отношения,

 описывать планы действий и делать логические выводы;

 технологический:  информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные.

                В то же время известно, что информационные технологии очень быстро развиваются и конкретные знания в этой области быстро устаревают. В связи с этим естественно желание выявить инвариантные, т.е. неизменные, постоянные компоненты информатики как науки и именно его сделать основным содержанием учебного курса. В поисках такого инварианта можно попытаться в наиболее общем виде рассмотреть взаимоотношения мира людей и мира компьютеров.

           Существуют  разные точки зрения на то, что считать самым важным при изучении информатики. Данная программа отражает точку зрения тех, кто считает самым важным умение построения информационно – логических моделей. При этом в общеобразовательном курсе информатики предполагается обучать построению формализованных моделей, а те ученики, которые захотят стать специалистами по компьютерам. могут учиться создавать модели формальные, т.е. на языках, понятных компьютеру.

            Таким образом , в курсе « Информатика в играх и задачах» компьютер не используется и для преподавания по курсу технические знания не нужны. Компьютер в курсе присутствует неявно – в виде правил составления описания предметов (объектов),

их поведения в логических рассуждениях о них, в виде требований к строгости и логической аккуратности составления таких отношений.

              В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели ( мате-

матические, физические и т.д.), на уроках информатикидети изучают сам процесс созда-

ния моделей,т.е. составления описаний.

              Информатика как наука о построении информационно-логических моделей

имеет особое значение для общего образования по двум причинам:

 -- умение строить логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное,

-- возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики.

             

Учебно – тематический план

В материале курса выделяют следующие рубрики:

  • статическая картина объекта – структуры, классы;
  • картина поведения объекта – процессы и алгоритмы;
  • язык как объект моделирования – логика рассуждений;
  • информационная модель объекта – приём моделирования и решения задач.

                                       3 класс ( 26часов)

                          Алгоритмы- 7 часов

    Алгоритм как план действий, приводящий к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.  Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

                      Группы ( классы) объектов – 6 часов

Общие названия  и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки(атрибуты) у разных объектов в группе. Имена объектов.

                      Логические рассуждения – 7 часов

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами ( объединение, пересечение, вложенность).Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья возможностей.

                     Модели в информатике – 6 часов

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса ( группы однородных предметов)

  • называть общие признаки предметов из одного класса и значения признаков у разных предметов из этого класса

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок- схем

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Учебно-методическое обеспечение

Используемая литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений.

    Начальные классы (1-4)в 2-х частях. Часть 1. Информатика в играх и задачах. Автор А.В.Горячев. –М.Просвещение, 2001, с.309-318

2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.

 Информатика в играх и задачах. 3 класс в 2-х частях. Учебник-тетрадь.- М.; «Баласс»;   2010.

3. Информатика в играх и задачах . 3 класс.

    Методические рекомендации для учителя. – М. ; « Баласс», 2004

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Информатика в играх и задачах» 3 класс

№п/п

Дата

Тема урока

Уроки с ИКТ

Примечание

1

04.10

Алгоритм

2

11.10

Схема алгоритма

3

18.10

Ветвление в алгоритме

4

25.10

Цикл в алгоритме

5

01.11

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

6

08.11

Контрольная работа № 1 по теме «Алгоритмы»

7

15.11

Анализ контрольной работы. Повторение изученного по теме  «Алгоритмы»

8

22.11

Состав и действия объекта.

9

29.11

Группа объектов. Общее название.

10

06.12

Общие свойства объектов подгруппы.

11

13.12

Особенные свойства объектов подгруппы.

12

20.12

Единичное имя объекта

13

27.12

 Отличительные признаки объекта.

14

10.01

Контрольная работа № 2 по теме « Объекты»

15

17.01

Анализ контрольной работы. Повторение изученного по теме « Объекты»

16

24.01

Множество. Число элементов множества.

17

31.01

Подмножество.

18

07.02

Элементы, не принадлежащие к множеству.

19

14.02

Пересечение и объединение множеств.

20

21.02

Истинность высказывания. Отрицание.

21

28.02

Истинность высказывания со словами «не»,«и»,«или».

22

06.03

Граф. Вершины и рёбра графа.

23

13.02

 Граф с направленными рёбрами.

24

20.03

Подготовка к контрольной работе.

25

27.03

Контрольная работа № 3 по теме « Логические рассуждения»

26

03.04

 Анализ контрольной работы.Повторение изученного по теме « Логические рассуждения»

27

10.04

Аналогия. Закономерность

28

17.04

Аналогичная закономерность.

29

24.04

Контрольная работа № 4 по теме « Модели в информатике»

30

08.05

Анализ контрольной работы.

31

15.05

Выигрышная  стратегия

32

22.05

Обобщение пройденного за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Внеурочное занятие по курсу "Информатика в играх и задачах", 1 класс

Занятие разработано для внеурочной деятельности по программе А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах", 1 классВ ходе всего занятия используется интерактивная доска....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. 1 раздел. Презентация к уроку "Контрольная работа".

В данном материале размещена презентация к уроку "Контрольная работа", прописаны цели урока, домашнее задание....

Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. 1 раздел. Презентация к уроку "Разбор контрольной работы".

В данном материале размещена презентация к уроку "Разбор контрольной работы", прописаны цели урока, домашнее задание....