План - конспект урока "Человек и информация"
план-конспект урока (информатика, 3 класс) по теме

Технологическая карта урока информатики  в 3 классе по теме "Человек и информация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурова О.В., учитель информатики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3      г. Ершова Саратовской области»


Технологическая карта урока информатики

«Человек и информация», 3 класс

Класс: 3.

Тема: Человек и информация

Продолжение учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Учебник: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

Цель учебного занятия:

•    обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Информация»

Задачи учебного занятия:

образовательные:

  1. закрепление представления учащихся о понятии «Информация»;        
  2. формирование знаний и умений учащихся по определению ви дов, форм представления, носителей информации;

развивающие:

  1. развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;
  2. развитие познавательного интереса учеников;
  3. развивать умение выполнять интерактивные задания.

воспитательные:

  1. формирование активности и самостоятельности учащихся;
  2. повышение мотивации учащихся за счет игровых технологий;
  3. воспитание у внимательности, вежливости, дисциплинированности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор.

Ход урока.

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на восприятие материала урока.

Воспитывать вниматель-ность, вежливость, дисципли-нированность

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть всех вас на нашем необычном уроке. Проверьте, пожалуйста,  свою готовность  к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

II этап учебного занятия: объявление темы урока

Цель

Задачи

Длительность

Поставить перед учащимися цель урока.

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока.

7 минуты.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ребята, тема сегодняшнего урока «Человек и ….».  (приложение 1). Но,  неужели компьютерный вирус, пробрался в компьютер, и  стёр тему нашего урока. Но у меня есть отличные помощники, которые помогут мне справиться с вирусом и восстановить тему урока. Для этого, нам нужно решить правильно кроссворд «Информатика в стихах» и отгадать ключевое слово.

Слушают учителя.

Зачитывает вслух вопросы кроссворда (приложение 1).

  1. На столе он перед нами, на него направлен взор,
    подчиняется программе, носит имя...
  2. Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает картинки

Ловкий мастер –

Струйный …

  1. Этот урок все обожают,

На этом уроке часто играют,

Не может уже без него математика,

Он называется …

  1. А теперь, друзья, загадка:

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну, конечно, это …

  1. Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
    Очень тонкая натура. Имя ей ...
  2. Не зверушка, не летаешь,

                а по коврику скользишь
       и курсором управляешь.

                Ты – компьютерная...

  1. В ней записаны программы

И для папы, и для мамы!

В упаковке, как конфета,

Быстро вертится …

  1. Он живет в системном блоке,

Не работает без тока,

Очень умный – как профессор.

Называется …

  1. Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …

  1. Как ее мы все не любим,

Ею мы компьютер губим.

Крошки, пыль, вода и мазь,

Одним словом, это …

     - Итак, тема сегодняшнего урока «Человек и информация».  

(приложение 1). Сегодня на уроке, мы с вами повторим всё то, что узнали, изучая тему «Информация»

Записывают ответы в заранее подготовленные шаблоны кроссворда (приложение 2). Проверяют правильность своих ответов

III этап учебного занятия: проверка изученного материала

Цель

Задачи

Длительность

Проверить  умения учащихся связно и последовательно излагать усвоенный материал

Развитие познавательного интереса учеников

5 минут.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам.

-   Ребята, а как вы объясните, что такое «информация»?

-   Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?  

И оказывается, не только мы с вами задавались вопросом, может ли человек прожить без информации.  Учеными в разных областях знаний проводились специальные исследования, чтобы выяснить это. В одной из Западных стран группой творческих людей была создана библиотека с читальным залом, а в нем – специально оборудованные кабинеты, рассчитанные на одного человека. Каждый кабинет был изолирован от окружающего мира: в нем не было окна, туда не проникали звуки, но зато стояли удобный стол и стул, настольная лампа. Работать в нем, как думалось создателям, будет приятно и комфортно. Однако читальный зал не пользовался успехом у посетителей, так как людям не хватало естественной информации – шелеста перелистываемых страниц, солнечного света, проникающего в окна, присутствия других людей. Люди покидали кабинеты, пробыв в них меньше получаса. Поэтому вскоре читальный зал пришлось закрыть и переоборудовать.

