Факультативный курс "Юным умникам и умницам"
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме

Лариса Геннадьевна Рудская

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у  обучающихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса «Умники и умницы»  направлена на решение этой проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_yunym_umnikam_i_umnitsam.docx58.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

«Умники и умницы»

                                                                                                                           

Белоярский, 2017г.

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Юным умникам и умницам» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2016г.

Программа третьего  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у  обучающихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса «Умники и умницы»  направлена на решение этой проблемы.

         Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1.  развивать мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
  5. развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
  6. формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формировать  навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

       Материал каждого занятия рассчитан на 40минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Место учебного курса в учебном плане.

Общий объём времени, отводимого на изучение предмета в 3 классе, составляет 34 часа. В 3 классе занятие проводится 1 раз в неделю по 40 минут.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

2. Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения курса   в  3-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в  3-м классе являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

3.Содержание учебного курса

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление.

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 3 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок).

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

5

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

5

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

4

Тренировка внимания. Развитие мышления.

4

Всего:

34


Тематическое  планирование.

п.п.

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов  деятельности ученика

Дата

По плану

По факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Выделять закономерности, завершать схемы.

3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Называть предметы по описанию.

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Объяснять  значение слов и выражений.

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

  • 10

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Составлять и преобразовывать фигуры.

11

Развитие аналитических способностей. Совершенствование

мыслительных операций.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

12

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Определять на глаз размеры предмета.

14

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

16

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операий.

Объяснять  значение слов и выражений.

18

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

19

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

 Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения  дидактических игр.

20

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

21

Тренировка внимания. Развитие мышления.

   Объяснять  закономерности.

22

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

 Выделять черты сходства и различия

23

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

24

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

25

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Узнавать предметы по их  признакам.

26

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

27

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

28

Тренировка внимания. Развитие мышления.

  Давать несложные определения понятиям.

29

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

30

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса,  расположенности в пространстве.

31

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,  сравнивать предметы.

34

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидакт. игр.

5.Описание учебно-методического и  материально-технического обеспечения курса  по внеурочной деятельности.

Для реализации программного содержания используется для обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам» (в 2-ух частях) 3 класс

Для реализации программного содержания используется для учителя:

  1. О.А.Холодова  «Юным умникам и умницам» (в 2-ух частях) 3 класс Методическое пособие
  2. Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам» пособие для начальной школы.
  3. О.А.Ерёмушкина «Школьные олимпиады» пособие для начальной школы.
  4. Мультимедийный проектор.
  5.  Интерактивная доска.
  6.  Компьютер.
  7.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Карта факультативного занятия «Юные умники и умницы» Тема: Фантазирование.

Цель: Научить детей фантазировать при помощи различных приемов. Развивать творческое мышление....

Рабочая программа по факультативному курсу «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 1 – 4 классов.

Рабочая программапо факультативному курсу«УМНИКИ И УМНИЦЫ»для 1 – 4 классов....

Рабочая программа по факультативному курсу "Умники и умницы" для 4 класса.

Рабочая программа по факультативному курсу "Умники и умницы" для 4 класса....