Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Квеселевич Алла Дмитриевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._po_stranitsam_uchebnika.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Русский язык. По страницам учебника»

Пояснительная записка

              

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык. По страницам учебника» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на четыре года обучения.

Актуальность данной программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны родителей и опирается на анализ работы учителя начальных классов. В школу поступают дети с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность «Я люблю русский язык», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Я люблю русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения программы содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Цель курса: формировать основы предметных знаний, умений и навыков по русскому языку, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования.

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Общая характеристика учебного курса:

Программа  «Русский язык. По страницам учебника» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Содержание курса строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся.

 Планируемые результаты.

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

                                                 Тематическое планирование.

2-й класс «Тайны орфографии»

Тематическое планирование (34 ч)

Тема занятия

Количество часов

1

Меня зовут Фонема.

1

2-3

Опасные согласные

2

4-6

На сцене гласные

3

7-9

Ваши старые знакомые

3

10-12

«Фонемы повелевают буквами»

3

13-22

Память и грамотность

10

23-25

Где же хранятся слова?

3

26-30

Слова – «родственники»

5

31-34

Участие в конкурсах и викторинах. Олимпиада.

1-4

                                                                                     Итого34 часа

Содержание занятий.

Тема 1. Меня зовут Фонема. (1 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 2. Опасные согласные. (2  ч.)

           Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 3. На сцене гласные. (3 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 4. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. (3ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 5. «Фонемы повелевают буквами». (3 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 6. Память и грамотность. (10ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки».

Тема 7 Где же хранятся слова? (3ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

 Тема 8. Слова – «родственники». (5ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Тренировочные упражнения.

Тема 9Участие в конкурсах и викторинах. Олимпиада. (4ч.)

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки согласных и гласных звуков.                                                                                                                                                                                                  
  • Признаки родственных слов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Обучающиеся должны уметь:

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.
  • Работать со словарем.
  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак –показатель мягкости, писать с ними слова.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.
  4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996.
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991.
  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997.
  9. Журналы: “Начальная школа”.
  10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
  12. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994.
  13. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994.
  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995.
  15. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по русскому языку" 2-4 класс. ПНШ...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Тайны русского языка».

Рабочая программа «Тайны русского языка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на ...

рабочая прграмма по курсу внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи

Рабочая программа к курсу «Русский язык и культура речи» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" для 4 класса

Дополнительная общеразвивающая программа «Русский язык с увлечением»    для  4   класса, 34 часа  составлена на основе  авторской программы Е. В. Аг...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" (2 класс)

Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...