конспект урока по теме: "Носители информации"
план-конспект урока по информатике (2 класс) на тему

Мосеевская Алена Сергеевна

конспект урока + презентация по теме "Носители информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nositeli_informatsii.docx19.94 КБ
Office presentation icon nositeli_informatsii.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Носители информации
Тип урока: Урок изучения нового материала.

Класс: 2

Цель урока: 
• познакомить учащихся с историей совершенствования носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека; 
• научить правильно выбирать носители информации;
• воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Цели урока:
Личностные : развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные : давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать полученные знания для коллективного результата.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками при определении целей и задач, функций участников, способов взаимодействия, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты: 
Предметные:
• Знать - основные понятия и термины по теме «Носители информации»
• уметь приводить примеры различных носителей информации;
• уметь различать и называть виды носителей информации;
• понимать, для чего необходимы носители информации.
Метапредметные: 
• умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; 
• умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; 
• развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
• развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия: носитель информации, источник информации, свойства носителей информации
Формы урока: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (компьютерный практикум).

Орг. момент
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, создает условия для успешного включения в деятельность.
Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
ЛичностныеУУД: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности), самоопределение (положительный настрой на работу)

Актуализация знаний
Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с такими понятиями как: «Информация», «виды информации», «источники и приёмники информации». Давайте вспомним, что означает каждое из этих понятий. 

КоммуникативныеУУД: взаимодействие с учителем, взаимодействие с одноклассниками.
ПознавательныеУУД: извлечение необходимой информации
Этап мотивации. Самоопределение учеб. деятельности
Учитель: Человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. У некоторых людей память лучше, у других хуже, но ни у кого нет безграничной и вечной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и, чтобы передать все свои знания следующим поколениям (детям, внукам, правнукам), требуется эти знания сохранить. 
Вопрос: С помощью чего можно сохранить знания? 
Примерный ответ ученика:
Учитель: Правильно. Чтобы сохранить информацию, ее надо на чём-то записать. 
С помощью волшебных часов отгадай тему урока.

Какой последний мультфильм вы смотрели? А кто не смотрел? А вы хотите его показать одноклассникам? Что вы для этого сделаете? Как можно посмотреть ваш мультфильм? Какие носители помогут нам при этом?

Этап построение проекта и выхода из затруднения
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Носители информации
Учащиеся формируют цели урока.

РегулятивныеУУД: целеполагание
КоммуникативныеУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем 
ПознавательныеУУД: извлечение необходимой информации

Реализация построенного проекта
Хранение и передача информации всегда связаны с носителями информации. В древности для этого люди использовали камень, глиняные дощечки, папирус, бересту, пергамент. 

Учитель: Приведите примеры, какую информацию можно сохранить (записать, напечатать) на бумаге? 
Учащиеся называют ответы
Учитель: Можно сказать, что бумага является носителем информации. То есть, если мы записали или напечатали на бумаге сообщение, то оно будет долго храниться, его можно передать другому человеку (если он умеет читать). 
Учитель: Бумага — очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано или напечатано на бумаге, может понять только человек. Другие живые существа на земле не могут читать и писать. 
То, на чем для хранения информации люди оставили рисунки или знаки, называют носителем информации.

  1. Существуют и другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Однако их нельзя передать на расстояние и как только солнышко пригреет, и снег растает, исчезнет и сообщение на снегу. Носителем информации является воздух, если летящий в небе самолёт оставляет в нём след. 
  2. Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств. Учитель демонстрирует современные носители информации во время объяснения нового материала, учащиеся рассматривают носители, передавая друг другу.

