Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)

Зиборова Ирина Анатольевна

Программа предназначена для проведения занятий по  факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской самостоятельности у учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15».

«РАССМОТРЕНО»

руководитель МО

_____        /Зиборова И. А./

ФИО

Протокол №____от

«___» _________ 2020г.

«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора   МБОУ «Школа №15»

_____        /Гриценко О. Н./

ФИО

«___» _________ 2020г.

«УТВЕРЖДЕНО»

директор

МБОУ «Школа № 15»

_____        /Стахинюк Е. В./

ФИО

Приказ №______ от

«___» _________2020г.

Рабочая программа педагога

Зиборовой Ирины Анатольевны, I КК

по факультативному курсу «Грамотный читатель»

для 4 «Г» класса

на 2020-2021 уч. год

г. Ачинск

2.Пояснительная записка.

         Программа по учебному предмету «Грамотный читатель» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе ООП НОО МБОУ «Школа №15», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и с учётом  авторских  рекомендаций  Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы».

        Чтение как метапредметное учебное действие-основа успешной учебной деятельности. Её качество определяется тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. В качестве целей смыслового чтения называют максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребёнком смысловым чтением лежит в основе развития сначала его устной речи, а затем, как следующей ступени, речи письменной.

        В Примерной основной образовательной программе начального общего образования смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

       Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: техническую и смысловую. Хорошая техника чтения обуславливает быстрое и точное понимание смысла, а лёгкий в смысловом отношении текст читается быстро и без ошибок. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть происходит зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Поэтому важно развивать технику чтения и речи, её интонационный строй.

       Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста целом. В программе «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» представлены различные методические приёмы, которые при организации системной работы, способствуют формированию у обучающихся качественного навыка смыслового чтения.

       Задачи курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • обеспечивать условия для овладения учащимися смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.

        Данный курс построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение  должно обеспечивать развитие  личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется  читательская деятельность  школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

          Место курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»  в учебном плане.

            В четвертом классе, в соответствии с образовательной программой школы, на изучение курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» отводится 34 часа (1 час в неделю).            

          На занятиях в 4 классе  больше времени отводится самостоятельной работе с текстом произведения, беседы носят  аналитико –синтетическую направленность, способствуя развитию мышления учащихся и формированию собственного отношения к прочитанному. Чтение занимает важное место на занятиях, все задания и упражнения направлены на формирование полноценного восприятия и усвоения главной мысли произведения. Постепенно вырабатывается алгоритм работы с произведением, осознаётся роль чтения, развивается личностная мотивация к чтению.

       

      Виды и формы организации учебного процесса. 

       Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации занятий:  

- уроки-путешествия

- уроки-сказки

-  викторины

-  КВН

-  интегрированные уроки

-  уроки с элементами мультимедиа

-  уроки с использованием интерактивных технологий обучения

     В процессе обучения используется фронтальная, индивидуальная, парная и групповая формы работы.

     

3. Содержание курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

     Освоение обучающимися программы «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» направлено на достижение планируемых результатов ФГОС НОО, на полноценное развитие как технической, так и смысловой сторон чтения обучающихся: на формирование устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

     Текстовый материал, задания к тексту, методические приёмы, используемые на занятиях курса, способствуют воспитанию устойчивой мотивации к литературному чтению. Работа с литературными произведениями предполагает самостоятельную работу с текстом произведения, составление плана, анализ содержания произведения по вопросам, обсуждение поступков героев и другие виды работ, которые способствуют формированию читательской грамотности и самостоятельности у учащихся.

      Программа факультативного курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» представлена следующими содержательными линиями:

  1. Упражнение в выразительном чтении и анализе стихотворений(9 ч). Работа со стихотворениями Т. Собакина «Подводная песня», Г. Ляховицкой «Осеннее чудо» и др. предполагает прежде всего  эмоциональную оценку стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ средств художественной выразительности. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.
  2. Научно- познавательные рассказы(6 ч). Работа с текстами из энциклопедии «Медузы», «Акула» и др. Сравнение научно-популярных и художественных рассказов. Анализ полученной информации, стиля изложения.
  3. Юмористические рассказы(7 ч). Работа с юмористическими рассказами Н. Носова «Когда мы смеёмся», А. Саломатова «Его последний день» и др. способствует формированию правильной оценки поступков героев, критическому осмыслению произведения и отношения автора к литературным героям.
  4. Художественные  рассказы(5 ч).  Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу
  5. Сказки. Анализ и чтение сказок(5 ч). Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа.
  6. Библиотечные уроки(1ч).
  7. Итоговое  занятие «Что узнали, чему научились в 4 классе»(1ч).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

1.Познавательные метапредметные  умения..

