Рабочие программы 3 класс в соответствии с ФГОС Школа России
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Спасова Наталия Юрьевна

Рабочие программы 3 класс в соответствии с ФГОС  по  программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_3_klass_2015-2016_uch_god.zip403.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , а также основной образовательной программой начального общего образования (далее — ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.  Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее — УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью (ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее — ИКТ(компетентности). Многие составляющие ИКТ (компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру метапредметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер.  Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ (компетентности и универсальных учебных действий.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

􀁸 основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

􀁸 основные информационные действия (в том числе

логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

􀁸 основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

  1. Описание места предмета в учебном плане.

На изучении информатики в 3 классе отводится 1 час в неделю в качестве внеурочной деятельности.

  1. Описание ценностных ориентиров. Содержание учебного курса.

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ(компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

􀁸 основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

􀁸 основы информационной грамотности, в частности овладение способами и поставления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

􀁸 основы ИКТ_квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

􀁸 основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

     В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

В ряде задач в качестве объектов для анализа с точки зрения информационных методов и понятий взяты объекты из окружающего мира. Это позволяет детям применять теоретические знания к повседневной жизни, лучше ориентироваться в окружающем мире, искать более рациональные подходы к практическим задачам.

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

В метапредметном направлении:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

В наибольшей степени это умение формируется в проектах, где способы решения обсуждаются и формируются в ходе целенаправленной индивидуальной или групповой деятельности.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Действие планирования в наиболее развёрнутом виде формируется в проектной деятельности. Действия контроля и оценки формируются в любой задаче курса. Важную роль в этом играет необходимость следования правилам игры. Решение задачи должно соответствовать правилам игры, изложенным на листах определений, что учащемуся легко проверить. Кроме того, решение должно соответствовать условию задачи. В задачах, где это трудно проверить, в помощь учащимся приводятся указания к проверке.

  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

На протяжении всего курса дети учатся использовать основные структуры курса: мешок, цепочку, дерево, таблицу для создания моделей и схем.

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Средства ИКТ активно используются во всех компьютерных проектах, обычно для решения практических задач, которые часто включают коммуникативную и познавательную составляющие. Речевые средства используются в большей степени в групповых проектах, где дети вынуждены договариваться между собой, а также в проектах, которые заканчиваются выступлениями учащихся (часто с ИКТ-поддержкой).

 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Наиболее активно эти умения формируются при выполнении групповых проектов и проектов, итогом которых должен стать текст и/или выступление учащихся.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Курс имеет мощную логическую составляющую. В частности, в курсе последовательно и явно вводятся логические понятия, обсуждаются логические значения утверждений для объекта, условия задач и другие тексты анализируются с точки зрения формальной логики.

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

В наиболее полной мере эти результаты обучения формируются в процессе выполнения групповых проектов. Учащиеся при этом выполняют общую задачу, поэтому им приходится: вести диалог, договариваться о групповом разделении труда, сотрудничать, разрешать конфликты, контролировать друг друга и прочее.

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

В предметном направлении:

(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса):

владение базовым понятийным аппаратом:

знакомство с цепочкой (конечной последовательностью) элементов и ее свойствами, освоение понятий, связанных с порядком элементов в цепочке;

знакомство с мешком (неупорядоченной совокупностью) элементов и его свойствами, освоение понятий, относящихся к элементам мешка;

знакомство с одномерной и двумерной таблицей;

формирование представления о круговой и столбчатой диаграммах;

знакомство с утверждениями, освоение логических значений утверждений;

знакомство с исполнителем, освоение его системы команд и ограничений, знакомство с конструкцией повторения;

знакомство с деревом, освоение понятий связанных со структурой дерева;

знакомство с игрой с полной информацией для двух игроков, освоение понятий: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, предполагающее умение:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

проведение полного перебора объектов;

определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

использование имён для указания нужных объектов;

использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;

использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;

построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

*ИКТ-квалификация

сканирование изображения;

запись аудио-визуальной информации об объекте;  

подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

заполнение учебной базы данных;

создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

  1. Содержание тем учебного предмета, курса.

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Длина цепочки

1

Цепочка цепочек

1

Таблица для мешка

1

Проект «Одинаковые мешки»

1

Словарный порядок. Дефис и апостроф

1

Проект  «Лексикографический порядок»

1

Дерево.  Предыдущие вершины

1

Дерево. Следующие вершины, листья.

1

Уровень вершины дерева

1

Робик. Команды для Робика

1

Программа для Робика

1

Перед каждой бусиной

1

После каждой бусины

1

Склеивание цепочек

1

Решение задач для цепочек

1

Контрольная работа № 1

 «Мешок. Дерево»

1

Выравнивание трудных и дополнительных задач

1

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам»

1

Путь дерева

1

Все пути дерева

1

Решение задач с деревьями

1

Деревья потомков

1

Проект «Сортировка слиянием»

1

Защита проекта «Сортировка слиянием»

1

Робик.

