Информатика в играх и задачах
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

Денисова Надежда Александровна

спецкурс Информатика в играх и задачах на основеи программы Горячева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Программа разработана с учётом требований  нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.

1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г, № 373( в действующей редакции от 29.12.2014 №5);;

3. Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373»

4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

6. СаНПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г (№ 19993) (в действующей редакции от 25.12.2013 №3);

7. Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 7 июня 2010 г № 2039-р «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;

Назначение образовательной программы

      Содержание курса «Информатика в играх и задачах» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления), наблюдательности,  умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать

     Курс «Информатика в играх и задачах» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

 В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход-ответ.

В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.    

Актуальность данной программы

       Данный курс призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет гармоничного сочетания учебной деятельности с поисковой, творческой деятельностью.

        Систематический курс, построенный на разнообразном по содержанию и сложности поисковых задач – не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития личности ребенка, его познавательной активности и инициативы, для формирования в мыслительной деятельности самостоятельности, сообразительности и находчивости. Стремление к размышлению и поиску вызывает у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Направленность процесса обучения в рамках курса «Информатика в играх и задачах» в начальных классах  на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка..

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

    Курс «Информатика в играх и задачах»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6,5 до 11 лет.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 138 занятий: в первом классе 33 занятия за учебный год, во втором-четвертом по 35 занятий  в год.

Продолжительность  занятий.  

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 - 45 минут.

Цель программы  - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи: 

- развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;

- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

Формы организации работы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

    На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников

 

В курсе выделяются следующие разделы:        

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.


Содержание курса 1 класс

Раздел программы

Формы и виды организации внеучебной деятельности

Общее количество часов

Перечень личностных и метапредметных результатов

Личностные

Регулятивные

Познавательные

(Коммуникативные)

План действий и его описание

фронтальная работа,

работа в парах, коллективная

10час

Учащиеся получат возможность:

- ознакомления с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями,

- использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов

- воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе.

- выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

Учащиеся научатся:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

- проговаривать последовательность действий на уроке

- высказывать свое предположение (версию)

- адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

- задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся научатся

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

- находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения,

- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.

Отличительные признаки предметов

фронтальная

групповая, парная, индивидуальная работа

10час

Учащиеся получат возможность:

- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

- овладевать основами логического мышления

- исследовать, распознавать и изображать фигуры

- развития доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Учащиеся получат возможность:

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- находить выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений

Учащиеся получат возможность:

-находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака,

- сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям;         

- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.

Логические модели

фронтальная групповая, парная, индивидуальная работа

10час

Учащиеся получат возможность:

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию полученную от учителя

- приобретения  начального опыта работы с таблицами, схемами

- развития доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

- участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнера, правильность его ответов

Учащиеся получат возможность:

- работать по предложенному плану

-  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

- отличать верно выполненное задание от неверного

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логические цепи рассуждений

Учащиеся научатся

-называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности,

-сопоставлять информацию, представленную в разных видах;         

- выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Приемы построения и описание моделей

фронтальная групповая, парная, индивидуальная работа

3час

Учащиеся получат возможность:

-учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

- воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе.

- выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

- исследовать, распознавать и изображать фигуры

- овладевать основами логического мышления

Учащиеся получат возможность:

- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

- работать по предложенному плану

-  давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

- отличать верно выполненное задание от неверного

Учащиеся научатся

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

- находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения,

- - конструировать  фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной фигуры; мысленно делить  фигуру на части;

- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

- находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

итого

33 часа

Календарно-тематическое планирование  курса     «Информатика в играх и задачах»  1 класс

№ П/П

Раздел программы

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

аудитор

внеаудитор

1

План действий и его описание

Цвет предметов. Форма предметов.

1

2

Размер предметов. Название предметов.

1

3

Признаки предметов.

1

4

Состав предметов.

1

5-6

Повторение.

2

7

Понятия «равно», «не равно».

1

8

Отношение «больше», «меньше».

1

9-10

Понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

2

11

Отличительные признаки предметов

Действия предметов.

1

12

Последовательность событий.

1

13

Порядок действий.

1

14-15

Повторение.

2

16

Цифры.

1

17

Возрастание. Убывание.

1

18

Множество и его элементы.

1

19-20

Способы задания множеств.

2

21-22

Логические модели

Сравнение множеств.

2

23

Сравнение множеств.

1

24

Отображение множеств.

1

25

Кодирование.

1

26

Симметрия фигур.

1

27

Повторение.

1

28

Отрицание.

1

29

Понятие «истина», «ложь».

1

30

Понятие «дерево».

1

31

Приемы построения и описание моделей

Графы.

1

32

Комбинаторика.

1

33

Логические задачи.

1

ИТОГО

   

33 часа


Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.

Источники:

Литература для учащихся

Автор: А.В. Горячев

Учебник-тетрадь: «Информатика в играх и задачах» в 2-х частях, 1 класс - М. «Баласс» 2015г.

Предполагаемая результативность курса

    В результате изучения курса учащиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях;    решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

Уроки с презентациями по информатике. Горячев "Информатика в играх и задачах", 3 класс

Уроки в 3 классе, по теме: " Множество. Элементы множества. Графы"...

компьютерный тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)

тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...

компьютерный тест по информатике за вторую четверть (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)

Предлагаю вашему вниманию тест по информатике за вторую четверть  (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятку...

Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"

Пояснительная записка Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...

Рабочая программа факультатива по информатике "Информатика в играх и задачах"

Календарно-тематическое планированипе по факультативу " Информатика в играх и задачах" для обучающихся 4 класса....