Пояснительная записка и КТП по внеурочной деятельности "Занимательная информатика" для 3 класса.
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 

Рабочая программа по «Занимательной информатике» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, на  основе  авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» (Сборник программ «Образовательная  система «Школа 2100»/ под ред. А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 2004),  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования; учебного плана МБОУ ООШ №38 на 2015-2016 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_informatika.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Занимательной информатике» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, на  основе  авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» (Сборник программ «Образовательная  система «Школа 2100»/ под ред. А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 2004),  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования; учебного плана МБОУ ООШ №38 на 2015-2016 учебный год.

          Рабочая программа «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность.

   Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Общая характеристика курса

В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. В соответствии с новым Стандартом начального образования и ООП, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у обучающихся основ ИКТ-компетентности. В соответствии с этой задачей формируется и содержание курса. В нём условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • Основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица).
  • Основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядоченье объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и проч.).
  • Основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и проч.).

В соответствии с ООП, в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся (см. раздел «Тематическое планирование»). Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Цель данной программы  - формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Основные  задачи  программы:

  1. Формирование  умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
  2. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов  к решению, которые наиболее типичны и распространены в   информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

3. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми и некоторыми другими.

4. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

5. Подготовить  учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;

6. Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни

7. Привитие  ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Описание места курса в учебном плане

Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам  «Математика», «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО. Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника  и  рассчитана на возрастной аспект – 7-10 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения. Программа данного кружка  реализована в рамках внеучебной деятельности  в соответствии  с образовательным планом  МБОУ  ООШ №38.

Данная  программа является пропедевтическим курсом,  рассчитана  на

136  часов:    1 класс –34 часа

                      2 класс – 34 часов

                      3 класс – 34 часов

                      4 класс – 34 часов

                     

 с проведением занятий 1  час  в неделю, продолжительность занятия:

  1 класс первое полугодие 35 минут,

               второе полугодие 45 минут,

  2-4 классы по 45 минут

В 2015-2016 уч. году в 3 будет проведено 32 часа, т.к. 2 урока выпадают на 02.05 и 09.05 – праздничные дни. Программа будет выполнена за счёт уплотнения материала.

  Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру;
  • доступность, познавательность и наглядность
  • психологическая комфортность

Формы  и методы  работы:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Круглые столы,  диспуты, поисковые и научные исследования, проекты.
  • Творческая деятельность ( конструирование, составление мини-проектов).

Планируемые результаты реализации программы кружка

«Занимательная информатика»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • Познавательные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение использовать знаково-символические средства

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Умение кодировать и декодировать информацию

кодировать и декодировать предложенную информацию

кодировать и декодировать свою информацию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

  • Регулятивные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

  • Коммуникативные универсальные действия

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы «Занимательная информатика» являются следующие знания и умения:

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения знания:

- Название цветов, форм и размеров предметов, названия и последовательность чисел

- Владение понятиями «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «действия предметов», «возрастание», «убывание», «множество», «симметрия», «отрицание», «правда», «ложь», «древо», «графы»

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

     Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. 

Структура  программы:

В материале выделяются следующие рубрики:

описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений — высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если-то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Содержание программы

3 класс

1. Алгоритмы (5  часов).

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

2. Группы (классы) объектов (6  часов).

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

3. Логические рассуждения (8   часов).

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

4. Применение моделей (схем) для решения задач (5  часов). 

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

 В результате обучения учащиеся должны уметь:
— находить общее в составных частях и действиях у всех предме¬тов из одного класса (группы однородных предметов);
— называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
— понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
— выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
— изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; — находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области
.

Компьютерный практикум

  1. Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете ( 1 час)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрацию возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке

  1. Компьютер и его устройства ( 2 часа)

Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики»

  1. Редактор Рower Point (5 ч)


Календарно – тематическое планирование 3 класс

Программа Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2011г.

Учебник Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2011г.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011г.

Дополнительная литература Крылова О.Н., Информатика. Тесты. 3 класс

№ урока

Тема урока,

Теоретический материал

Компьютерный практикум

Элементы содержания

Требования к (предметным  и метапредметным* результатам)

Дом. задание

Дата проведения

Дата по факту

Обучающийся научится

Обучающийся сможет научиться

1

Введение. Алгоритм.

С. 1-5

Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе.

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели..

Знать:

  • понятие алгоритма. Уметь:
  • понимать построчную запись алгоритмов, выполнять команды алгоритма.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

с. 5, № 3,4

07.09

2

Схема алгоритма Компьютер и его составляющие

С. 6-9

Компьютер и его составляющие.

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.

Уметь:

  • понимать построчную запись алгоритмов;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Построение логической цепи рассуждений.

с. 9, № 9(3), 10(3)

14.09

3

Ветвление в алгоритме. Компьютерные программы.

.

