Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
методическая разработка по информатике на тему

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_informatika.docx51.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

           

                                                            

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Под предметной компетентностью в области информатики понимается «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
  • интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
  • оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
  • создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Формы занятий

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Режим занятий:

Занятия проводятся: 1 раз в неделю

  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;  
  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.

Содержание программы:

Первый год обучения (34 ч)

Компьютер. Операционная система. (11 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.

Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр» (Gcompris). (15 ч.)

Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения -головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.

Программа для рисования TuxPaint. (7 ч.)

Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе.

Второй год обучения. (34 ч.)

Компьютер. Операционная система. (6 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.

Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)

Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Open Office Writer. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.

Технология обработки числовой информациии. (2 ч.)

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы.. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

Технология обработки графической информации. (12 ч.)

Назначение и основные функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Обобщающее занятие. (1 ч.)

                                     Третий год обучения. (34 ч.)

Компьютер, информация, операционная система. (9 ч.)

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол.. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.

Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)

Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды. . Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.

Технология обработки числовой информациии. (2 ч.)

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.

Технология обработки графической информации. (10 ч.)

Назначение и основные функции графического редактора KPaint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка.

Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Обобщающее занятие. (1 ч.)

Планируемые результаты изучения курса «Занимательная информатика»

Личностные результаты:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики;

• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической

информацией;

• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности.

Предметные результаты:

• умение использовать термины «информация», «компьютерная графика», «программа», «растровая графика»,

«векторная графика»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

• умение работать в среде растрового и векторного графического редактора;

• умение выполнять действия преобразования растровых (копирование, поворот, отражение) и векторных

графических изображений;

• умение создавать новые графические изображения из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки

изображений и их модификации;

• изучение возможностей растрового графического редактора;

• представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности;

• использование мультимедийных возможностей редактора электронных презентаций

.Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе

и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной

и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

Тематическое планирование

1 год обучения. (2 класс)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Компьютер, операционная система.

11

1

Первый раз в компьютерном классе. Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.

1

2

Знакомство с компьютером. Что умеет делать компьютер?

1

3

Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер? Включение и выключение компьютера.

1

4

Знакомство с рабочим столом. Понятие и назначение курсора. Знакомство с мышью.

1

5

Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: премещение мышки.

1

6

Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью: щелканье мышкой.

1

7

Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте».

1

8

Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа на кубиках»

1

9

Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы».

1

10

Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова».

1

11

Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова».

1

Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник обучающих игр» (Gcompris)

15

12

Упражнения на чтение: «Пропущенная буква».

1

13

Упражнения на чтение: «Практика чтения»

1

14

Упражнения по математике: «Счет предметов, «Числа на парах кубиков»

1

15

Упражнения на сложение и вычитание в виде игры «Волшебная шляпа»

1

16

Упражнение по математике: «Порядок чисел»

1

17

Упражнение по математике: «Практика использования денег»

1

18

Математические игры на развитие памяти.

1

19

Упражнения-головоломки. Головоломка Танграмм.

1

20

Упражнения-головоломки.Построй аналогичную модель.

1

21

Упражнения-головоломки. Упрощенная Ханойская башня.

1

22

Упражнения-иследования.Чтение названия цветов.

1

23

Упражнения-исследования. Изучение часов. Понимание времени на часах.

1

24

Алгоритм. Нахождение логической последовательности расположения предметов.

1

25

Упражнения на развитие внимания. Игры в парочки с числами.

1

26

Упражнения на развитие внимания. Найди отличие.

1

3

Знакомство с программой для рисования TuxPaint.

27

Знакомство с программой для рисования TuxPaint.

1

28

Работа в программе ТихРатТУпражнение «Раскрась картинку»

1

29

Работа в программе ТихРатТУпражнение «Раскрась картинку»

1

30

Рисование в программе TuxPaint.

1

31

Рисование в программе TuxPaint.

1


32

Рисование в программе TuxPaint.

1

33

Рисование в программе TuxPaint. Конкурс рисунков.

1

34

Обобщающее занятие «Компьютер - что это?» Подведение итогов.

1

34

Тематическое планирование

2 год обучения. (3 класс)

        

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Компьютер, операционная система.

