Методическая разработка внеурочного занятия по курсу «Компьютерная грамотность» для 4 класса по теме: «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»
методическая разработка по информатике (4 класс) на тему

Севастьянова Анна Юрьевна

Данная методическая разработка внеурочного занятия предназначена для учащихся 4 класса, а также для педагогов по внеурочной деятельности преподающих Информатику в начальных классах. Актуальность выбора темы - это формирование логического и аналитического мышления учащихся младших классов. Учащиеся знакомятся с понятием суждение, видами суждения, учатся отличать истинное суждение от ложного, а также высказывать своё суждение. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

по курсу «Компьютерная грамотность» для 4 класса по теме:

«Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»

Севастьянова Анна Юрьевна,

методист,

ГБОУ лицея №82 Петроградского района

Пояснительная записка

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса, учителя начальной школы, педагоги по внеурочной деятельности.

Актуальность темы: формирование логического и аналитического мышления учащихся младших классов – одна из ключевых задач современной школы.

Цель: познакомить с понятием суждение, какие суждения бывают (простое, сложное); научить отличать истинное суждение от ложного, высказывать своё суждение.

Задачи:

  • образовательная: познакомить с понятием суждение, познакомить учащихся с видами суждений, научить отличать истинное суждение от ложного, высказывать своё суждение;
  • развивающая: развивать логическое мышления учащихся, навыки и умения анализа, синтеза, обобщения и вывода, навыки работы за компьютером.
  • воспитательная: воспитывать информационную культуру учащихся, эмоционально-волевую и нравственную сферу, обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип занятия: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями.

Формы работы на занятии: фронтальная (беседа, обсуждение), индивидуальная.

Воспитательные технологии: работа в группах, самооценка.

Формы контроля: наблюдение учителя, опрос, беседа.

Современные образовательные технологии: информационная, обучение в сотрудничестве, проблемная.

Образовательные ресурсы и материально-техническое обеспечение: 

мобильный класс; интерактивная доска; компьютер; мультимедиа-проектор;

презентация к внеурочному занятию; мультфильм «В стране невыученных уроков», видео «Супер физкультминутка для урока»;

электронная тетрадь ученика к УМК «Информатика и ИКТ» (4 класс) по ФГОС, авторы Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.;

учебник «Информатика» для 4 класса в 2 ч. Ч.1 по ФГОС, Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; раздаточный материал «смайлики».

Ход урока

1.Организационное начало занятия.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке информатики мы продолжим разговор о логических понятиях и высказываниях.

2.Повторение пройденного, актуализация знаний.

Повторение материала предыдущего занятия осуществляется с использованием интерактивного инструмента «Шторка» (позволяет поэтапно демонстрировать задания учащимся) и заранее подготовленных слайдов с заданиями.

Продолжите предложение:

а) Если человек выразит вслух свое мнение, это - …

б) Высказывание может быть …

в) Истина – это, …

г) Ложь – это, …

Определите, какие из предложенных высказываний являются истинными или ложными?

а)«16:2 = 9»

б) «Девять делится на три»

в) «Компьютер может работать без процессора».

г) «Дети со временем становятся взрослыми»

3.Формулирование темы и целей занятия (в виде проблемного задания).

1.Просмотрите видео фрагмент м/ф «В стране невыученных уроков»

2. Запишите суждения, которые вы услышите или увидите сами

3. Поменяйтесь листочками с соседом по плечу, допишите, те суждения, которых у вас нет.

(Учитель проверяет суждения записанные учениками)

Что можно сказать об этих высказываниях? Как бы вы ребята сформулировали тему занятия? Какую цель занятия мы поставим?

(Учащиеся формулируют тему и цели занятия: Тема: Истинные и ложные высказывания.

Цель: научиться определять истину)

Высказывание также называют суждением.

Итак, тема: «Элементы логики. Высказывания (суждения): истинные и ложные».

Цель: понять, что такое суждение, какие суждения бывают (простое, сложное); научить отличать истинное суждение от ложного, высказывать своё суждение.

В конце занятия нам предстоит согласиться или не согласиться с высказыванием кота из мультфильма

«За правду всегда страдают».

4.Изложение нового материала.

Прослушивание теоретического материала по теме «Суждения» на компьютере учителя из рубрики «ПОНЯТЬ» с использованием УМК «Информатика», 4 класс по ФГОС.

Суждение – это повествовательное предложение, что-либо утверждается или отрицается.

Суждения могут быть: истинным и ложным.

Суждение истинно, тогда когда его смысл соответствует действительности.

Например:

Глаза - органы зрения. (И)

У нашей коровы есть рога.(И)

Лондон – столица Англии. (И)

Суждение ложно, тогда когда его смысл не соответствует действительности.