С. 10-13

Компьютерные программы.

Выполнение алгоритма. Составление алгоритма.

Уметь:

  • понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений.

с. 13, № 15

21.09

4

Цикл в алгоритме. Основные устройства компьютера. Основные возможности программы PowerPoint

.

С. 14-16

Основные устройства компьютера. Основные возможности программы PowerPoint

Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.

Уметь:

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок- схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно- графическая или знаково- символическая). Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Построение логической цепи рассуждений.

с.16, № 18

28.09

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

С. 17-19

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Знать:

  • понятие алгоритма. Уметь:
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок- схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. Построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

с. 19, № 22

05.10

6

Закрепление по теме «Алгоритмы».

С.

Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.

Уметь:

  • определять этапы (шаги) действия;
  • определять правильный порядок выполнения шагов;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • находить и исправлять ошибки в алгоритмах;
  • выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации алгоритмов; подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений.

Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.

с. №

12.10

7

Закрепление Составление простейшей презентации

С. 20-23

Составление простейшей презентации

Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Уметь:

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Построение логической цепи рассуждений.

С. 21 № 26, 28

19.10

8

Повторение по теме «Алгоритмы»

Выполнение контрольной работы.

Уметь:

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

26.10

9

Творческий проект «Это я»

Выполнение рисунка

Уметь:

- находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

с. 27, № 31

09.11

10

Объекты. Состав и действия объектов.

С. 30-33

Общие названия и отдельные объекты.

Уметь:

- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 33, № 9

16.11

11

Группа объектов. Общее название.

Добавление в презентацию картинок, арттекстов

С. 34-38

.

Добавление в презентацию картинок, арттекстов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием.

Уметь:

- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений.

с. 37, № 16, 17

23.11

12

13

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы.

Творческий проект «Мой класс»

С. 39-43

Основные способы создания компьютерной анимации.

Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.

Уметь:

- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений.

с. 41, № 21, 23

30.11

07.12

14

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

С. 44-47

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Уметь:

  • описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
  • определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы;
  • описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

с. 47, № 31

14.12

15

Повторение по теме  «Объекты».

Уметь:

  • - описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;

определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы; -описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

21.12

16

17

Множество. Число элементов множества. Подмножество.

Добавление эффектов анимации в презентацию

С. 2-4

Добавление эффектов анимации в презентацию

Понятия множество, подмножество. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

Знать:

- понятия множество, подмножество, элемент множества.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 4, № 7, 8

28.12

11.01

18

Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.

С. 5-7

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Знать:

  • понятия множество, подмножество, пересечение множеств.

Уметь:

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 7, № 12

18.01

19

Пересечение и

объединение

множеств. Урок ознакомления с новыми понятиями, формирования умений и навыков.

С. 8-10

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Знать:

  • понятия множество, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств.

Уметь:

  • находить на рисунке область объединения двух множеств и называть элементы из этой области.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 10, № 17

25.01

20

21

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».

Творческий проект «моя семья»

С. 11-13

Основные операции при проектировании.

Отношения между множествами. Истинность высказываний со словом «НЕ».

Уметь:

- понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «НЕ»).

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

с. 13, № 22

01.02

08.02

22

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

С. 14-15

Отношения между множествами. Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

Уметь:

- понимать истинность высказывания (высказывания со словом «И», «ИЛИ»),

Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; при- знавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

с. 15, № 26

15.02

23

Граф. Вершины и ребра графа.

С. 16-17

Графы и их табличное описание.

Уметь:

  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений.

с. 17, № 29

22.02

24

Граф с направленными ребрами.

С. 18-21

Пути в графах. Деревья.

Уметь:

  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта(пространственно- графическая или знаково- символическая). Построение логической цепи рассуждений.         ^^

с. 21, № 34, 35

29.02

25

Составление презентации с вложениями. Гиперссылки.

С. 22-25

Порядок действий при проектировании дома.

Выполнение заданий по изученному материалу.

Уметь:

  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

с. 24, № 40, 42

07.03

26

Аналогия.

С. 30-33

Компьютерные игры. Виды компьютерных игр.

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Понятие аналогии.

Знать:

  • понятие аналогии. Уметь:
  • анализировать игры с выигрышной стратегией.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 33, № 4

14.03

27

Закономерность.

Поиск информации для презентации в Интернет

С. 34-36

Программы для создания компьютерных игр.

Понятие закономерности. Решение задач на закономерности.

Знать:

  • понятие закономерности.

Уметь:

  • анализировать игры с выигрышной стратегией.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 36, № 13, 15

21.03

28

Аналогичная закономерность.

С. 38-40

Решение задач по аналогии.

Уметь:

  • анализировать игры с выигрышной стратегией;
  • решать задачи на закономерность.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 40, № 23

04.04

29

Аналогичная закономерность

С. 42-45

Аналогичные закономерности. Решение задач по аналогии.