6

1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер - помощник человека.

1

2

Как устроен компьютер. Компьютерная помощница - мышь. Упражнения для развития движений мышью.

1

3

Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы».

1

4

Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие слова».

1

5

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ.

1

6

Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.

1

Технология обработки текстовой информации.

13

7

Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора OpenOfficeWriter. Настройка рабочей среды.

1

8

Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания.

1

9

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв.

1

10

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов.

1

11

Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений.

1

12

Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы.

1

13

Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы.

1

14

Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.

1

15

Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых строк.

1

16

Набор и редактирование текста.

1

17

Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста.

1

18

Действия с фрагментами текста.

1

19

Изменение шрифта документа. Сохранение текстового документа.

1

Технология обработки числовой информации.

2

20

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом.

1

21

Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

1

Технология обработки графической информации.

12

22

Назначение и функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды.

1

23

Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандашь, Кисть, Распылитель, Заливка.

1

24

Создание изображений инструментами: Прямоугольник, Эллипс.

1

25

Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник.

1

26

Настройка инструментов.

1


27

Редактирование компьютерного рисунка.

1

28

Создание рисунка с помощью геометрических фигур.

1

29

Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами.

1

30

Работа с фрагиентами рисунка.

1

31

Сборка рисунка из деталей.

1

32

Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

1

33

Конкурс рисунков.

1

34

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1

34

Тематическое планирование

3 год обучения. (4 класс)

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Компьютер, информация, операционная система.

9

1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ.

1

2

Человек и компьютер. История возникновения компьютера.

1

3

Что такое информация? Виды информации по способу восприятия.

1

4

Виды информации по способу представления.

1

5

Компьютер - универсальная машина для работы с

информацией.Устройства ввода и вывода информации.

1

6

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке.

1

7

Создание папки и действия с ней.

1

8

Изменение настроек Рабочего стола.

1

9

Запускаем программы. Освоение основных действий с окном.

1

Технология обработки текстовой информации.

12

10

Назначение и функции текстового процессора OpenOfficeWriter. Знакомство с интерфейсом.

1

11

Основные правила набора текста. Набор текста по образцу.

1

12

Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу.

1

13

Набор текста по образцу. Редактирование текста.

1

14

Действия с фрагментами текста.

1

15

Изменение шрифта текстового документа.

1

16

Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков.

1

17

Вставка в текстовый документ таблицы.

1

18

Редактирование таблицы.

1

19

Рисование таблицы.

1

20

Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование.

1

21

Создание рисунка с помощью панели Рисование.Конкурс рисунков.

1

Технология обработки числовой информации.

2

22

Калькулятор - помощник математиков. Выполнение арифметических действий в программе Калькулятор.

1

23

Освоение совместных действий при работе с двумя программами.

1

Технология обработки графической информации.

10

24

Назначение и функции графического редактора KPaint. Знакомство с интерфейсом.

1

25

Настройка инструментов для рисования.

1

26

Создание компьютерного рисунка.

1

27

Редактирование и сохранение рисунка.

1

28

Сборка рисунка из деталей.

1

29

Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений.

1

30

Работа с текстом. Оформление надписей на рисунке.

1


31

Построения геометрических фигур.

1

32

Действия с фрагментами рисунка.

1

33

Действия с фрагментами рисунка.

1

34

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1

34

Литература.

  1.  Макарова Н.В «Информатика» -3 и 4 классы Учебник. . 2013год
  2.  Предметно-содержательный журнал «Современный урок: начальная школа»,

Факультатив по информатике «Развитие логического и алгоритмического мышления на уроках информатики в начальной школе». № 4, 7,8 2010 г.

  1.  Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Баласс, 2013. - 80 с.
  2.  Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. - М.: Баласс, 2013. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Занимательная математика" 2кл....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное естествознание (Экскурсии ТПУ)» для учащихся с 3 – 4 классов

Программа носит развивающий характер, предназначена для учащихся начальной школы, интересующихся вопросами естествознания, и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" составлена для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен на привитие любви к математике, развитие математических способностей....

Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на  2019-2020  учебный год....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика""

Реа  Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешн...