Программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых)  методов и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_gramotnost.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза И.В. Седова

муниципального образования «Барышский район»  

Ульяновской области

Программа внеурочной деятельности

«Компьютерная грамотность»

направление развития личности школьника (общеинтеллектуальное)

1-2 класс

Составитель: Герасимова Л.А.,

первая квалификационная категория

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
  •  приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо  Департамента общего образования  Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)
  • Санитарно-эпидемиологические требованиями к учреждениям образования.

Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых)  методов и средств обучения.

Осваивая компьютер учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.

Основные цели программы:

  • формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников;
  • формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами.

Основные задачи программы:

  • развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
  • формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
  • формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
  • формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.

Программа рассчитана на детей 7- 8 лет, реализуется за 2 года.

Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа).

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.

Формы проведения занятий

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

Фронтальная – подача материала всем обучающимся

Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднений, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

Групповая – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Структура курса

Программа разработана по годам обучения и состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

I  КЛАСС (33 ч)

Введение (1 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».

Компьютер – твой друг (2 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».

Беседы об информации (1 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 1 год».

Учимся логически мыслить (5 ч)

Работа с обучающей программой «Братцы кролики - В гостях у Кролика».

Учимся считать (5 ч)

Работа со сборником образовательных игр «Незнайкина грамота».

Учимся рисовать (5 ч)

Работа с программно-методическим комплексом «Русский язык. Начальная школа».

Учимся печатать и читать (5 ч)

Работа с обучающей программой «Волшебный букварь».

Играем со словами (5 ч)

Работа с программно-методическим комплексом «Русский язык. Начальная школа». 

Развиваем мышление (4 ч)

Работа с обучающей программой «Братцы кролики – Школа Кролика».

Предполагаемые умения и навыки 1 класс

Учащиеся должны иметь первоначальные представления о:

  • правилах безопасности в кабинете информатики,
  • областях применения компьютеров,
  • способах получения информации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
  • включать и выключать компьютер;
  • правильно перемещать мышь по коврику;
  • управлять указателем мыши;
  • работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
  • загружать обучающую программу;
  • осуществлять выход из программы.

II КЛАСС(34 ч)

Введение (1 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».

Продолжаем знакомство с компьютером (1 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».

Беседы об информации (1 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».

Учимся считать (2 ч)

Работа с обучающей программой «Остров Арифметики».

Учимся сопоставлять и рассуждать, развиваем мышление (2 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».

Учимся рисовать (5 ч)

Работа с обучающими программами «Мир информатики – 2 год» и «Учись рисуя».

Учимся моделировать и конструировать (5 ч)

Работа с обучающей программой «Мир информатики – 2 год».

Развиваем внимательность и смекалку (5 ч)

Работа с обучающей программой «Учимся с Аликом».

Учимся печатать и читать (4 ч)

Работа с обучающими программами «Весёлая Азбука» и «Волшебный букварь».

Учимся запоминать и логически мыслить (8 ч)

Работа с обучающей программой «Весёлая Азбука»

Предполагаемые умения и навыки 2 класс

Учащиеся должны иметь представление о:

  • правилах безопасности в кабинете информатики,
  • основных устройствах компьютера;
  • основных видах информации.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз и рук;
  • работать с алфовитно-цифровым блоком клавиш на клавиатуре;
  • обрабатывать текстовую, числовую и графическую информацию, при выполнении игровых учебных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование:

1 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Введение

1

Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук.

игра-викторина по правилам безопасности «Это должен знать каждый!», упражнения для рук «Мышки», упражнения для глаз, нахождение различий.

2-3

Компьютер – твой друг

2

Применение компьютеров. Компьютер и его основные устройства. Включение и выключение компьютера. Мышь. Пиктограммы.

виртуальная экскурсия «Компьютеры вокруг нас», игры и развлечения Фантазёра (обведи пунктирную линию, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки), упражнения для рук «Цветок», упражнения для глаз.

4

Что такое информация

1

Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

игры и развлечения Фантазёра (нарисуй линию, не отрывая карандаша от бумаги, повтори рисунок, найди лишний предмет, сосчитай предметы на картинке, сравни картинки и нарисуй недостающие детали), упражнения для рук «Встреча», упражнения для глаз.

