Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс
    календарно-тематическое планирование по информатике (2 класс) на тему

    Арнаутова Ираида Вячеславовна

    Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.

    Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

    Актуальность выбора определена следующими факторами:

    - Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

    - Пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках

    - Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

    - Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc164 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    1. Введение

            Рабочая программа к курсу «Мой друг – компьютер» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год.

    Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.

    Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

    Актуальность выбора определена следующими факторами: 

             - Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

            - Пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

    - Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

    - Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

    Новизна  данной рабочей программы определена тем, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

               Цель данного курса (данной программы):  как можно раньше начать формирование молодого поколения, готового жить и творчески работать в современном информационном мире, формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Это предусматривает:

    • освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоритических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
    • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
    • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач в повседневной жизни;
    • воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к теоретическим устройствам.

             Основные задачи курса (программы):

    • познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
    • дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства;
    • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
    • научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, Калькулятор;
    • углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности;
    •  развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
    • сформировать эмоционально-положительное отношение к  компьютерам.

    Место курса в учебном плане: 

    Программа курса «Мой друг – компьютер» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1 часа в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия – 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

    Программа «Мой друг – компьютер»  включает в себя следующие разделы:

    1. Вводное занятие. (1ч.)

         2. Устройство компьютера (6 ч.)

         3. Мы в мире информации. (2ч.)

         4. Создаем текст (12ч.)

         5. Учимся рисовать. (14ч.)

    Формы работы

            Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.  

    При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

    • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

     • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

     • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.        

    Методы работы

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

    Формы контроля 

    текущий – наблюдение;

    промежуточный –  соревнования, конкурсы;

    итоговый – открытое занятие

    2. Содержание программы (35 часов)

    Вводное занятие. (1ч.)

    Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности.

         Устройство компьютера (6 ч.) 

    Компьютер и его основные устройства. Мышь. Управление мышью. Пиктограмма. Компьютерное окно. Клавиатура.

         Мы в мире информации. (2ч.)

    Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

         Создаем текст (12ч.)

    Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. Шрифты. Цвет шрифта. Размер. Редактирование текста. Копируем текст. Набор и форматирование текста. Таблицы. Списки.

    Учимся рисовать. (14ч.)

    Графический редактор Paint. . Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. Настройка инструментов. Сохранение рисунка в файле, открытие. Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Творческий проект «Зимняя сказка» Построение с помощью клавиши Shift. Конструирование. Меню готовых форм.

    Учебно-тематический план

    Названия разделов

     и тем 

    Количество часов

    Перечень универсальных учебных действий обучающихся

    Аудиторных

    Неаудиторных

    1.

    Вводное занятие. (1ч.)

    Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности.

              1

    формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии

    2.

    Устройство компьютера (6 ч.) 

    Компьютер и его основные устройства. Мышь. Управление мышью. Пиктограмма. Компьютерное окно. Клавиатура.

              6

    планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    3.

    Мы в мире информации. (2ч.)

    Информация вокруг нас. Как мы получаем информацию.

             1

                1

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

    4.

    Создаем текст (12ч.)

    Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы. Шрифты. Цвет шрифта. Размер. Редактирование текста. Копируем текст. Набор и форматирование текста. Таблицы. Списки.

             12

    умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

    умение координировать свои усилия с усилиями других

    5.

    Учимся рисовать.(14ч.)

    Графический редактор Paint. . Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов. Настройка инструментов. Сохранение рисунка в файле, открытие. Работа с фрагментами. Сборка рисунка из деталей. Творческий проект «Зимняя сказка» Построение с помощью клавиши Shift. Конструирование. Меню готовых форм.

             14

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    задавать вопросы;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    3. Требования к результатам усвоения программы

    Учащиеся должны знать

    • роль информации в деятельности человека;
    • виды информации и действия с ней.

    Учащиеся должны уметь

    - готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

         - придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами;

    -  применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

    Предполагаемые результаты реализации программы

         Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

    Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

    Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

    Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД

    Личностные УУД:

    - формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

    - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

    -  развитие критического и творческого мышления.

    Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

    Познавательные УУД:

          - умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

          - добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

          - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

          - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные УУД:

          - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

          - умение координировать свои усилия с усилиями других;

          - формулировать собственное мнение и позицию;

          - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

          - задавать вопросы;

          - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    4. Учебно – методическое обеспечение программы

    1. Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP

    2. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

    5. Календарно – тематическое планирование

    Тема занятий

    Кол-во часов

    Вид деятельности обучающихся

    Планируемая дата

    Фактическая дата

                                                      Раздел 1. Вводное занятие (1ч.)

    1.

    Вводное занятие.

    Знакомство с правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности

    1

    Решение организационных вопросов.

                                                     Раздел 2. Устройство компьютера (6ч.)

    2.

     Компьютер и его основные устройства.

    1

    Знакомство с основными устройствами компьютера. Включение и выключение компьютера.

    Освоение приемов работы с мышью.

    Освоение действий с объектами рабочего стола. Запуск и завершение программ. Работа с инструментом Штамп.

    Освоение действий с окном: перемещение, изменение размера, свертывание, завершение работы.

    Основные  кнопки клавиатуры. Начальные навыки работы с клавиатурой.

    3.

     Мышь. Управление мышью.

    1

    4-5

    Пиктограмма.

    2

    6.

     Компьютерное окно.

    1

    7.

     Клавиатура.

    1

                                                      Раздел 3.Мы в мире информации (2ч.)

    8.

     Информация вокруг нас.

    1

    В ходе беседы учащиеся уточняют понятие об информации, о роли  информации в нашей жизни.

    9.

     Как мы получаем информацию.

    1

                                                       Раздел 4. Создаем текст (12ч.)

    10.

    Текстовый редактор Microsoft Word. Структура окна программы.

    1

    Учащиеся под руководством учителя

    - знакомятся с текстовым редактором;

    - создают, открывают и сохраняют документ;

    -набирают  текст разным шрифтом;

    -форматируют текст;

    -вырезают, копируют и вставляют текст;

    -работают с фрагментами текста;

    -создают таблицы.

    11-12

    Шрифты. Цвет шрифта. Размер.

    2

    13-14

    Редактирование текста.

    2

    15-16

    Копируем текст.

    2

    17-19

    Набор и форматирование текста.

    3

    20-21

    Таблицы. Списки.

    2

                                                        Раздел 5.Учимся рисовать (14ч.)

    22.

     Графический редактор Paint.

    1

    Учащиеся под руководством учителя:

    -знакомятся с интерфейсом графического редактора;

    -создают компьютерный рисунок с помощью кисти;

    -изображают геометрические фигуры на рисунке;

    -используют команды ОТМЕНИТЬ;

    -знакомятся с инструментом Выделение;

    -разбирают  и собирают фигуры;

    -рисуют  пирамиды;

    -выполняют  практические работы;

    -конструируют и создают композиций из отдельных типовых инструментов.

    23.

    Инструментарий программы Paint. Меню и палитра цветов.

    1

    24.

    Настройка инструментов.

    1

    25.

    Сохранение рисунка в файле, открытие

    1

    26-27

     Работа с фрагментами.

    2

    28-29

    Сборка рисунка из деталей.

    2

    30-31

    Творческий проект «Зимняя сказка»

    2

    32-33

     Построение с помощью клавиши Shift.

    2

    34-35

     Конструирование. Меню готовых форм.

    2

    6. Используемая литература

                                                     Список литературы для учителя

    Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2010 год

    Бокучава Т.П., Тур С.Н. «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год

    Гетманова А.Д. «Занимательная логика для школьников». М.: Издательство МГПУ, 2006 год

    Гин С.И. «Мир логики» Методические пособия для учителя. Москва. Вита-Пресс, 2001год

    Златопольский Д. М. «Занимательная информатика». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год.

    «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год

    Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

    Сборник «Задачи для развития логики».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

     Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знако...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс

    Курс  «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная грамматика" - 3 класс

    Пояснительная записка1.Актуальность программы:Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Я - исследователь" - 4 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______социального______ направленияпо рабочей программе ________«Я - исследователь»__4 класс___...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Занимательная математика" - 4 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______общеинтеллектуального______ направленияпо рабочей программе __________« Занимательная математика »__4 ...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...