Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Маркова Людмила Владимировна

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательныйрусский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим советом школы-интерната

Протокол № 1

от  «31»августа 2019 г. 
 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________

Т.Р.Исманов

Приказ № 216

от «02» сентября 2019 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по курсу

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

Направление: общеинтеллектуальное

Количество часов: 1час в неделю (всего 34часа)

 

Педагог: Маркова Людмила Владимировна

 

2019– 2020 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальная направленность) «Занимательный русский язык» для 3 б класса составлена в соответствии с требованиями:

1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказом Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»;

4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательныйрусский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    

  1. Планируемые результаты освоения учащимися программы

внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные

Обучающиеся должны знать:

  • правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • признаки согласных и гласных звуков.
  • состав слова.
  • признаки родственных слов
  • виды пересказа

Обучающиеся должны уметь:

  • различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • разбирать слова по составу.
  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • писать НЕ с глаголами.
  • работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • составлять рассказы по картинке
  • пересказать текст.

  1. Содержание программы

Тема 1.Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3.Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5.Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов.Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13.Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова-синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16.Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20.В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24.Искусство красноречия. (2ч.)

 Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32.Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33.Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

РАССМОТРЕНО и

РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим

советом школы-интерната

Протокол № 1

от « 31» августа 2019 г.

                   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по УВР ______________

А.В. Тимошева

 «31»августа 2019 г. 

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната

__________________ Т.Р. Исманов

Приказ № 216

«02» сентября 2019 г.          

        Календарно–тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО «Занимательный русский язык»

Руководитель: Маркова Людмила Владимировна

Количество часов в год – 34 , в неделю – 1ч

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Количество часов

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

план

фактически

8

8

10

8

34

Планирование составлено на основании:

Программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Занимательный русский язык».

Направление: общеинтеллектуальное.

Срок реализации: 1 год. Возраст детей: 8-9 лет

Тематическое планирование составила   ________________/ Маркова Л. В.

п/п

Дата

Корректи

ровка

Тема занятия

1

05.09

Сказочное царство слов.  

2

12.09

Путешествие в страну Слов.

3

19.09

Путешествие в страну Слов.

4

26.09

Чудесные превращения слов.

5

03.10

Чудесные превращения слов.

6

10.10

В гостях у слов- родственников.

7

17.10

В гостях у слов- родственников.

8

24.10

Добрые слова

9

07.11

Добрые слова

10

14.11

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11

21.11

Новые слова в русском языке.

12

28.11

Новые слова в русском языке.

13

05.12

Встреча с зарубежными друзьями.

14

12.12

Синонимы в русском языке.

15

19.12

Синонимы в русском языке.

16

26.12

Слова- антонимы.

17

16.01

Слова- омонимы.

18

23.01

Крылатые слова.

19

30.01

В королевстве ошибок.

20

06.02

В королевстве ошибок.

21

13.02

В стране Сочинителей.

22

20.03

В стране Сочинителей.

23

27.02

Искусство красноречия.

24

05.03

Искусство красноречия.

25

12.03

Праздник творчества и игры.

26

19.03

Трудные слова.

27

02.04

Трудные слова.

28

09.04

Анаграммы и  метаграммы.

29

16.04

Анаграммы и  метаграммы.

30

23.04

Шарады и логогрифы.

31

30.04

Шарады и логогрифы.

32

07.05

Откуда пришли наши имена.

33

14.05

Занимательное словообразование.

34

21.05

КВН по русскому языку.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка».

Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на ...

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" для 4 класса

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык с увлечением»    для  4   класса, 34 часа  составлена на основе  авторской программы Е. В. Аг...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)

Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...