Программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
рабочая программа по информатике (3, 4 класс)

Буланова Ирина Константиновна

Дополнительная образовательная программа

«Занимательная информатика»

 

 

 

 

 
 

  

Направленность:

Научно-техническая

Возраст  обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г.СОСНОГОРСКА

 

Дополнительная образовательная программа

«Занимательная информатика»

 

г. Сосногорск

2017  г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных  технологий в различных сферах производства, общественной и личной жизни людей. Компьютер является основным инструментом современной информатики. По своему назначению компьютер – это универсальное автоматическое, программно-управляемое устройство для работы с информацией. Поэтому в настоящее время без элементарных навыков работы на ПК человеку трудно найти свое место в обществе.

      Раннее приобщение ребенка к компьютеру (в начальной школе) имеет ряд положительных сторон:

  1. в плане развития его личности;
  2. для последующего изучения информатики в школе;
  3. в профессиональной дальнейшей подготовке, облегчая социализацию ребенка.

Характеристика программы:

Направленность – научно-техническая

Вид – модифицированная

Цель обучения – познавательная

По возрасту - одновозрастная

Цель: формирование элементов компьютерной грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Задачи:

       В воспитании:

- Формировать умение учиться.

- Воспитывать настойчивость в достижении цели, самостоятельность, инициативность.

- Повышение информационной культуры учащихся.

- Сформировать устойчивый интерес к информатике.

     В обучении:

- Сформировать представление об идеях и методах информатики.

- Выявить и развить математические и творческие  способности, носящие нестандартный, занимательный характер.

   В развитии:

 - Развитие информационного кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся.

- Развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания.

Организационно-педагогические основы обучения

Возраст обучающихся -  9-10 лет.

Сроки реализации:  1 год.

Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Формы организации образовательного процесса  

Групповые и индивидуальные занятия.

Формы работы  

При реализации данной программы используются нестандартные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей.

Основные требования к программе

- Использование занимательности.

- Использование исторического материала.

- Решение нестандартных, олимпиадных задач.

- Учет желаний учащихся.

- Наличие необходимой литературы у педагога. 

Прогнозируемые результаты по окончании курса обучения

Предметные

  • освоение опыта самостоятельной информационной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • овладение основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, исполнения и построения алгоритмов;
  • умение выполнять работу с информацией: собирать, представлять, хранить, обрабатывать, кодировать и декодировать различную информацию, решать текстовые задачи, исполнять и строить алгоритмы;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Метапредметные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ); 
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Регулятивные

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности.

0.5

0.5

1

1 раздел. Основы компьютерной грамотности

Виртуальная экскурсия в прошлое. История возникновения компьютера. Основные компоненты компьютера.

1

1

2

Процессор. Память компьютера.

0,5

0,5

1

Клавиатура. Практическая работа «Быстрые пальчики»

0,5

0,5

1

Рабочий стол. Файл и папки.

0.5

0.5

1

Знакомство с программой Microsoft Office Word

1

1

2

Знакомство с программой PowerPoint

1

1

2

Графический редактор Paint

1

1

2

Суд «Компьютер за и против»

1

1

Деловая игра «Знаток ПК».

1

1

2 раздел. Информация вокруг нас

Путешествие в мир информации. Виды и свойства информации.

0,5

0,5

1

Источник и приемник информации

0,5

0,5

1

Устный журнал по информационным процессам

0.5

0.5

1

Сказка о единицах информации.

1

1

2

Кодирование и декодирование информации

1

1

2

Получение и преобразование информации по теме «Мой Коми край»

0,5

1,5

2

Создание проекта «Республика моя родная»

0,5

1,5

2

3 раздел Моделирование и алгоритмизация.

Модель объекта

0,5

0,5

1

Алгоритм как модель действий

0,5

0,5

1

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

0,5

0,5

1

Понятие блок - схема.

1

1

2

Практическая работа по теме «Составление и выполнение алгоритмов»

1

1

2

Диагностика полученных знаний

1

1

Игра «Юный информатик»

1

1

                                           ИТОГО

14,5

19,5

34

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие. Диагностика. Техника безопасности.

 1 час.

Теория

Практика

Что такое информатика? Техника безопасности в компьютерном классе

Выпуск стенгазеты «Как вести себя в компьютерном классе»

1 раздел. Основы компьютерной грамотности

Виртуальная экскурсия в прошлое. История возникновения компьютера. Основные компоненты компьютера.

2 часа

Теория

Практика

 Как появился компьютер? Компоненты компьютера (устройства ввода и вывода)

Игра «найди части компьютера», заполнение путевого листа.

