Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 147 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 2017г. | Утверждено Директор ________Г.А. Глебова Приказ№ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности для 4 класса Б
Тайны русского языка
Габелевой Светланы Викторовны
Учителя высшей квалификационной категории
г.Ельня
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки
4.Положения о внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки
5. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки на 2017-2018 учебный год
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Цели и задачи курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Сроки реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 1 час в неделю ; 34 недели ; 34 часа в год.
Содержание рабочей программы
1 час в неделю ; 34 недели ; 34 часа в год.
Наименование темы | Количество часов | Содержание учебного материала | Формы организации и виды деятельности |
Тема 1 Лексическое значение слова. | 2 | Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес . Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Технологии, методики:
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес . Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа. |
Тема 2. Ударение меняет значение. | 2 | Особенности русского ударения. | |
Тема 3. Пестрое семейство синонимов.- | 2 | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте. | |
Тема 4 Великое противостояние антонимов.- | 2 | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. | |
Тема 5 Слова-двойники. Омонимы. | 2 | Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите…». | |
Тема 6. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | 1 | Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи. | |
Тема 7. Из глубины веков. Архаизмы. | 1 | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов | |
Тема 8. Устойчивые сравнения. | 1 | Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи | |
Тема 9 Фразеологические сочетания | 3 | Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. | |
Тема 11. Шарада | 2 | Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами | |
Тема 12 Откуда ты, имя?- | 2 | Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси? Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка). | |
Тема 13. Времена года | 4 | Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси. | |
Тема 14. Крутится-вертится шар голубой | 2 | Что означают названия материков, частей света. | |
Тема 15. Что нужно школьнику. | 1 | Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов. | |
Тема 16. Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»- | 2 |
Откуда пришли названия некоторых растений. | |
Тема 17. Птицы и звери - почему их так называют? | 2 | Откуда пришли названия животных. | |
Тема 18. О том, что мы носим.- | 2 | Что означают названия некоторых предметов одежды | |
Тема 19. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч. | 1 | Обобщение знаний, полученных во время занятий | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Резерв |
1-2 | Лексическое значение слова. | 2 | |
3-4 | Ударение меняет значение. | 2 | |
5-6 | Пестрое семейство синонимов.- | 2 | |
7-8 | Великое противостояние антонимов.- | 2 | |
9-10 | Слова-двойники. Омонимы. | 2 | |
11 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | 1 | |
12 | Из глубины веков. Архаизмы. | 1 | |
13 | Устойчивые сравнения. | 1 | |
14-16 | Фразеологические сочетания | 3 | |
17-18 | Шарада | 2 | |
19-20 | Откуда ты, имя?- | 2 | |
21-24 | Времена года | 4 | |
25-26 | Крутится-вертится шар голубой | 2 | |
27 | Что нужно школьнику. | 1 | |
28-29 | Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»- | 2 | |
30-31 | Птицы и звери - почему их так называют? | 2 | |
32-33 | О том, что мы носим. | 2 | |
34 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | 1 | |
Итого 34 часа | |||
Календарно-тематическое планирование.
34 недели;1 час в неделю;34 часа.
№ п\п | Дата по плану | Коррекция КТП | Тема | Дополнительная информация с учетом специфики курса |
1-2 | Лексическое значение слова. | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. обогащение эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру, проявление познавательных мотивов, адекватно воспринимать словесную оценку учителя, строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; | ||
3-4 | Ударение меняет значение. | |||
5-6 | Пестрое семейство синонимов.- | |||
7-8 | Великое противостояние антонимов.- | |||
9-10 | Слова-двойники. Омонимы. | |||
11 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | |||
12 | Из глубины веков. Архаизмы. | |||
13 | Устойчивые сравнения. | |||
14-16 | Фразеологические сочетания | |||
17-18 | Шарада | |||
19-20 | Откуда ты, имя?- | |||
21-24 | Времена года | |||
25-26 | Крутится-вертится шар голубой | |||
27 | Что нужно школьнику. | |||
28-29 | Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»- | |||
30-31 | Птицы и звери - почему их так называют? | |||
32-33 | О том, что мы носим. | |||
34 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». |
Планируемые результаты изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
Знать:
-произведения устного народного творчества
-знать пословицы и поговорки о языке
-тематические группы слов;
-правила составления тематического словаря;
- правила превращения слов
-слова-историзмы;
-слова-архаизмы;
-значение устаревших слов
-значение слов-синонимов:
-значение слов-антонимов;
-правила подбора омонимов
-где и как можно найти значение трудных слов
- историю изобретения анаграмм и метаграм
-как составлять и разгадывать шарады и логогрифы
-историю происхождения имён
-как образовывать новые слова;
-как разгадывать шарады
Научиться:
-как создавать свои речи
-уметь находить данные слова в текстах;
-находить синонимы в тексте
-как подбирать антонимы
-как искать и исправлять ошибки
-как сочинять стихи-загадки по заданной рифме
-как использовать в игре свои знания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»
Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для 3 класса "Тайны русского языка"
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирова...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский бал"
Актуальность данной темы Русский бал» состоит в современном понимании необходимости изучения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков.Курс расширяет рамки изуче...