Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_russkogo_yazyka.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол  № 2017г.

Утверждено

Директор ________Г.А. Глебова

Приказ№  2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности для 4 класса Б

                                                                                        Тайны русского языка

 Габелевой Светланы Викторовны

Учителя высшей квалификационной категории

г.Ельня

                                                                                                            2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

   3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки  

             4.Положения о внеурочной деятельности  МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  

             5. Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  на 2017-2018 учебный год  

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

 Цели и задачи курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке 
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Сроки реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 час в неделю ; 34 недели ; 34 часа в год. 

                                                                  Содержание  рабочей программы

                                                            1 час в неделю ; 34 недели ; 34 часа в год. 

Наименование темы

Количество часов

Содержание учебного материала

Формы организации и виды деятельности

Тема 1  Лексическое значение слова.

2

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес .

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес .

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Тема 2.

Ударение меняет значение.

2

Особенности русского ударения.

Тема 3. Пестрое семейство синонимов.-

2

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 4 Великое противостояние антонимов.-

2

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема 5 Слова-двойники. Омонимы.

2

Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите…».

Тема 6. Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

1

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

Тема 7. Из глубины веков. Архаизмы.

1

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов

Тема 8. Устойчивые сравнения.

1

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи

Тема 9 Фразеологические сочетания

3

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

Тема 11. Шарада

2

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад

Знакомство с особыми филологическими загадками- метаграммами, логогрифами, перевертышами

Тема 12 Откуда ты, имя?-

2

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).        

Тема 13. Времена года

4

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

Тема 14. Крутится-вертится шар голубой

2

Что означают названия материков, частей света.

Тема 15. Что нужно школьнику.

1

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

Тема  16. Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»-

2

   

Откуда пришли названия некоторых растений.

Тема 17. Птицы и звери - почему их так называют?

2

Откуда пришли названия животных.

Тема 18. О том, что мы носим.-

2

Что означают названия некоторых предметов одежды

Тема 19. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

1

Обобщение знаний, полученных во время занятий

Итого

34

Тематическое планирование. (34 часа)

        

Тема занятия

Количество часов

Резерв

1-2

 Лексическое значение слова.

2

3-4

Ударение меняет значение.

2

5-6

 Пестрое семейство синонимов.-

2

7-8

 Великое противостояние антонимов.-

2

9-10

Слова-двойники. Омонимы.

2

11

 Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

1

12

 Из глубины веков. Архаизмы.

1

13

 Устойчивые сравнения.

1

14-16

Фразеологические сочетания

3

17-18

 Шарада

2

19-20

 Откуда ты, имя?-

2

21-24

 Времена года

4

25-26

Крутится-вертится шар голубой

2

27

Что нужно школьнику.

1

28-29

 Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»-

2

30-31

 Птицы и звери - почему их так называют?

2

32-33

 О том, что мы носим.

2

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

1

Итого  34 часа

Календарно-тематическое планирование.

34 недели;1 час в неделю;34 часа.

п\п

Дата по плану

Коррекция КТП

Тема

Дополнительная информация с учетом специфики курса

1-2

 Лексическое значение слова.

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

обогащение эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру, проявление познавательных мотивов, адекватно воспринимать словесную оценку учителя, строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями.

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

3-4

Ударение меняет значение.

5-6

 Пестрое семейство синонимов.-

7-8

 Великое противостояние антонимов.-

9-10

Слова-двойники. Омонимы.

11

 Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

12

 Из глубины веков. Архаизмы.

13

 Устойчивые сравнения.

14-16

Фразеологические сочетания

17-18

 Шарада

19-20

 Откуда ты, имя?-

21-24

 Времена года

25-26

Крутится-вертится шар голубой

27

Что нужно школьнику.

28-29

 Растения - почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»-

30-31

 Птицы и звери - почему их так называют?

32-33

 О том, что мы носим.

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

Планируемые  результаты  изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

Знать:                                                                                                                            

-произведения устного народного творчества

-знать пословицы и поговорки о языке

-тематические группы слов;

-правила составления тематического словаря;

- правила превращения слов

-слова-историзмы;

-слова-архаизмы;

-значение устаревших слов

-значение слов-синонимов:                                                                                                                                                      

-значение слов-антонимов;                                                                                                                                                  

-правила подбора омонимов

-где и как можно найти значение трудных слов

- историю изобретения анаграмм и метаграм

-как составлять и разгадывать шарады и логогрифы

-историю происхождения имён

-как образовывать новые слова;

-как разгадывать шарады    

   Научиться:                                                                                                                                                

  -как создавать свои речи

    -уметь находить данные слова в текстах;

-находить синонимы в тексте

-как подбирать антонимы

  -как искать и исправлять ошибки

  -как сочинять стихи-загадки по заданной рифме

   -как использовать в игре свои знания




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Тайны русского языка»

Факультативный курс «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о л...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как п...