Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ермолова Светлана Валентиновна

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_russk.yaz_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац»

(ГБОУ Школа №626)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методического Объединения

Заместитель директора по УВР ГБОУ Школа № 626

Директор ГБОУ Школа № 626

Протокол № 1

__________________________

___________Н.М.Сарайкина

от . .2017 г.

..2017 г.

Приказ от 01.09.2017г. № ___

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Класс

4

Количество часов в неделю

2

Количество часов в год

70

Программу составил:

ФИО педагога

Ермолова С. В.

Название СП

Нагорное

ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в школе для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

         Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

        В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  • развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
  • расширение кругозора учащихся, любознательности, развитие познавательных процессов (мышление, воображение, память), творческого потенциала;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  • подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам по русскому языку разного уровня.

Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время.

Практическая значимость внеклассных занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

В зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы:

  • групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы;
  • практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;
  • работа учащихся с дополнительной, справочной литературой.

        Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» предназначена для учащихся 4 класса.

Срок реализации программы 1 год.

        Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Включает теоретическую подготовку, практический тренинг (практикумы), выполнение творческих заданий по различным разделам языкознания. Таким образом, учащиеся расширяют свои теоретические знания в области фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

        Практическая работа в рамках программы ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка, которые изучают в начальной школе.

Тематическое планирование материала

№ п/п

Тема

Количество часов

Фонетика и графика

8

1.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии

2

2.

Фонетика, графика, орфоэпия (практикум)

2

3.

Фонетика, графика (олимпиадные задания)

4

Состав слова

8

4.

Морфемный анализ слов различных частей речи

2

5.

Словообразование (практикум)

2

6.

Состав слова. Словообразование (практикум, олимпиадные задания)

4

Морфология

18

7.

Имя существительное

2

8.

Имя прилагательное

2

9.

Местоимение

2

10.

Глагол

2

11.

Предлог

2

12.

Морфология (практикум, олимпиадные задания)

8

Лексика

24

13.

Происхождение и употребление слов современного русского языка.

2

14.

Однозначные и многозначные слова

2

15.

Омонимы. Синонимы. Антонимы

2

16.

Прямое и переносное значение слова.

2

17.

Фразеологизмы. Образность фразеологических оборотов. Источники русских фразеологизмов.

2

18.

Крылатые слова и выражения. Источники крылатых слов и выражений

2

19.

Лексика (практикум, олимпиадные задания)

12

Синтаксис и пунктуация

12

20.

Тайны синтаксиса и пунктуации

2

21.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

2

22.

Синтаксис и пунктуация (практикум, олимпиадные задания)

8

Итого

70

Содержание программы

        Фонетика, графика, орфоэпия (8 ч) 

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике, графике, орфоэпии.

        Звуки и буквы. Их различение. Звуко - буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове. Небуквенные графические средства: пробел, черточка, тире. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

        Состав слова (8) 

Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Способы образования слов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

        Морфология (18)

        Имя существительное. Значение и употребление. Роль имен существительных в речи. Изменение имен существительных. Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенного члена.

        Имя прилагательное. Значение и употребление. Изменение имен прилагательных. Имя прилагательное в роли второстепенного члена предложения.

        Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

        Местоимение. Общее представление о местоимениях. Склонение личных местоимений.

        Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

        Лексика (24 ч)

 Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Крылатые выражения и слова. Словари русского языка и их использование.

        Синтаксис, пунктуация (12 ч)

 Простые и сложные предложения, их различение. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

В результате изучения олимпиадного курса «Русский язык с увлечением» учащиеся должны

        знать/понимать:

  • состав слова, его изменение;
  • признаки частей речи, их особенности;
  • происхождение слов или выражений, фразеологизмов и истории их возникновения.

уметь

  • анализировать и характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить и объяснять лексическое значение слова (в том числе по словарю);
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи;
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу);
  • выполнения письменных работ творческого и исследовательского характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Учение с увлечением"

Цель программы «Учение с увлечением» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка, математике, литературному чтению, окружающему миру, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК С УВЛЕЧЕНИЕМ»

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального о...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “ Чтение с увлечением “. Тема занятия: “ Урок – спектакль по сказке Г.Х Андерсен “ Снежная королева “.

Цели и задачи внеурочного учебного занятия:формирование интереса к чтению и развития  навыков  чтения;обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...