Уметь:

  • анализировать игры с выигрышной стратегией;
  • решать задачи на закономерность.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

с. 43, № 26, 28

11.04

30-31

Творческий проект «Мой поселок»

С. 45-47

Основные операции при конструировании игр.

Решение задач, составление задач.

Уметь:

  • анализировать игры с выигрышной стратегией;
  • решать задачи на закономерность.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

С. 47, № 32, 33

18.04-

25.04

32

. Повторение. Выигрышная стратегия. Урок обобщения и систематизации знаний

С 48-56

Основные операции при конструировании игр.

Уметь:

  • анализировать игры с выигрышной стратегией;
  • решать задачи на закономерность.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

16.05


Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов

         Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной    

     программы «Занимательная  информатика» – игры, соревнования, конкурсы,        

       марафон.

Способы контроля:

  • устный опрос;  
  • комбинированный опрос;
  • проверка самостоятельной работы.
  • игры.
  • защита проектов

     Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

  Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью самостоятельных работ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса главным образом зависят от выбора школой варианта изучения курса – компьютерного или бескомпьютерного

При выборе компьютерного варианта изучения курса должны выполняться следующие требования:

  • Каждый ученик на каждом уроке кроме учебного места должен быть обеспечен компьютерным рабочим местом, специально оборудованным для ученика начальной школы.
  • Учитель должен иметь на уроке компьютерное рабочее место.
  • На сервере школы должно быть выделено дисковое пространство для разворачивания внутришкольного сайта и хранения работ учащихся.
  • Каждое компьютерное рабочее место должно быть в обязательном порядке оборудовано компьютером под управлением ОС Windows 2000 или выше, или под управлением Мac ОS Х.  
  • В набор программного обеспечения каждого компьютера должны в обязательном порядке входить стандартный набор программ для работы: с текстами (например, Word или Works), с растровой графикой (например, Paint или KidPix), с презентациями (например, PowerPoint или KeyNote).
  • Очень важно, чтобы на каждом ученическом компьютере был установлен шрифт Pragmatica (утвержденный СанПинами для использования в печатных изданиях для начальной школы).

      Материально-техническое обеспечение курса

I.  Технические средства обучения:

1)Компьютер;

2) Проектор;

3) Принтер;

4) Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания  всего     класса

5) Сканер.

II.  Программные средства:

1)Операционная система Windows XP;

        Источники    информации  

I. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1, 2, 3, 4 классы  Учебник (1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2012 г. («Школа 2100»)
  2. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2006 г.
  3. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2007 г.
  4. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2006 г.
  5. Горячев А,В,, Горина К,И. и др. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2006 г.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.щ
  7.  Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С.  Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.

5.  Цифровые образовательные ресурсы  ЦОР  к учебнику  А.В. Горячева  

     «Информатика в играх и   задачах»

6. Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/

7. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-

ef6397e6c1c3/?&subject=19 – единая коллекция цифровых образовательных  

ресурсов.

Приложение 1.

Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.    Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

     • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1-х классов должна быть не более 15 минут.

     • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  2.  Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  3.  Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4.  Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
  5.  Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
  6.  Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
  7.  Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.   Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:

• Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
• Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
• Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
• Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
• В целях экономии времени материалы по информатизации обучения, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
• Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
 • Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
 • Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
 • Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
 • Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
 • Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
 • Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.


Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень)

 должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных; 
  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; 
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; 
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); 
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков; 
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; 
  • называть последовательность простых знакомых действий; 
  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках; 
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности; 
  • точно выполнять действия под диктовку учителя; 
  • отличать заведомо ложные фразы; 
  • называть противоположные по смыслу слова; 
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Требования к уровню подготовки 2, 3  класса  по данному предмету:

В результате обучения учащиеся будут уметь:

• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

• изображать графы;

• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса .

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если – то»;
  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Рабочая программа с пояснительной запиской по курсу "Окружающий мир" для 2 класса А. А. Плешаков

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»...

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию для 3 класса КОУ 8 вида

Программа разработана на основе рекомендуемых министерством программ под редакцией В.В. Воронковой...

Пояснительная записка к планированию по обучению грамоте 1 класс(Школа России)

Пояснительная записка к алендарно- тематическому планированию по обучению грамоте  1 класса (ФГОС "Школа России)...

Пояснительная записка и КТП по внеурочной деятельности "Мир профессий" для 3 класса.

Программа составлена на основе следующих документов:1.Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,20122.Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. пр...

Пояснительная записка и КТП по внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 3 класса.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы УМК «Планета знаний» под редакцией И. А. Петровой. Москва, АСТ Астрель 2012г.; Федерального государственного  образовательного стандарта...

Календарно-тематическое планирование "Вокруг света", пояснительная записка к предмету по внеурочной деятельности "Вокруг света"

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование "Вокруг света" (внеурочная деятельность)...