Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
рабочая программа (4 класс)

Шевченко Ирина Егоровна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО» 

Заместитель директора МКОУ по УВР

________/ФИО/

«РАССМОТРЕНО»

На заседании  ШМО учителей       __________________

Протокол

от «__» ____20__г.№_

Руководитель_____/ФИО/

«ПРИНЯТО»

На заседании педагогического совета МКОУ. Протокол

от «__» ____

20__г. №___

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом

от «__»_____20__г.

№___

Директор МКОУ

    ________/ФИО/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ.

ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ»

для обучающихся  4 класса

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Краснобогатырский центр образования»

на 2021-2022 гг.

                                                        Составила: Шевченко И.Е.,

                                                        учитель начальных классов

                                                        МКОУ «Краснобогатырский ЦО»

                                                        2021 – 2022

Программа внеурочной деятельности

«ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ.

ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Антошина М. К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-4 класса»  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО).

     В работе используется пособие : Антошин М. К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». 1-4 классы, М.Просвещение.2021г.

Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребёнка.

Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребёнком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной.

Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.

Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.

Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.

  1.  Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

 Анализ содержания текста:анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

  1.  Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
  2.  Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
  1. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:

  •  дыхания;
  •  артикуляционного аппарата;
  •  дикции;
  •  интонационного строя речи.

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель.

Занятия  имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые.

  1.  Познавательная деятельность:
  •  познавательные беседы;
  •  познавательные игры;
  •  дискуссии;
  •  дидактический театр;
  •  экскурсии.
  1.  Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).

3. Проблемно-ценностное        общение:        дискуссии,        посвящённые

морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

  1.  Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки)

Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачам

Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и PISA.

Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России».

Первый год обучения

Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.

Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку

(положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Второй год обучения

Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).

Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный).

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.

Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.

Третий год обучения

Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений),

сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

Четвёртый год обучения

Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей

обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое).

Воспринимать фактическое содержание художественного, научнопознавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.

Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.

Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.

                    Тематическое планирование, 4 класс.

1

54-55

Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». Г отовимся к выразительному чтению стихотворения «Осеннее чудо»

1

Анализ содержания

стихотворения.

Словарная работа.

Анализ средств

художественной

выразительности.

Развитие

технической

стороны чтения.

Сопровождающее

чтение. Игра

«Читаем

цепочкой».

Выразительное

чтение

стихотворения. Взаимная оценка

2

56-57

Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок».

Г отовимся к

выразительному

чтению

стихотворения

«Рисунок»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки

стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст».

Выразительное

чтение

стихотворения. Взаимная оценка

3

Занятие в

1

Поиск нужной

компьютерном

классе

информации в Интернете. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu. ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников)

4-5

58

Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе»

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Поиск в тексте

необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли рассказа

6

Экскурсия в библиотеку

1

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях

7

62

Г отовимся к выразительному чтению отрывка из «Сказки о большом колоколе»

1

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры

«Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение отрывка из «Сказки». Взаимная оценка

8-11

63-77

Рассказ

Н. Богданова

«Фюнфкиндер»

4

Анализ содержания рассказа. Анализ средств

художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа

12

77

Г отовимся к выразительному чтению отрывка из рассказа «Фюнфкиндер»

1

Развитие

технической

стороны чтения.

Сопровождающее

чтение. Игры

«Читаем

цепочкой».

Сопровождающее

чтение.

Выразительное чтение отрывка из

рассказа. Взаимная оценка

13

78-79

«Воробей- весельчак». Калмыцкая сказка

1

Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа

14-15

80-81

Научнопознавательный текст «Воробей».

Г отовимся к выразительному чтению отрывка из сказки «Воробей- весельчак»

2

Сравнение художественного и научнопознавательного текстов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная оценка

16-17

82-86

Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся»

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств

художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа.

Критическое

осмысление

выводов,

сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу

18

87

Г отовимся к выразительному чтению рассказа «Когда мы смеёмся»

1

Развитие

технической

стороны чтения.

Сопровождающее

чтение. Игра

«Читаем

одновременно».

Сопровождающее

чтение.

Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка.

19

88-90

Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи»

1

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу

29-21

90-91

Научнопознавательный текст «Ёрш».

Г отовимся к выразительному чтению рассказа «Подводные ежи»

2

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка

22-24

92-95

Стихотворение Тима Собакина

«Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы»

3

Формирование

эмоциональной

оценки

стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научнопознавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах

25-26

96

Г отовимся к выразительному чтению стихотворения «Подводная песня»

2

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?». Выразительное чтение

стихотворения наизусть. Взаимная оценка

27-28

97-102

Рассказ А. Саломатова «Его последний день»

2

Анализ содержания рассказа. Словарная работа.

29-30

102

Г отовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Его последний день»

2

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа

31-32

103-104

Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель».

Г отовимся к

выразительному

чтению

стихотворения

«Обиженный

портфель»

2

Формирование

эмоциональной

оценки

стихотворения.

Анализ содержания

стихотворения.

Анализ средств

художественной

выразительности:

олицетворение.

Развитие

технической

стороны чтения.

Сопровождающее

чтение. Игра

«Читаем

цепочкой».

Выразительное

чтение

стихотворения наизусть. Взаимная оценка

33-34

105-106

Стихотворение Н. Анишиной «Чем пахнет лето».

Г отовимся к

выразительному

чтению

стихотворения «Чем пахнет лето»

2

Формирование

эмоциональной

оценки

стихотворения.

Анализ содержания

стихотворения.

Развитие

технической

стороны чтения.

Соревнование по

произнесению

скороговорок.

Взаимная оценка.

Сопровождающее

чтение. Игра

«Читаем

цепочкой».

Выразительное

чтение

стихотворения наизусть. Взаимная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса

Программа предназначена для проведения занятий по  факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс

На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2  классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...