Учащиеся научатся:

 находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

 сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; Учащиеся получат возможность научиться:

  самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного.

  создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

2. Коммуникативные метапредметные умения.

 Учащиеся научатся:

 высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  формулировать цель своего высказывания вслух;

  пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

 участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

 способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

 использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

 отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

 определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

 определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

Учащиеся получат возможность научиться: 

 участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

 интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

5. Учебно-тематический план.

Наименование раздела и тем

Часы учебного

времени

Плановые

сроки прохождения

(класс, год обучения)

Количество

Примечание

Контрольных

 работ

Практических/ лабораторных

и др. видов работ

1

Упражнение в выразительном чтении и анализе стихотворений. 

9 ч

4 класс

2020-2021

 учебный год

самостоятельная работа с текстом-2

Создание презентации к одному из стихотворений

2

Научно- познавательные рассказы.

6 ч

самостоятельная работа с текстом-2

3

Юмористические рассказы.

7 ч

самостоятельная работа с текстом-1

4

Библиотечные уроки.

1 ч

5

Сказки. Анализ и чтение сказок.

5 ч

самостоятельная работа с текстом-1

6

Художественные рассказы.

5 ч

самостоятельная работа с текстом-2

7

Итоговое  занятие «Что узнали, чему научились в 4 классе».

                                       Итого  34ч                                        

6. Формы и средства контроля/мониторинга.

     Факультативный курс «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование у учащихся навыков смыслового чтения. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.

       Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» или на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха».

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

7.1. Перечень учебно-методического обеспечения:

М.К. Антошин. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 3-4 классы. - М.: Просвещение, 2020.

7.2. Перечень материально-технического обеспечения.

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- сканер;

- ксерокс

- принтер;

- детские нетбуки

Оборудование класса:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- ученические двухместные столы с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

-настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

Информационное обеспечение:

-Учебные презентации

   

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

(УУД)

Примечание

план.

факт.

1.

Г. Ляховицкая «Осеннее чудо» .

1

Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка. Готовимся к выразительному чтению стихотворения. Создание презентации к стихотворению.

-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

-формулировать цель своего высказывания вслух;

2.

П. Синявский «Рисунок».

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.

-высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях

3.

Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе».

3

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания сказки. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Определение темы и главной мысли сказки.

4.

Библиотечный урок.

1

Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях.

-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях

5.

Н. Богданов «Фюнфкиндер».

5

Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации. Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа.

-высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

-оценивать свои достижения по выработанным критериям;

6.

Калмыцкая сказка «Воробей- весельчак».

2

Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа.

-формулировать цель своего высказывания вслух;

высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

7.

Научно – познавательный текст «Воробей».

1

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка из сказки. Взаимная оценка.

-отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

-участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

8.

Н. Носов «Когда мы смеёмся».

3

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов, сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем одновременно». Сопровождающее чтение.

-определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

9.

Н. Сладков «Подводные ежи».

2

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу.

-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

10.

Научно – познавательный текст «Ёрш».

1

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка.

-определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

11.

Т. Собакин «Подводная песня».

3

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах.

-участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

12.

Научно – познавательный тексты «Акула» и «Медузы».

2

Сравнение научно-познавательных текстов Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?»

-определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

13

А. Саломатов «Его последний день».

4

Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение отрывка из рассказа.

-высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

14

В. Капустина «Обиженный портфель».

2

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. Развитие технической стороны чтения. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

-анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

-выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

15

Н. Анишина «Чем пахнет лето».

1

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка.

-высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

16

Итоговое занятие. Защита итоговой работы.

1

Участвовать в защите итоговой работы. Взаимная оценка.

-создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств;

-определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)

Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Программа по внеурочной деятельности 2 класс.

Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....