Подобных примеров можно привести  много и все они доказывают, что человек не может прожить без информации, будь то сведения или знания об окружающем мире или естественные ощущения человека, вызванные внешними раздражителями.                                                            

- Перечислите органы чувств человека.

- Какую информацию человек воспринимает с помощью органов чувств?

 - Какие органы чувств наиболее развиты у человека?

(приложение 1). 

Предлагаю вам, познакомиться с интересными фактами о наших органах чувств (приложение 1).

Отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на  поставленные вопросы

Зачитывают по очереди вслух текст слайда.

IV этап учебного занятия: упражнение в применении знаний и умений, работа в паре

Цель

Задачи

Длительность

Систематизировать знания учащихся по теме «Информация»

Воспитать коммуникативные качества учащихся

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Предлагаю вам  поиграть со своим соседом по парте  в информационное лото. Перед вами карточка, со словами и картинки. Необходимо установить соответствие между словами и картинками.

Работают в парах  с карточками лото (приложение 3). 

V этап учебного занятия: физкультминутка

Цель

Задачи

Длительность

Повысить и удержать умственную работоспособность детей

Развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания.

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Ребята, как вы считаете, наши органы чувств, это наши помощники? А помощников нужно беречь, поэтому мы с вами выполним физминутку для глаз. (приложение 1).

А теперь поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.

Выполняют упражнения для глаз

 Выполняют задания

VI  этап учебного занятия: проверка изученного материала

Цель

Задачи

Длительность

Проверить  умения учащихся связно и последовательно излагать усвоенный материал

Формирование активности и самостоятельности учащихся

7 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам:

  1. Ребята,  какие формы  представления информации вы знаете?
  2. Приведите примеры текстовой, числовой, графической, звуковой информации.
  1. Какая информация по форме представления может храниться в школьном учебнике, телефонном справочнике, на лазерном  диске, электронной книге.
  2. Дайте общее название объектов (носители информации).
  3. Назовите современные носители информации
  4. Назовите носители информации, которые использовались в древности.

Отвечают на  поставленные вопросы

  1. Ребята, а как мы с вами называем объект, который поставляет информацию? Принимает  информацию? Какие бывают источники.

Предлагаю вам выполнить следующее задание. У вас на столах разложены листочки с заданиями. Необходимо определить источник, приёмник информации,  какую информацию по способу информации получает приёмник, и какой по виду источник информации? (приложение 4)

Отвечают на  поставленные вопросы

Выполняют упражнение письменно.

VII  этап учебного занятия: практикум за компьютером

Цель

Задачи

Длительность

Научить учащихся рисовать линии с помощью мыши

Повышение мотивации учащихся, воспитание самоконтроля.

10 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Проведение инструктажа по выполнению упражнение "Нарисуй так же" (N 196611) 

Слушают учителя

Выполняют

упражнение "Нарисуй так же" (N 196611)

VШ  этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия.

Отметить работу на уроке каждого ученика, выставить оценки за  урок.

4 минуты.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

План анализа результатов:

  1. Степень активности учащихся.
  2. Уровень знаний показанных учащимися на уроке.
  3. Рекомендации к совершенствованию.
  4. Оценивание работы каждого.

Слушают учителя.

Объявляет домашнее задание.

Дети записывают

домашнее задание в  дневники

Литература

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ : учебник для 3 класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

2. http://21203s21.edusite.ru/DswMedia/krossvordinformatikavstixax.doc

3. http://www.nachalka.com/test_shablon

4. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/52dbb776-2261-4ca4-80b2-70e4a069a060/?fullView=1&from=62179c51-6025-497a-ab4c-4ca86e6bfe78&interface=pupil&class=45&subject=19&rubric_id[]=114382


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Носители информации (план конспект урока 2 класс)

раскрытие смысла понятия «носитель информации», знакомство учащихся с распространенными носителями информации....

Кодирование информации (план-конспект урока 3 класс)

познакомить обучающихся с - кодированием информации;раскрыть смысл понятия «кодирование» на примерах;научить детей решать простые информационные задачи на кодирование информации  разн...