1

Конструкция повторением

1

Склеивание мешков цепочек

1

Решение задач для мешков цепочек

1

Таблица для склеивания мешков

1

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть

1

Контрольная работа № 2 «Путь дерева. Робик»

1

Выравнивание , решение необязательных и трудных задач

1

Проект «Живая картина»

1

Повторение

1

Правила игры

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.

Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия.

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры.  Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области

Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д.  Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки.  Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка.  Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях.  Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов

Понятия _______инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию.  Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения.  Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

*Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией

Турниры и соревнования — правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики (нолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации

Одномерная и двумерная таблицы для мешка — использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (минипроекты «Работа с текстом»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).  Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).  Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).  Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).  Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

*Решение практических задач. ИКТ_квалификация

Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагруд( ной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).  Изготовление при помощи компьютерного ресурса изобра( жения фантастического животного составлением его из гото( вых частей (проект «Фантастический зверь»).  Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).  Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).  Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).

Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполнителя в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).  Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).  Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

1.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 1. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. – 104 с.; 2.

2.Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс.  Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  2-е издание, доработанное. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2013. – 48 с.;

3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Книга  для учителя. 3 класс – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2009.

  1. Контрольно – измерительные работы.

Контрольная работа 1

Цель: обобщить понятия о дереве как конечного направленного графа и классификацию объектов мешка по одному и по двум признакам.

Планируемые результаты:

-выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

-проведение полного перебора объектов;

-определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описаниия объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет/всего, не;

-использование имён для указания нужных объектов;

-использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;

-сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

-выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

 В качестве обязательных в этой контрольной работе детям предлагается пять задач. Если класс не очень сильный, можно ограничить объём обязательных задач задачами 1—4, а задачи 5, 6 предложить в качестве необязательных.  

Задача 1. Ответов здесь может быть много, в зависимости от того, сколько раз Робик в ходе выполнения программы возвращается. Приводим самые короткие программы (из пяти команд). Таких для каждого варианта имеется лишь две:  

Но возможны и более длинные программы.

 Задача 2. В задаче все бусины, кроме первой, раскрашиваются однозначно. Первая бусина цепочки не может быть зелёной и красной для варианта 1 и зелёной и синей для варианта 2. Поскольку первая бусина может быть разных цветов, мы в ответе оставили её нераскрашенной, хотя дети должны её раскрасить в один из цветов.  

Решение задачи:  

Задача 3. Правильных ответов настолько много, что приводить какой-то один или даже несколько просто бессмысленно. В каждой конкретной работе необходимо проверить истинность всех приведённых утверждений. Листьями в дереве Z (в первом варианте) могут быть не только согласные, но и гласные. Важно только, чтобы все согласные были листьями. Аналогично во втором варианте согласные тоже могут быть листьями, но все гласные должны быть листьями.

 Задача 4. Задача стандартного уровня на проверку умения выполнять склеивание цепочек. В частности, в этой задаче ребятам встретится случай склеивания с пустой цепочкой. Задача 5. Задача на выполнение операции, обратной склеиванию, — на «разрезание» цепочки. Сложность её в том, что детям придётся придумать соответствующие слова русского языка. Скорее всего, детям придут в голову составные слова, корни в которых соединены гласной О, например ЛЕСОПИЛКА, БРАКОДЕЛ и т. д. Однако можно придумать и другие варианты. При этом полезно помнить, что в русском языке достаточно предлогов и других однобуквенных частей речи (они ведь тоже являются словами русского языка). Например, подойдет такое решение: В-О-ДА = ВОДА.

 Задача 6. Задача на проверку умения упорядочивать слова в словарном порядке.  Вариант 1.        Вариант 2.        

Контрольная работа 2

Цель: обобщить знания о  выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре.

Планируемые результаты: 

-выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

-достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе, включающих конструкцию повторения;

-использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

-построение выигрышной стратегии на примере игры камешки;

-построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

-построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

-использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

В качестве обязательных во второй контрольной работе детям предлагается четыре задачи.

Задача 1. Задача на проверку умения выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Решение задачи: Вариант 1  

Вариант 2  

Задача 2. Задача на проверку усвоения конструкции повторения.  Решение задачи: Вариант 1  

Вариант 2  

Задача 3. Задача на проверку усвоения алгоритма поиска всех путей дерева.  Ответ: Вариант 1     Вариант 2

107  

 ДАЧА     КАФЕ ДАЧИ     КАША ДО      КАШУ ДОМ      КА ДОХА     КОТ ДОЧЬ     КОФЕ

 Задача 4. Задача на использование таблицы при склеивании двух мешков цепочек. Здесь приходится использовать знания русского языка (хотя и в минимальной степени): необходимо понимать, что такое основа и окончание слова.   Ответ: Вариант 1 Основы слов: МОКР, КРУГЛ, БЕЛ, СВЕТЛ, окончания: ЫЙ, АЯ, ОЕ, ЫЕ. Вариант 2 Основы слов: РАНН, ЗИМН, СИН, ВЕРХН, окончания: ИЙ, ЯЯ, ЕЕ, ИЕ.


Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

08.09.15

Длина цепочки

Умение работать в группе, сотрудничество, вести диалог

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек

Строить цепочку по описанию «длина цепочки. Уметь строить знаково-символические объекты в виде  цепочек. Строить цепочки слов, чисел по описанию

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепо$ чек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по описанию, включающему понятие длина цепочки. Строить знаково$символи$ ческие модели объектов в виде цепочек цепочек. Строить цепочки слов, це$ почки чисел, в том числе по описанию

15.09.15

Цепочка цепочек

22.09.15

Таблица для мешка

Обмениваться информацией, использовать общие методы решения задач

Представление информации о составе мешков в виде сводной таблицы

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Сопоставлять несколько таблиц для данного мешка, в том числе для проверки правильности заполнения мешка. Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи)

29.09.15

Проект «Одинаковые мешки»

06.10.15

Словарный порядок. Дефис и апостроф

Развитие организованности, усидчивости, логического мышления

Поиск информации по словарю, анализировать информацию о размещении слов в словаря

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую букву, определённое слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами

13.10.15

Проект  «Лексикографический порядок»

20.10.15

Дерево.  Предыдущие вершины

Умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Уважать мнение других

Определение истинности и ложности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде

Построение логически грамотных рассуждений и утверждений о деревьях

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаковосимволические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «дерево» для построения дерева в компьютерных задачах

27.10.15

Дерево. Следующие вершины, листья.

10.11.15

Уровень вершины дерева

17.11.15

Робик. Команды для Робика

Умение работать в группе, сотрудничество, вести диалог

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «робик" для решения компьютерных задач

Определение начального положения Робика по его программе и заключительной позиции

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команды, исполнитель). Выполнять программы для Робика — строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позициям. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «Робик» для решения компьютерных задач

24.11.15

Программа для Робика

01.12.15

Перед каждой бусиной

Развитие организованности, усидчивости, логического мышления

Строить логически грамотные рассуждения

Построение знаково-символьных моделей процессов. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия перед каждой/после каждой. Определять истинность утверждений о цепочке с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знакосимволические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания

08.12.15

После каждой бусины

15.12.15

Склеивание цепочек

22.12.15

Решение задач для цепочек

29.12.15

Контрольная работа № 1

 «Мешок. Дерево»

12.01.16

Выравнивание трудных и дополнительных задач

19.01.16

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам»

Развитие ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению

Сопоставление полученного результата с исходным объектом. Проверять правильность получения результата пошагово

Умение работать в компьютерно адаптированной среде

Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово

26.01.16

Путь дерева

Умение строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева

Умение работать по алгоритму с помощью формального алгоритма

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие путь дерева. Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаковосимволические модели реальных объектов в виде дерева, в частности представлять информацию о степени родства в виде дерева, использовать родословные деревья для получения информации о степени родства

02.02.16

Все пути дерева

09.02.16

Решение задач с деревьями

16.02.16

Деревья потомков

23.02.16

Проект «Сортировка слиянием»

Умение работать в группе, использовать групповое разделение труда, вести диалог

Умение работать по алгоритму

Умение сортировать, упорядочивать объекты

Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Осуществлять познавательную рефлексию: сопоставлять полученный результат с исходным объектом (растением), проверять правильность получения результата пошагово

01.03.16

Защита проекта «Сортировка слиянием»

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядочение) — упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченных массивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировки классификацию

15.03.16

Робик.

Развитие ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию на основе мотивации к обучению

Работать в компьютерно-адаптированной среде

Умение строить программы , включающие конструкцию повторения

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Строить программы для Робика, включающие конструкцию повторения. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «Робик» для определения начального положения Робика по его программе, включающей конструкцию повторения

22.03.16

Конструкция повторением

05.04.16

Склеивание мешков цепочек

Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

Умение строить знаково-символьные модели информационных процессов. Подсчитывание очков, распределение мест

Умение заполнять таблицы

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек по результату их склеивания. Строить знаковосимволические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в виде дерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с по$ мощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места

12.04.16

Решение задач для мешков цепочек

19.04.16

Таблица для склеивания мешков

26.04.16

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть

03.05.16

Контрольная работа № 2 «Путь дерева. Робик»

10.05.16

Выравнивание , решение необязательных и трудных задач

17.05.16

Проект «Живая картина»

Развитие творческой фантазии, логического мышления

Работать в компьютерно-адаптированной среде

Умение изготавливать компьютерное изображение с движущимися персонажами

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя

24.05.16

Повторение

Работать в компьютерно-адаптированной среде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Математика"1класс ФГОС Школа России

Рабочая программа по математике Школа России...

Рабочая программа по обучению грамоте 1класс ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России). Данны...

Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.

Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....

Рабочая программа по предмету Окружающий мир ФГОС "Школа России".

1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс....

Рабочая программа по предмету Русский язык ФГОС "Школа России".

1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическая планирование по предмету Русский язык 2 класс....

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС. Школа России

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климанова и др.)...

3 класс Рабочая программа по математике М.И.Моро "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения про...