Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1 класса
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

Образцова Людмила Николаевна

Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1  класса составлена  на основе авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» для начала  изучения пропедевтического курса «Информатика и ИКТ». Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год, 2 часа в неделю.Материал поможет учителям начальных классов в планировании внеурочной деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_informatika1_klass.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

г. Балаково Саратовской области

«РАССМОТРЕНО»

 на заседании ШМО классных руководителей

___________ /Е.А.Кожина/

Протокол № 1 от

2016г.

«СОГЛАСОВАНО»

с заместителем директора по ВР

___________/Г.И.Алексеева/

                                     2016 г.

 УТВЕРЖДЕНО:          

Директор МАОУ СОШ №16

___________  /Т.Г.Запяткина/

Приказ №______________

от «______» ______ 2016 г.

Рабочая программа

кружка

«Занимательная информатика»

для  1Б класса 2016 – 2017 учебный год

Образцовой Людмилы Николаевны, учителя высшей квалификационной категории

2016                                                                                                       

Рабочая программа кружка «Занимательная информатика» для 1 Б класса составлена  на основе авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах» для начала  изучения пропедевтического курса «Информатика и ИКТ», учебного плана МАОУ СОШ №16 на 2016-2017 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа реализуется   в 1Б  классе  общеобразовательной школы в 2016-2017 учебном году. Срок реализации рабочей программы  2016-2017 учебный год.

Состав УМК:

  1.  Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах 1 класс. –М.: «Баласс» 2009
  2. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах 1 класс. Методические рекомендации для учителя –М.: «Баласс» 2009
  3. Тетрадь с заданиями для развития детей «Игровая информатика» в 2ч.
  4. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2 ч.- М.: Издательство РОСТ, 2011
  5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей.-М: Росткнига, 2008
  6. Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/

Цели обучения информатике в начальной школе:

формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

знакомство с базовой системой понятий информатики;

получение предметных знаний умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;

воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;

Задачи:

научиться осознанно применять общие учебные умения и навыки:

Представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);

Решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера: пользоваться калькулятором, коротко отвечать на вопросы («Да» / «Нет»), задавать вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет», выполнять тестовые задания путём выбора правильного или наиболее полного ответа и т.д.;

      осознанно использовать в своей учебной деятельности:

Устную и письменную речь – для общения, передачи и обмена информацией;

Кодирование – как действие по преобразованию формы представления информации;

Компьютер – как универсальный инструмент для создания информационных объектов, их преобразования, хранения и передачи;

получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие знания по информатике в соответствии с образовательным стандартом;

развивать свои общеучебные умения и коммуникативные навыки;

научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика», понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные универсальные действия

Ученик получит возможность научиться анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  сравнивать по заданным критериям два - три объекта, выделяя несколько существенных признаков; самостоятельно выбирать основания и критерии

Регулятивные универсальные действия

Ученик получит возможность научиться принимать и сохранять учебную цель и задачи в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи; контролировать свои действия; осуществлять контроль при наличии эталона; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

Коммуникативные универсальные действия

Ученик получит возможность научиться объяснить свой выбор; строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора; формулировать и задавать вопросы

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик получит возможность использовать УУД при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры

предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова

Содержание курса внеурочной деятельности

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ (13 ч.)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И ЕГО ОПИСАНИЕ (14 ч.)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

МНОЖЕСТВА (13 ч.)

Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Действия с множествами.

ЛОГИКА. ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (20 ч.)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ (17 ч.)

Компьютерные задания в занимательной форме. Задачи -  рисунки. Логические мини – задачи  и задачи – шутки. Задачи с неполным условием. Тесты на логику. Комбинаторные задачи и задачи на промежутки. Компьютерные добавлялки. Слова с компьютерной начинкой. Компьютерные анаграммы. Компьютерные ребусы и загадки.    

Формы организации занятий: основной формой образовательного процесса является учебное занятие,   а так же индивидуальная форма работы, работа в парах, групповая и коллективная деятельность.