                                   Процессор. Память компьютера.                                          1 час

Теория

Практика

Знакомство с понятием процессор. Внешняя и внутренняя память.

Установление взаимосвязи между компонентами компьютера

                   Клавиатура. Практическая работа «Быстрые пальчики»                     1 час

Теория

Практика

Знакомство с основными группами клавиш на клавиатуре и их назначениями

Печатание текста на клавиатуре

                                                 Рабочий стол. Файл и папки.                                        1 час

Теория

Практика

Знакомство с понятиями: рабочий стол, файл, папка, расширение

Работа с папками: создать, переименовать, переместить, копировать, удалить

                              Знакомство с программой Microsoft Office Word                     2 часа

Теория

Практика

Знакомство с пакетом Microsoft Office Word, с его основными функциями и возможностями

Выполнение основных операций в программе word.

                                      Знакомство с программой PowerPoint                                 2 часа

Теория

Практика

Знакомство с программой PowerPoint, с его основными функциями и возможностями

Выполнение основных операций в программе PowerPoint. Создание мультимедийной презентации на различные темы.

                                        Графический редактор Paint                                          2 часа

Теория

Практика

Знакомство с пользовательским интерфейсом графического редактора Paint;

Изучить панель инструментов в графическом редакторе Paint

                                             Суд «Компьютер за и против»                                    1 час

Теория

Практика

Театрализованное представление в виде суда

                                               Деловая игра «Знаток ПК».                                      1 час

Теория

Практика

Работа в группе. Актуализация знаний по изученному разделу.

2 раздел. Информация вокруг нас

                   Путешествие в мир информации. Виды и свойства информации.      1 час

Теория

Практика

Ввести понятия «Информация», «Виды информации», «Свойства информации»

Решение кроссворда по теме «Информация», составление ребусов на данную тему

                                           Источник и приемник информации                              1 час

Теория

Практика

 Научить выделять и различать источники и приемники информации; расширить понятие о способах представления информации для различных источников

Компьютерный практикум

                             Устный журнал по информационным процессам                     2 часа

Теория

Практика

Дать представление об информационной системе.

Составление листов для устного журнала по данной теме

                                       Кодирование и декодирование информации                    2 часа

Теория

Практика

Познакомить с понятиями кода, кодирования, декодирования;

Научить учащихся кодировать и декодировать информацию разными способами

        Получение и преобразование информации по теме «Мой Коми край»      2 часа

Теория

Практика

Актуализация знаний по теме информация

Сбор информации на тему «Мой Коми край» в интернете, в библиотеке.

                                Создание проекта «Республика моя родная»                     2 часа

Теория

Практика

Актуализация знаний по работе с программой PowerPoint

Создание мультимедийной презентации на тему «Республика моя родная» и её защита

3 раздел Моделирование и алгоритмизация.

                                             Модель объекта                                                          1 час

Теория

Практика

Раскрыть смысл понятия «модель» и его значения, классификация моделей по способу представления

Применение полученных знаний при решении информационных задач

                                              Алгоритм как модель действий                            1 час

Теория

Практика

Сформировать понятия «алгоритм» и «свойства алгоритма»

Создание собственного алгоритма действия

                          Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов                        1 час

Теория

Практика

Сформировать понятие «текстовое описание алгоритма», «алгоритм линейный», «алгоритм с ветвлением»

Использование графических инструментов текстового редактора для создания блок- схем.

                                              Понятие блок - схема.                                           2 часа

Теория

Практика

Дать понятие «блок-схема»

Составление блок-схемы по некоторым задачам

Практическая работа по теме «Составление и выполнение алгоритмов»    2 часа

Теория

Практика

Формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов

                                      Диагностика полученных знаний                               1 час

Теория

Практика

Выполнение теста по всему изученному курсу

                                           Игра «Юный информатик»                                1 час

Теория

Практика

Групповая игра по всему курсу

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. – Киев. 1993.
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
  3. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.
  4. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. – М., 1992.
  5. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
  6. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
  7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  8. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
  9. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
  10. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. – Майкоп, 1998.
  11. 4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1987.
  12. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. – 1994. – №5.
  13. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. – Вильнюс, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» Горячев 1-4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

Рабочая программа  учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы  составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «ИНФОРМАТИКА И ИКТ (ИНФ...

Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 1-2 классов по информатике...

Рабочая программа внеурочного занятия "Информатика"

Рабочая программа с тематическим планированием для 3-4 классов по информатике...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"

Рабочая программа «Информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. Развитие логического мышления" 3 класс...