5-9

Учимся логически мыслить

5

Решение логических задач

повтори рисунок по клеточкам, сосчитай предметы, найди различия, дорисуй картинку, найди тень предмета, игра-пантомима «Можно рассказать без слов?», тренируем руку (нарисуй такой же узор, найди путь в лабиринте).

10-14

Учимся считать

5

Ведем счет на компьютере

хитрые загадки, найди лишний предмет, нарисуй такой же узор, найди различия, найди тень игрушки, найди две одинаковые фигуры, путешествуй по кривым линиям, повтори клеточный рисунок.

15-18

Учимся рисовать

4

Рисуем с помощью компьютера

игры на бумаге (соедини точки – получишь рисунок), загадки в рисунках.

19

Учимся рисовать

1

Конкурс рисунков. Работа в графическом редакторе Paint

виртуальная экскурсия «Путешествие в зоопарк»

20-24

Учимся печатать и читать

5

Алфавит. Первая буква слова. Простые слова. Работа с текстом в текстовом редакторе Word.

обведи рисунок по точкам, выбери недостающий предмет из предложенных; найди и раскрась предметы, начинающиеся на одну букву; найди слова, начинающиеся с указанной буквы..

25-29

Играем со словами

5

Игровые задания со словами. Подбор для событий подходящих звуков. Нахождение соответствующего рисунку слова. Нахождение слов, которые обозначают названия указанных предметов. Нахождение слов, образующих рифму с заданным словом

подбери звук к событию, читай наоборот, подбери рифму, загадки-путаницы, реши кроссворд, из первых букв названий предметов составь новое слово, восстанови слово.

30-33

Развиваем мышление

4

Логические задания

разгадай кроссворд, найди путь в лабиринте,  найди два одинаковых предмета, сравни картинки, оригами (изготовление бумажных фигурок).  

2 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Введение

1

Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук.

. игра-викторина по правилам поведения в кабинете «Разрешено-запрещено», упражнения для глаз «Чтобы глазки не устали», упражнения для рук и тела «Осьминог», «Пантомима».

2

Продолжаем знакомство с компьютером

1

Компьютер и его основные устройства. Виды компьютеров (ноутбук, электронная записная книжка, суперкомпьютер, игровой компьютер, микрокомпьютер, настольный персональный).

нарисуй фигуру по точкам, отгадай кроссворд.

3

Информация вокруг нас

1

Основные виды информации (текстовая, числовая, графическая).

найди слово в слове; используя шифр, найди слово; повтори фигуру, выбери похожую фигуру, угадай предмет.

4-5

Учимся считать

2

Ведем счет на компьютере

сосчитай фигурки, считай точки и рисуй фигуру, найди спрятанные на картинке предметы, найди клад в лабиринте.

6-7

Учимся сопоставлять и рассуждать, развиваем мышление

2

Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление. Суждения и логические операции. Первый, следующий, последний. Одинаковый. Похожий. Выбери форму. Лишняя картинка. Что подходит? Выбери рисунок. Что здесь лишнее? Подбери предмет. Меньший, больший. Подбери пару.

найди общее название группе слов, соедини половинки слов, нарисуй такую же фигуру, определи истинность и ложность суждений, замени словосочетание одним словом, найди лишнее слово, восстанови слова, допиши по аналогии, вставь числа, разгадай ребус.

8-12

Учимся рисовать

5

Что такое графика. Раскрашивание компьютерных рисунков. Голоса животных. Учимся читать. Арифметика. Логическое мышление.

Работа в графическом редакторе Paint. Нарисуй по клеточкам такую же фигуру, отгадай таинственное послание, собери картинку из кусочков, раскрась в соответствии с образцом, найди отличия, расшифруй ребусы-картинки.

13-17

Учимся моделировать и конструировать

5

Моделирование. Моделирование с помощью геометрических фигур. Моделирование на клеточном поле. Конструирование.  

создай изображение на бумаге, создай модель из бумаги (оригами), придумай рассказ, реши логические задачи

18-22

Развиваем внимательность и смекалку

5

Определение направлений. Определение закономерностей. Цвет и формы. Развитие слухового восприятия. Змейка. Дракон. Математическое лото. Гонки на улитках. Математические мыльные пузыри. Пилот-математик. Математический тир. Математический поединок.