Например:

Глаза – это органы слуха. (Л)

Пингвин – млекопитающее. (Л)

У нашей коровы один рог.(Л)

Суждения бывают простыми и сложными.

Например:

Простое суждение: «Учитель объясняет урок». (И)

Сложное суждение состоит из нескольких простых.

Например:

Сложное суждение: «Учитель диктует, дети записывают» (И)

Учитель проверяет теоретический материал также с использованием интерактивного инструмента «Шторка» (позволяет поэтапно демонстрировать вопросы учащимся на заранее подготовленных слайдах). Ребята ответьте на вопросы:

1.Что вы понимаете под суждение?

2. Приведите истинного пример суждения

3. Какие бывают суждения?

4. Приведите предложение, которое не является суждением?

5.Физкультурная пауза.

Идем на месте раз, два, раз, два, раз, два!

Остановились, потянулись!

Выполним наклоны головой в одну сторону раз, два!

Выполним наклоны головой в другую сторону раз, два!

А, теперь не поворачивая голову, глазками посмотрим вправо, влево!

Поморгаем!

А сейчас вверх, вниз, вверх, вниз!

Поморгали глазками!

6.Первичная проверка понимания усвоенного

Компьютерный практикум. Ребята, давайте выполним практические задания по теме «Суждения» за ноутбуками из рубрики «УМЕТЬ» с использованием УМК «Информатика ИКТ», 4 класс по ФГОС.

№1. Определите суждения и не суждения.

Поместите в рамку суждения.

1) Сегодня дождливая погода.

2) Весна – хорошее время года.

3) Груша вкуснее конфет.

4) На улице светит солнце.

5) Я ученик 4-го класса.

6) Сколько учеников в классе.

7) Прямоугольник – геометрическая фигура.

№2-№5. Приводится следующие суждения.

У Саши в портфеле и тетради, и книги, и коньки.

 Я ученик 10-го класса.

 Солнце является спутником Земли.

 Человек воспринимает информацию ушами и глазами.

 Мышь – электронное устройство.

Определите, какие из них:

простые,

истинные,

сложные

ложные?

(Учащиеся выполняют задание на отработку практических навыков с самопроверкой)

7.Закрепление новых знаний и способов действий

Предлагаю вам обобщить наши знания о суждениях через создание моделей понятий. В неё входит: определения, характеристики, пример, противоположный пример.

Ребята разбейтесь на три группы по 4 человека.

1 группа - «Суждение»

2 группа – «Истинные суждения»

3 группа – «Ложные суждения»

Каждая группа представляет свою модель в следующей форме.

определение

характеристика    

пример

антипример

8.Подведение итогов занятия.

Легко ли было на уроке или были трудности?

Чему была посвящена тема занятия?

«Правда» и « истина» равнозначны ли эти понятия?

9.Рефлекция

Ребята вернемся к началу занятия.

Истинно ли высказывание кота из мультфильма «За правду всегда страдают»?

Вывод учителя:

Правда – это ещё и нравственное понятие. Уметь говорить правду и бороться за неё - важное человеческое качество.

Уходя, приклейте к доске смайлик, который отражает ваше настроение от занятия.

Библиография

  1. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Учебник «Информатика» для 4 класса в 2 ч. Ч. 1 по ФГОС, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
  2. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. Электронная тетрадь ученика к УМК «Информатика и ИКТ» (4 класс) по ФГОС, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.;
  3. А.В. Могилева программно-методический комплекс «Мир информатики» 1-4 классов для общеобразовательных школ. Издательство «Учебная книга», Екатеринбург, 2002г.;
  4. Мультфильм «В стране невыученных уроков» https://www.youtube.com/watch?v=r8_U68YXuqc
  5. Видео «Супер физкультминутка для урока»

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в 1 классе "Элементы логики. Суждение: истинное и ложное "

Данное занятие по информатике "Элементы логики. Суждение: истинное и ложное" предназначено для проведения как в 1 так и во 2 классах. В данном материале рассматривается знакомство учащихся с ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ГЕОМЕТРИЯ»

В занимательной форме дети повторяют геометрические фигуры, их свойства. Работая в парах и группах, учащиеся решают различные нестандартные геометрические задачи....

Методическая разработка внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность" на тему "Что такое деньки и откуда они взялись" 2 класс.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того, чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансов...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ «ПРАЗДНИК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Праздник английского языка в начальной школе проводится на предметной неделе....

Внеурочное занятие по курсу "Финансовая грамотность" 2 класс

Занятие в игровой форме учит как грамотно распоряжаться деньгами. Цель занятия:Создание условий для начального представления о правильном распределения расходов и степени их необходимости.За...