Этап первичного закрепления с проговариванием
Вопрос: Какие еще носители информации встречаются вокруг нас? 
Учащиеся отвечают на вопрос

РегулятивныеУУД: понимать учебную задачу урока

 КоммуникативныеУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монографической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
5. Физкультминутка
Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём… 
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Учащиеся выполняют упражнения.
ЛичностноеУУД: установка на здоровый образ жизни
КоммуникативноеУУД: делать упражнение вместе со всеми

Какие носители информации существуют?
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учитель: А сейчас, ребята, вы с помощью заданий на компьютере проверите, всё ли вы запомнили из того, о чём мы говорили сегодня. Компьютерный практикум
Оценка работ учащихся, которые хорошо справились с заданиями
РегулятивныеУУД: контроль и оценка своей деятельности
ПознавательноеУУД: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

8. Этап рефлексии.
Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? 
• Носителем информации можно назвать то, что содержит специально или случайно оставленные следы или записи с целью хранения или передачи информации
• Носители информации помогают человеку хранить и передавать информацию.
Ребята, оцените свои работы на компьютере. Закрасьте нижний кружочек цветом:
Синим, если вы все поняли
Желтым, если не все поняли
Красным, если вы ничего не поняли и вам требуется помощь.
Учащиеся закрашивают кружки на ПК.

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 2

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ - это любые материальные объекты, на которых хранится информация

Слайд 3

Природные носители информации Попробуй объяснить, какую информацию можно получить от такого источника…

Слайд 4

Рассмотри самостоятельно несколько примеров носителей информации, используемых в древности…

Слайд 5

Рисунок первобытного художника, Испания Сцены жизни фараона, древнеегипетская настенная роспись Наскальная и настенная живопись

Слайд 6

Клинопись Двуречья, Древний Шумер, 1800-е гг. до н.э. Глинян ы е таблички

Слайд 7

Свитки папируса. Древний Египет, XXI-XVIII вв. до н.э. Папирусы

Слайд 8

Берестяная грамота, Великий Новгород, XI-XIII вв. Берестяные грамоты

Слайд 9

Произведения искусства Рождественский собор, Суздаль, XIII в. Сосуд с дракон ом, Китай , XVII-XVIII в в . Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи, 1478 г. Дискобол, Греция, V-IV вв. до н.э.

Слайд 10

Традиционным носителем информации, которые человек использует с давних времён, является бумага.

Слайд 11

Изготовление бумаги ручным способом Бумага Китай, II в. Машины для изготовления бумаги: начало XX в. и наши дни

Слайд 12

Книга за свою историю прошла долгий путь: от рукописной – к печатной и электронной Книги

Слайд 13

! С помощью специальных устройств можно оставить особые «следы» на таком носителе информации, как магнитная лента или магнитный или лазерный диск. ! Магнитные и лазерные диски, магнитные ленты — это современные носители информации. У современных носителей информации есть один недостаток: без специального устройства — магнитофона или компьютера — прочитать информацию с ленты или с диска невозможно. Но на современном носителе информации можно сохранить столько информации, сколько хранится в целой книжной библиотеке.

Слайд 14

Грампластинка Аудиокассеты Компакт-диски Носители аудиоинформации

Слайд 15

Видеокассеты DVD- диски Кинопленка Носители видеоинформации

Слайд 16

Давайте обсудим Что может служить носителем информации? 2. Для чего нужны носители информации? 3. Какие древние носители информации вам известны? 4. Почему разные народы использовали разные носители информации? 5. Почему с течением времени изменялись носители информации? 6. Какие современные носители информации вы можете назвать? 7. Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Носители информации"

Конспект урока по теме "Носители информации"  (3 класс)....

План - конспект урока "Человек и информация"

Технологическая карта урока информатики  в 3 классе по теме "Человек и информация"...

Конспект урока по информатике для 2 класса на тему "Носители информации"

В данном конспекте урока  расскрывается смысл понятия "Носитель информации", осуществляется знакомство второклассников с наиболее распространенными носителями информации, дети учатся распознавать...

конспект урока по теме кодирование информации 3 класс

урко по теме кодирование информации с применением проблемного обучения, по учебнику Матвеевой...

Конспект урока технологии: "Книга – источник информации Изделие: «Книга-ширма»" ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Книга – источник информацииИзделие: «Книга-ширма»Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории и процессе книгопечатания; освоение умения анализировать конструкцию ...

Конспект урока "Информация вокруг нас. Что такое информация?" 2 класс

Урок внеурочной деятельности во 2 классе по теме: «Информация вокруг нас. Что такое информация?» Предмет преподавания: Курс внеурочной деятельности «В мире информации»...

Конспект урока по математике " Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов) "

Данный конспект урока по предмету математика в 3 классе, представляет собой разбор и анализ таблиц с данными, также проведение работы с учебником, решение задач , сложения и вычитания столбиком....