разгадай ребусы, пройди путь в лабиринте, найди тень, найди пару, найди лишний предмет, восстанови порядок букв, расшифруй головоломку, найди все фрагменты мозаики, найди отличия, подбери к элементам одежды лоскутки, определи закономерность словообразования и запиши слово по аналогии.

23-26

Учимся печатать и читать

4

Безударные гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Мягкий знак. Разнообразные слова.

Работа в текстовом редакторе Word/ Подбери к каждому слову подходящее слово, продолжи пословицу, найди ошибки.

27-34

Учимся запоминать и логически мыслить

8

Упражнения на развитие памяти, логики

прогулки по лабиринтам, загадки, головоломки, ребусы, кроссворды.

Информационно-методическое обеспечение:

Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;
  • клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;
  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  • компьютерные лабиринты для управления объектом;
  • компьютерные мозаики;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные энциклопедии, путешествия;
  • компьютерные топологические схемы (например, района, метро),
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
  • компьютерные среды управления исполнителем.

Используемые средства программной поддержки курса:

  • Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/.
  • Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»)
  • «Информатика» - программа-тренажер для детей
  • «Мир информатики. 1-2 год обучения»
  •  «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
  • «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
  • «Компьютерная грамотность: звездная миссия»
  • «Волшебные превращения. Основы дизайна»
  • «Суперинтеллект». Головоломки для любознательных
  • «240 логических игр».

Обучающие компьютерные программы.

1 класс.

  • 1. Братцы кролики. В гостях у Кролика. Школа Кролика. – М.: Софт Медиа, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс].  – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 4.Незнайкина грамота: сборник образовательных игр для малышей. [Электронный ресурс] –  М.: Бука, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 2 класс.
  • 1.Весёлая Азбука. Интерактивные мультфильмы-уроки для детей. [Электронный ресурс] – М.: Кирилл и Мефодий, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс].  – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 4.Остров Арифметики. Обучающие игры для детей. [Электронный ресурс]– Истрасофт, 1999. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 5.Учимся с Аликом. [Электронный ресурс] – М.: Руссобит-М, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.
  • 6. Учись рисуя. Обучающая программа. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв.

Литература для учащихся

  • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2008 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2007 год
  • Сборник «Задачи для развития логики».

Литература для учителя

  • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
  • С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
  • Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
  • И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2007 год
  • Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.

Предполагаемая результативность курса

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут:

В результате обучения учащиеся должны

  1. Знать правила поведения в компьютерном классе;
  2. Знать основные сферы применения компьютеров;
  3. Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
  4. Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
  5. Уметь проводить анализ при решении логических задач;
  6. Иметь понятие о множестве;
  7. Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;
  8. Уметь находить общий признак для группы предметов;
  9. Знать понятие существенного признака предмета;
  10. Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
  11. Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
  12. Уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов;
  13. Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
  14. Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
  15. Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
  16. Иметь представление о различных формах курсора;
  17. Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
  18. Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами;
  19. Уметь управлять объектами на экране монитора.
  20. Уметь рисовать в графическом редакторе Paint.

В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит:

  1. Связь обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
  2. Коммуникативная активность учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Компьютерная грамотность»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • сбор информации;
  • обработка информации (с помощью ИКТ);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов

Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. (Приложение № 1). Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений (Приложение № 2).

Приложение № 1

Методики и критерии оценки планируемых результатов

Метапредметные планируемые результаты

- Познавательные универсальные учебные действия

Для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Сравнение понятий».

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей.

2. Методика «Выделение существенных признаков».

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

3. Тест «Исключение лишнего» (Марцинковская Т.Д.)

Цель: исследовать способность к классификации и анализу.

4. Методика «Простые аналогии».

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 5. Методика «Схематизация».

Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

6. Методика «Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).

Цель: диагностика познавательной активности и умения декодировать информацию.

Критерии оценки познавательных универсальных учебных действий

1. Умение анализировать объекты с целью выделения признаков.

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

Высокий (повышенный)

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся

осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется выделить признаки объекта

1 балл

2. Умение выбрать основание для сравнения объектов

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение выбрать основание для сравнения объектов

Высокий (повышенный)

Обучающийся осуществляет сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии.

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

низкий

Обучающийся затрудняется сравнить объекты по предложенному основанию

1 балл

3. Умение выбрать основание для классификации объектов

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение выбрать основание для классификации объектов

Высокий (повышенный)

Обучающийся осуществляет классификацию, самостоятельно выбирая критерии.

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся проводит классификацию по заданным критериям

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется классифицировать объекты по предложенному основанию

1 балл

4. Умение доказать свою точку зрения

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение доказать свою точку зрения

Высокий (повышенный)

Обучающийся строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется в подборе аргументов для обоснования своей точки зрения

1 балл

5. Умение определять последовательность событий

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение определять последовательность событий

Высокий (повышенный)

Обучающийся устанавливает последовательность событий, выявляет недостающие элементы

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся устанавливает последовательность событий

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется установить последовательность событий

1 балл

6. Умение определять  последовательность действий

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение определять  последовательность действий

Высокий (повышенный)

Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет простейшую инструкцию из двух-трех шагов

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется определить последовательность выполнения действий, не может составить простейшую инструкцию из двух-трех шагов

1 балл

7. Умение использовать знаково-символические средства

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение использовать знаково-символические средства

Высокий (повышенный)

Обучающийся могут создавать и преобразовывать модели и схемы для выполнения заданий

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется при использовании знаково-символические средств для выполнения заданий

1 балл

8. Умение кодировать и декодировать информацию

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение кодировать и декодировать информацию

Высокий (повышенный)

Обучающийся может закодировать и декодировать свою информацию

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся может закодировать и декодировать предложенную информацию

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется закодировать и декодировать предложенную информацию

1 балл

9. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Высокий (повышенный)

Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и может самостоятельно представить информацию в неявном виде.

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется в понимании информации, которая представлена в нееявном виде (не выделяет общий признак группы элементов, не характеризует явление по его описанию).

1 балл

Регулятивные универсальные учебные действия

Для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Выкладывание узора из кубиков».

Цель: выявление развития регулятивных действий.

2. Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

3. Методика «Сокращение алфавита» Г.А. Цукермен.

Цель: выявление предметной организации ребенка, помогающая или мешающая ему принимать учебную задачу.

4. Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая).

Цель: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников.

Критерии оценки регулятивных универсальных учебных действий

1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи

Высокий (повышенный)

Обучающийся в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся принимает

 и сохраняет учебные цели и задачи

2 балла

низкий

Обучающийся принимает и сохраняет учебные цели и задачи при поддержке взрослого

1 балл

2. Умение контролировать свои действия

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение контролировать свои действия

Высокий (повышенный)

Обучающийся осуществляет контроль на уровне произвольного внимания

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся осуществляет контроль при наличии эталона

2 балла

низкий

Обучающийся осуществляет контроль только при помощи взрослого

1 балл

3. Умения планировать свои действия

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умения планировать свои действия

Высокий (повышенный)

Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

2 балла

низкий

Обучающийся осуществляет планирование только при помощи взрослого

1 балл

4. Умения оценивать свои действия

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умения оценивать свои действия

Высокий (повышенный)

Обучающийся адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

2 балла

низкий

Обучающийся осуществляет оценку действий при поддержке взрослого

1 балл

 Коммуникативные универсальные учебные действия

Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

Цель: выявление уровня сформированности действия по передачи информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Критерии оценки коммуникативных универсальных учебных действий

1. Умение объяснить свой выбор

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение объяснить свой выбор

Высокий (повышенный)

Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, ответить на поставленные вопросы

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся может построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется в построении понятных для партнера высказываний при объяснении своего выбора

1 балл

2. Умение задавать вопросы

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Умение задавать вопросы

Высокий (повышенный)

Обучающийся может сформулировать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

3 балла

средний (базовый)

Обучающийся формулирует вопрос

2 балла

низкий

Обучающийся затрудняется при формулировки вопросов

1 балл

Личностные планируемые результаты

Для определения уровня сформированности личностных результатов были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям:

1. Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Критерии сформированности личностных планируемых результатов

1. Внутренняя позиция школьника

Критерий

Уровни усвоения

Качественные показатели

Количественные показатели

Внутренняя позиция школьника

Высокий (повышенный)

У обучающегося сформирована внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

3 балла

средний (базовый)

У обучающегося сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

2 балла

низкий

У обучающегося только формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...