Методы обмена информацией: повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа.

Методы стимулирования и мотивации: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания; создание ситуации успеха и эмоционально-нравственных ситуаций.

Учебно - тематический план

1 класс. (72 ч, 2 ч в неделю)

№  п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Отличительные признаки и составные части предметов

13ч

2

План действий и его описание

14ч

3

Множества

13ч

4

Логика. Логические рассуждения

20ч

5

Занимательные задачи. 

12ч

Всего: 72ч   (2 проектов + 4 экскурсии)

  72 ч

Тематическое планирование

№ п/п, дата

Тема

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

1

Тема: Отличительные признаки и составные части предметов

1

Занятие – игра

2

Признаки предметов. Учимся находить нужную фигуру и обводить её карандашом.

1

ИКТ

3

Цвет предметов. Компьютерная игра «Назови цвет предметов: вещей,  мебели т.д.»

1

Работа в паре

4

Компьютерная игра «Раскраска»

1

Индивидуальная работа

5

Форма предметов. Учимся различать геометрические фигуры.

1

ИКТ

6

Размер предметов. Разные, одинаковые по размеру. Компьютерная игра «Угадай, что в мешочке?»

1

Занятие - игра

7

Название предметов. Учимся мыслить логически.

1

ИКТ

8

Состав предметов. Действия предметов.

1

Урок - экскурсия

9

Состав предметов. Логическое задание «Найди закономерность и раскрась картинку». Работа на компьютере.

1

Практическое занятие

10

Работа над творческим проектом «Домик»

1

Проектно – исследовательская деятельность

11

Контрольная работа.

1

Самостоятельная работа

12

Анализ контрольной работы. Компьютерная игра «Сложи головоломку».

1

Занятие - турнир

13

Заключительное повторение «Птичий рынок».

1

Занятие - театрализация

14

Тема: План действий и его описание.

Понятия «равно», «не равно».Учимся находить число фигур. Работаем на компьютере.

1

Занятие с применением компьютера

15

Понятия «больше», «меньше». Учимся сравнивать фигуры. Работаем на компьютере.

1

Соревнование

16

Понятия «больше», «меньше». Компьютерное задание: рисование геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника…)

1

Работа в паре

17

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Компьютерная игра «Движение предметов».

1

Занятие  - экскурсия

18

Командная игра «Зеркало». Работа с компьютерной  программой «Собери картинку».

1

Работа в группе

19

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Компьютерная игра «Найди дорогу к домику». Работа с компьютерной программой «Лабиринт»

1

Работа с компьютерной  программой

20

Действия предметов. Обратные действия. Работаем на компьютере.

1

Практическое занятие

21

Действия предметов. Компьютерное логическое задание «Найди, какая картинка лишняя».

1

Занятие на развитие логического мышления

22

Последовательность событий. Компьютерная игра «Найди закономерность и расставь в правильном порядке».

1

Соревнование

23

Последовательность событий. Алгоритм

1

Практическое занятие

24

Ветвление

1

ИКТ

25

Порядок действий. Контрольная работа.

1

Самостоятельная работа

26

Анализ контрольной работы. Задание «Реши примеры и расставь по порядку».

1

Занятие – турнир

27

Заключительное повторение «Новый год».

1

Занятие - театрализация

28

Тема: Множества.

Цифры. Нумерация и счёт. Работаем на компьютере.

1

Парная работа

29

Возрастание, убывание. Количественное описание предметов. Работаем на компьютере.

1

ИКТ

30

Множества. Элементы множества. Компьютерное задание «Учимся находить число фигур».

1

Занятие - практикум

31

Способы задания множества. Работаем на компьютере.

1

Занятие с применением компьютера

32

Сравнение множеств. Работаем на компьютере.

1

ИКТ

33

Отображение множеств.  Учимся мыслить логически.

1

Занятие на развитие логического мышления

34

Кодирование. Компьютерное задание « Найди закономерность и раскрась картинку».

1

Конкурс

35

Кодирование. Компьютерное задание «Найди закономерность и расставь в правильном порядке».

