Календарно-тематическое планирование "Вокруг света", пояснительная записка к предмету по внеурочной деятельности "Вокруг света"
календарно-тематическое планирование

Баскова Татьяна Владимировна

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование "Вокруг света" (внеурочная деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokrug_sveta_planirovanie.docx15.56 КБ
Файл vokrug_sveta_poyasnitelnaya_zapiska.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

«Вокруг света»

№№

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Содержание

Деятельность учащихся

Контроль

План

Факт

УУД

Освоений предметных умений

1

Вводное занятие. География как наука.

1

беседа

Что изучает наука «география». Первыми географами были путешественники и мореплавателями.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

•         потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

•        этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

•        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

•        осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

•        проводить сравнение и классификацию объектов;

•        понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

•        проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

•        работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

•        обращаться за помощью;

•        формулировать свои затруднения;

•        предлагать помощь и сотрудничество;

•        слушать собеседника;

•        договариваться и приходить к общему решению;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        осуществлять взаимный контроль;

•        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

•        формирование первоначальных знаний о науке географии;

•        осознать, что представляет собой его Дом – Земля, и какую роль играет в ее жизни человек.

Предметные результаты:

•        формирование первоначальных знаний о науке географии;

•        осознать, что представляет собой его Дом – Земля, и какую роль играет в ее жизни человек.

текущий

Раздел 1 Планета по имени Земля (17 часов)

2

Как возникла Земля.      

1

Беседа

ИКТ

Земля – это планета, на которой мы живем. А когда и как родилась Земля? Как изучали люди свою Землю, и каких результатов добились? Древние представления о Земле  

текущий

3

Как возникла Земля.      

1

Комб.

4

Планеты. Солнце. Луна.

1

беседа

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Планеты гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. У планеты Земля есть свой верный спутник Луна.

Выставка рисунков

5

Планеты. Солнце. Луна.

1

Комб.

6

Откуда берутся времена года и части суток.

1

Комб.

Причиной смены времён года является наклон земной оси.

текущий

7

Откуда берутся времена года и части суток.

1

Комб.

8

Глобус. Карта.

1

Беседа

Глобус («шар») — трёхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы. В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно. Карта — это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли. Виды карт.

текущий

9

Глобус. Карта.

1

Игра

10

Стороны света. Знакомство с компасом.

1

Игра

Наша планета огромна. Именно поэтому можно заплутать, как говорится, в трех соснах. Чтобы такого не происходило, пожалуй, каждый должен знать о том, как определить стороны света. Самый надежный способ определения вашего местоположения относительно сторон света - это компас.

текущий

11

Стороны света. Знакомство с компасом.

1

Игра

12

Суша большая и маленькая.

1

Комб.

Материки – огромные части суши, разделяющие океаны. Материки Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида,  Австралия.

Творческая работа

13

Суша большая и маленькая. Евразия

1

Комб.

14

Суша большая и маленькая. Африка

1

Комб.

15

Суша большая и маленькая. Северная Америка

1

Комб.

16

Суша большая и маленькая. Южная Америка

1

Комб.

17

Суша большая и маленькая. Антарктида

1

Комб.

18

Суша большая и маленькая. Австралия

1

Викторина

Раздел 2  Голубая планета (15 часов)

19

Мировой океан. Как дышит Океан.

1

Беседа

Мировой океан занимает 3/4 поверхности нашей планеты, а его крупные части, расположенные между материками. На Земле их четыре: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Голубая бездна Мирового океана таит огромные сокровища. Океан богат биологическими ресурсами — рыбой, ракообразными, моллюсками, водорослями. Глубина определялась по времени между подачей и возвращением сигнала. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Творческая работа

20

Мировой океан. Тихий

1

Комб.

21

Мировой океан. Атлантический

1

Комб.

22

Мировой океан. Индийский

1

Комб.

23

Мировой океан. Северный Ледовитый

1

Комб.

24

Мировой океан. Источники загрязнения вод океана

1

Творч. работа

25

Море — окраина Океана.

1

Беседа

Какая разница между морем и океаном?

Иногда между этими терминами не делают различия, подразумевая под ними любой достаточно большой бассейн, заполненный соленой водой. Однако с географической точки зрения море представляет собой бассейн, значительно меньший, чем океан. Другими словами, море - это часть океана. Моря России. Моря принадлежат к бассейнам трех океанов — Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Каспийское море-озеро относится к области внутреннего стока.

Выставка творческих работ

26

Море — окраина Океана.

1

Творч. работа

27

Куда бежит река?

1

Пркт. работа

Реки Земли — их общие черты и различия. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов.

текущий

28

Куда бежит река?

1

Комб.

29

Озеро — сосуд с водой.

