Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка».
рабочая программа (4 класс) на тему

Девятых Любовь Сергеевна

Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности в начальной школе, учебно - методического комплекта  «Школа России».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селтинская начальная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании                                                                             Педагогического совета                                                 Протокол № _____                                                                  

«____»__________2018г.                                                                                                            

                              «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Селтинская  НОШ»

        ______________Г.Н. Морозова

Приказ №______от ___  

        «____»__________2018г.                                                                                                                                    

Рабочая программа

по  курсу внеурочной деятельности

«Тайны русского языка».

Направление «Интеллектуальное»

для 4 класса

 

                                                                                                                                       

                                                                     

                                                                                                  Составитель: Девятых Л.С., учитель

                                                                                  начальных классов, первой

                                                                                       квалификационной категории

  2018-19 учебный год

Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь придут дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением.

 

Нормативно-правовая база.

Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности в начальной школе, учебно - методического комплекта  «Школа России».

Назначение программы.

 Программа нацелена на формирование ключевых компетенций обучающихся, важнейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, через обогащение и развитие словарного запаса обучающихся, обучение употреблению в письменной речи предложений различных по цели высказывания и интонации.

Актуальность программы  определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о русском языке как о науке. Также обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде, планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

 Возрастная группа обучающихся.

         Программа рассчитана для обучающихся 4 классов (9-11лет).

Объем часов.

Общее количество часов, выделенных на изучение курса 34 часа в год, количество недельных часов – 1час.

Продолжительность одного занятия 40 минут.

 Цель программы:  

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Образовательные:

-Расширить первоначальные знания о лексике;

- Формировать умение самостоятельной работы с различными типами текстов;

-Способствовать развитию творческих способностей детей через проектную деятельность.

Развивающие:

- Развивать речь, мышление, умение выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

- Приобщать обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;

Воспитывающие:

- Воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; стремление совершенствовать свою речь.

Формы работы:

- групповые;

- индивидуальные;

- коллективные.

Основные виды деятельности: теоретические и практические занятия, викторины, олимпиады, конкурсы, проблемные и творческие задания, решение проектных задач. 

 Планируемые результаты освоения программы. 

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другу  (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Ожидаемые результаты обучающихся:

  • применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  •  участие в школьных и  районных  олимпиадах, в конкурсе «Русский медвежонок» по русскому языку;
  • умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

 

Учебно-тематическое планирование

п/п

Дата

 Тема занятий

Количество часов

Примечание

1

Вводное занятие.

1

2

Сказочное царство слов.

1

3

Путешествие в страну Слов.

1

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого

34 часа

  Содержание занятий.

Тема 1.  Вводное занятие.

Особенности проведения занятий. Чем будем заниматься на занятиях   кружка.

Тема 2. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 3.   Путешествие в страну слов.  (1ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.    Устаревшие слова. (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами.  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24.  Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема 32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34.  КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.  

Информационно- методическое обеспечение

 

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  7.  «Речевые секреты» под  редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
  8. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990

      9.      Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.: Издательство     «Просвещение», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Тайны русского языка " для начальных классов

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урок...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" разработана для обучающихся 3 класса в соотвествии с требованиями ФГОС....