Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс
    календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

    Арнаутова Ираида Вячеславовна

       Курс «Азбука добра» реализуется в рамка духовно-нравственное направления.

    Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pz.doc150 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    1. Введение

            Рабочая программа к курсу «Азбука добра» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Авсюнинская СОШ», на основе основной образовательной программы начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.и примерной программы Козлова Э., Петровой В., Хомяковой И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

    Курс «Азбука добра» реализуется в рамках духовно-нравственное направления. 

    Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

    Актуальность выбора определена следующими факторами: 

    одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

    Новизна  данной рабочей программы определена  на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

               Цель данного курса (данной программы):

    воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

              Основные задачи курса (программы):

    1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
    2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
    3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
    4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

    Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

    Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

    Место курса в учебном плане: 

    Программа курса «Азбука добра» представляет систему духовно-нравственных занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 год обучения. На реализацию данного курса отводится 35 часов (1час в неделю). В соответствии с нормами СанПина продолжительность занятия 45 минут. Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

    Программа «Азбука добра» включает в себя следующие разделы:

    1.Культура       общения (9ч.)

    2.Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

    3.Дружеские отношения (11ч.)

    4.Понять другого (11ч.)

    Занятия  кружка «Азбука добра» состоят из теоретической и практической частей. 

    Формы работы

    Формы занятий – групповые и индивидуальные. Основными формами занятий являются:

    тренинги, внеурочные мероприятия и игровые программы, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

    Методы работы

    Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

    Формы контроля 

    текущий – наблюдение;

    промежуточный – праздники, соревнования и т.д.

    итоговый – открытое занятие

    2. Содержание программы (35 часов)

    1 раздел  Культура       общения (9ч.)

    Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим.

    2 раздел  Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

    Заповеди. Дал слово держи.

    3 раздел  Дружеские отношения (11ч.)

    «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

    4 раздел  Понять другого (11ч.)

    Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса  за год. Обобшение.

    Учебно-тематический план

    Названия разделов

     и тем 

    Количество часов

    Перечень универсальных учебных действий обучающихся

    Аудиторных

    Неаудиторных

    1.

    Культура       общения (9ч.)

    Этикет (повторение).

     

    1

    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации

    2-3

    Устное и письменное приглашение на день рождения.

    2

    4-5

    Встреча и развлечение гостей.

    1

    1

    6-7

    Поведение в гостях.

    2

    8-9

    Как дарить подарки.

    2

    10-11

    Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

    Заповеди.

    2

    принимать и сохранять учебную задачу;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им

    12-13

    Дал слово держи.

    2

    14-15

    Дружеские отношения (11ч.)

    «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

    2

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации

    столкновения интересов;

    строить сообщения в устной и письменной форме;

    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

    16

    Преданный друг.

    1

    17-18

    О доброте и бессердечие.

    2

    19

    Об уважительном отношении к старшим.

    1

    20-21

    О зависти и скромности.

    2

    22

    О доброте и жестокосердии.

    1

    23-24

    В мире мудрых мыслей.

    2

    25-26

    Понять другого (11ч.)

    Золотые правила.

    2

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

    27-28

    Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

    2

    29-30

    О тактичном и бестактном поведении.

    2

    31-32

    Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

    2

    33

    В мире мудрых мыслей.

    1

    34

    Обзор курса  за год

    1

    35

    Обобшение

    1

    3. Требования к результатам усвоения программы

    Учащиеся должны знать

    1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

    2. Правила вежливости и красивых манер.

    3. Заповеди и соответствующие притчи.

    Учащиеся должны уметь

    1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

    2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

    3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

    4. Быть доброжелательными.

    5. Соблюдать заповеди.

    6. Сострадать животным, не обижать их.

    7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

    8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

    9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

    Предполагаемые результаты реализации программы

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

    В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

    Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

    Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

    - на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

    В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

    Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

    Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

    У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

    • Личностные УУД

    У выпускника будут сформированы:

    -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    - эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    - эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    • Регулятивные УУД:

    Выпускник научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

    • Познавательные УУД:

    Выпускник научится:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    - строить сообщения в устной и письменной форме;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    • Коммуникативные УУД:

    Выпускник научится:

    - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    4. Учебно – методическое обеспечение программы

    1.Видео-, аудиоматериалы:

    1.)мультфильмы: «Человек рассеянный», «Крокодил Гена и Чебурашка»

    2.) песни о дружбе

    2.Цифровые ресурсы: Операционная система Windows XP

    3.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

    5. Календарно – тематическое планирование

    Тема занятий

    Кол-во часов

    Вид деятельности обучающихся

    Планируемая дата

    Фактическая дата

    Раздел 1.Культура       общения (9ч.)

    1

    Этикет (повторение).

    1

    Решение организационных вопросов.

    2-3

    Устное и письменное приглашение на день рождения.

    2

    Беседа с учителем

    Практические занятия

    4-5

    Встреча и развлечение гостей.

    2

    Практические занятия

    6-7

    Поведение в гостях.

    2

    Практические занятия

    8-9

    Как дарить подарки.

    2

    Практические занятия

                                Раздел 2.Общечеловеческие  нормы  нравственности (4ч.)

    10-11

    Заповеди.

    2

    Изучение песни «Если добрый ты»

    12-13

    Дал слово держи.

    2

    Чтение детской литературы

                                                      Раздел 3. Дружеские отношения (11ч.)

    14-15

    «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

    2

    Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»

    16

    Преданный друг.

    1

    Исполнение песен про дружбу.

    17-18

    О доброте и бессердечие.

    2

    Просмотр презентации «Ты и твои друзья».

    19

    Об уважительном отношении к старшим.

    1

    Чтение литературы про дружбу.

    20-21

    О зависти и скромности.

    2

    Просмотр презентации «Качества человека».

    22

    О доброте и жестокосердии.

    1

    Беседа.

    23-24

    В мире мудрых мыслей.

    2

    Викторина.

                                                      Раздел 4. Понять другого (11ч.)

    25-26

    Золотые правила.

    2

    Беседа. Тест.

    27-28

    Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

    2

    Игра с помощью мимики и пантомимики.

    29-30

    О тактичном и бестактном поведении.

    2

    Беседа. Викторина.

    31-32

    Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

    2

    Просмотр мультфильма «Человек рассеянный»

    33

    В мире мудрых мыслей.

    1

    Беседа

    34

    Обзор курса  за год

    1

    Викторина

    35

    Обобшение

    1

    Открытое мероприятие

    6. Используемая литература

                                                    Список литературы для учителя

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

    1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    1. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

    1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    1. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

    1. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
    2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008 108 с.
    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
    4. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
    5.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Этика: "Азбука добра" - 1 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности социального направленияпо рабочей программе __________«Этика: азбука добра»__1 класс___...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире книг" - 1 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______обще-культурное______ направлениепо рабочей программе __________«В мире книг»__1 класс___...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Удивительный мир слов" - 1 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _____духовно-нравственного_____направленияпо рабочей программе _____«Удивительный мир слов»__1 класс___...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Мой друг - компьютер" - 2 класс

    Курс «Мой друг – компьютер» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.Назначение программы – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими по...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Умелые ручки" - 2 класс

    Курс  «Умелые ручки» реализуется в рамках социального направления.Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологически...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "В мире добрых дел" - 3 класс

    Рабочая программа к курсу «В мире добрых дел» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС "Азбука добра" - 2 класс

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017-2018 учебный годПо внеурочной деятельности _______духовно-нравственного______ направленияпо рабочей программе __________«Удивительный мир слов»__4...