1

Парная работа

36

Симметрия. Координатная сетка. Работаем на компьютере.

1

Занятие с применением компьютера

37

Симметрия. Учимся чертить симметричные геометрические фигуры. Работа с компьютером.

1

Занятие - практикум

38

Контрольная работа.

1

Самостоятельная работа

39

Анализ контрольной работы. Учимся находить нужную фигуру и обводить её карандашом

1

Практическое занятие

40

Заключительное повторение

«Цирк».

1

Работа над творческим проектом «Клоуны»

41

Тема: Логика. Логические рассуждения

Множество. Элементы множеств.

1

Занятие - экскурсия

42

Способы задания множеств. Работаем на компьютере.

1

ИКТ

43

Сравнение множеств. Равенство множеств.

1

Работа  в группе

44

Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество. Работаем на компьютере.

1

Занятие - практикум

45

Отображение множеств. Кодирование.

1

ИКТ

46

Вложенность (включение) множеств.  Работаем на компьютере.

1

Практическое занятие

47

Пересечение множеств. Компьютерные задания.

1

Практическое занятие

48

Объединение множеств. Компьютерные задания.

1

Практическое занятие

49

Понятия «истина» и «ложь». Отрицание. Компьютерные задания.

1

ИКТ

50

Отрицание.Компьютерное задание «Найди, какая картинка лишняя?».

1

Занятие на развитие логического мышления

51

Понятие «истина», «ложь».

Выражения.

1

Занятие с применением компьютера

52

Логические операции «И», «ИЛИ».

1

ИКТ

53

Графы, деревья.

1

ИКТ

54

Понятие «дерево». Компьютерное задание «Реши головоломку».

1

Занятие  - турнир

55

Графы.

Выражения.

1

Занятие с применением компьютера

56

Комбинаторика. Работаем на компьютере.

1

Занятие с применением компьютера

57

Комбинаторика. Учимся находить число фигур. Работаем на компьютере.

1

Практическое занятие

58

Контрольная работа.

1

Самостоятельная работа

59

Анализ контрольной работы.

Учимся мыслить логически.

1

Занятие на развитие логического мышления

60

Заключительное повторение «На прогулке».

1

Занятие - экскурсия

61

Тема: Занимательные задачи. 

Развитие внимания. Компьютерные задания в занимательной форме.

1

Занятие - игра

62

Рисуем на компьютере. Задачи -  рисунки.

1

Конкурс

63

Логические мини – задачи  и задачи - шутки по информатике.

1

Занятие на развитие логического мышления

64

Задачи – шутки. Компьютерная игра «Укажи лишнего».

1

Занятие - игра

65

Логические задачи с неполным условием. Тесты на логику.

1

ИКТ. Занятие на развитие логического мышления

66

Комбинаторные задачи на компьютере.

1

Занятие на развитие логического мышления

67

Расстановки. Задачи на промежутки.

1

ИКТ

68

Компьютерные добавлялки.

1

Урок - игра

69

Слова с компьютерной начинкой.

1

Работа в группе

70

Компьютерные анаграммы.

1

Занятие - игра

71

Путешествие в страну компьютерных Ребусов.

1

Занятие - конкурс

72

Путешествие в страну компьютерных Загадок.

1

Занятие - турнир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика" для 4 класса

Образовательная программа для учащихся 4 класса «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе подпрограммы формирования ИКТ - компетентности учащихся для реа...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 2 класс

В файле представленна рабочая программа кружка "Занимательная математика"  для 2 класса...

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс содержит и КТП ....

Рабочая программа. Кружок "Занимательная информатика". 2 класс. 2017-2018уч.г.

Рабочая программа кружка "Занимательная информатика"  разработана и предназначена для учителей, работающих по УМК "Перспективная начальная школа" (2 класс). Обучающимся будут ...

Рабочая программа кружка«Занимательная грамматика», 1 класс

Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут....

Рабочая программа кружка " Занимательная математика" 3 класс , 34 часа

Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Данная программа позволяет учащимся ...