1

Беседа

Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - пресноводные и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. В экологии окружающая озерная среда упоминается, как озерные отложения. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера. Озера России.

текущий

30

Озеро — сосуд с водой.

1

игра

31

Великие водопады.

1

Комб.

Чудеса природы поражают своей красотой и величием. Водопады являются одним из таких чудес. Панорамные виды водопадов потрясающе красивые, элегантные. Водопады мира: Виктория, Анхель, Ниагарский, Игуасу

сообщения

32

Великие водопады.

1

Комб.

33

Заключительный урок «Викторина»

1

Викторина

викторина



Предварительный просмотр:

Программа кружка «Вокруг света»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Земля – это Дом для людей, дом родной, единственный и очень красивый. Но самое удивительное, что дом этот – живой. Планета говорит с нами, и, чтобы научиться слышать ее, мы изучаем географию. Это – самая интересная наука.

Мы с вами живем на планете полной загадок и тайн. Живем и порой не замечаем, сколько удивительных географических событий происходит рядом с нами.

В современной школе в курсах такого образовательного предмета как «Окружающий мир» младшие школьники знакомятся с некоторыми географическими понятиями  и предметами. Именно на основе этого у любознательных младших школьников возникает необходимость в дополнительном школьном и внешкольном образовании (в рамках кружковых и факультативных занятий).

Дать ответы на интересующие вопросы, посмотреть на мир по-новому и открыть для себя удивительный мир географии позволит посещение кружка «Вокруг света». География - это не просто наука, описывающая Землю. Это особая сфера знаний, изучение которой позволяет сформировать у детей масштабное и целостное представление о мире, учит строить причинно-следственные связи, расширяет кругозор, активизирует творческие способности, а так же учит мыслить индуктивно.

«Вокруг света» - программа для учащихся начальной школы, которая познакомит с основами географии, которую им предстоит изучать в школе. Дети узнают немало интересного о нашей планете и ее месте в Солнечной системе, о континентах, Мировом океане, особенностях их растительного и животного мира.

На занятиях дети не просто слушатели, а активные участники исследовательского процесса: они проводят опыты, эксперименты, делают макеты, осуществляют наблюдения и день за днем открывают для себя удивительный мир под названием Земля!

Программа рассчитана на учащихся 1 класса, 1 час в неделю. Всего 33 часа.

Цель программы:

  • дать начальные знания по географии;
  • создать яркое впечатление, создать стимул к дальнейшей работе в области географических знаний.

Задачи программы:

1. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

2. Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.

На занятиях  «Вокруг света » мы будем изучать природу нашей планеты в целом, ее материки и океаны.
Изучая отдельные материки и океаны, школьники  узнают:

  • кто и когда их открыл и исследовал;
  • в чем заключаются особенности их природы: рельефа, климата, внутренних вод, растительности и животного мира;
  • об исследованиях и географических открытиях, о чудесах природы, растительного и животного мира.
  • Формы работы
  • Индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные и интеллектуальные игры, экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Вводное занятие. География как наука. (1 час) 

Раздел 1 Планета по имени Земля (17 часов)

 Как возникла Земля.     

Планеты. Солнце. Луна. 

Откуда берутся времена года и части суток. 

Глобус. Карта. 

Стороны света. Знакомство с компасом..

Суша большая и маленькая. 

Раздел 2  Голубая планета (15 часов)

Мировой океан. Как дышит Океан. 

Море — окраина Океана. 

Куда бежит река? 

Великие водопады. 

Результаты освоения курса

   В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

 уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных знаний о науке географии;
  • осознать, что представляет собой его Дом – Земля, и какую роль играет в ее жизни человек.

Литература для учителя:

 И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г

 «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г.                                                                                                               «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.  

И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

 География: Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru

для учащихся:

«География. Справочник школьника». Сост. Т.С.Майорова, М., «АСТ», 2003г.  

«География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.

«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

 «Мир географии». Сост. Л.Г.Бондарев и др., М., «Мысль», 1999г.

«Большой географический атлас». Сост. М.Горчаков и О.Савина, М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис », 2003г.

Материально-техническое обеспечение курса

-Мультимедийный проектор.

-Компьютер

- Принтер лазерный.

-Документ-камера

- Электронные карты по географии

- Глобусы

- Компасы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....

Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....

Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельнос...

пояснительная записка по предмету орксэ

пояснительная записка по орксэ...

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

пояснительная записка по предмету технология

Пояснительная записка по предмету "Технология". УМК "Школа России". Авторы Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. 2 класс....

Календарно- тематическое планирование к пояснительной записке по изучению истории в 5 классе ("История Древнего мира"), авт. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Календарно - тематическое планирование составлено на основании УМК Истории Древнего мира / Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Содержит планируемые результаты  и  задания,   соотв...