Сравнительный анализ рабочих программ по информатике для начальной школы
статья по информатике

Игнатьева Ксения Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.А. Игнатьева

Сравнительный анализ рабочих программ по информатике для начальной школы

На сегодняшний день процесс модернизации структуры школьного образования, содержания образовательных программ и подходов к обучению детей является этапом динамичной трансформации, которая происходит в ходе информатизации. Благодаря этому, происходят изменения социального заказа государства школам.

Содержание образования также должно соответствовать тем идеям, которые отражены в образовательном стандарте. И одной из ключевых идей этого изменения является ориентация образования на достижение результатов. Особенно важна эта задача для начальной школы. Один из идеологов стандартов второго поколения А.Г. Асмолов замечал, что: «Задача начальной школы — представить ребенку целостную картину мира, а не разбивать ее на отдельные предметы» [1].

На сегодняшний день, важную роль в начальной школе играет такой учебный предмет, как информатика. Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является формирование информационной компетентности учащихся, предназначенной для использования во всех направлениях самого образовательного процесса и в жизни после окончания школы, в частности, во всех видах производственной деятельности.

Таким образом, для повышения уровня образовательных результатов начального образования, становится важным включение информатики в программу подготовки младших школьников либо за счёт часов вариативной части, либо за счёт внеурочной деятельности. Но, разумеется, в том случае, если содержание курса соответствует задачам, поставленным перед информатикой ФГОС НОО. [ 5]

Для анализа рабочих программ нами были выбраны три УМК, авторами которых являются Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова; Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова; А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова. Опираясь на их авторские программы, были выделены следующие критерии для анализа рабочих программ:

  • Год издания программы;
  • Цель курса информатики;
  • Содержательные линии;
  • Место информатики в учебном плане;
  • Ценностные ориентиры содержания информатики;
  • Планируемые результаты: личностные; метапредметные; предметные.

По первому критерию все, выбранные программы были изданы в 2016 году.  

В основе постановки цели курса информатики лежит формирование представлений об информации и навыков работы с ней. Все авторы отмечают, что работа с информацией является одним из основных видов деятельности индивида в информационном обществе.

В ходе анализа, выделяемых авторами, содержательных линий, прослеживаются три основных блока:

  • информация и компьютер;
  • информация и информационные процессы;
  • алгоритмы и исполнители.

Помимо данных блоков Е.П. Бененсон и А.Г. Паутова отдельно выделяют блок "Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность". [2] Это значит, что существуют определенные правила, которых нужно придерживаться, сталкиваясь с той или иной информацией.

Рассмотрев место предмета в учебном плане, необходимо сказать о том, что предполагается 1 час в неделю. В среднем на учебный год отводится 34 часа.

Следует отметить, что авторы программ предусматривают реализацию курса информатики в форме дополнительного образования младших школьников в виде факультативов или кружков. Это связано с тем, что ФГОС НОО не рассматривает информатику как отдельный предмет. Выделяется предметная область "Математика и информатика", в которой ведется работа по развитию не только математической речи, но и логического и алгоритмического мышления, воображения, а также по обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности [6].

Анализируя следующий критерий "ценностные ориентиры содержания информатики", можно сделать вывод о том, что авторы всех трех программ выделили ориентиры, которые отвечают основным задачам реализации предметной области "Математика и информатика".

В ходе изучения рабочих программ, было выявлено, что только в одной из них были выделены компетенции, которые будут сформированы в ходе работы по данной системе. Авторами этой программы являются Н.В. Матвеева и М.С. Цветкова. Они отмечают, что "наиболее ценными являются такие компетенции, как: наблюдение за объектами и обнаружение изменений; соотношение результатов с целью; представление информации; понимание, что освоение информационных технологий является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания; выявление отдельных признаков; решение творческих задач; самостоятельное составление плана действий; овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; получение опыта организации своей деятельности; получение опыта рефлексивной деятельности; приобретение опыта сотрудничества". [4] Сформировав данные компетенции, будет достигнута цель изучения информатики в начальной школе.

Как известно, выделяются три основных группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Анализируя рабочие программы, мы пришли к выводу о том, что авторы опирались на планируемые результаты ФГОС НОО, но наиболее четко личностные результаты сформулировали Н.В. Матвеева и М.С. Цветкова. Они отмечают, что "эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений "учитель-ученик"" и выделяют следующие личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
  • социальные компетенции;
  • личностные качества. [4]

Следует отметить, что отдельно личностные результаты Могилев и др. не выделяют.

По мнению Н.В. Матвеевой и М.С. Цветковой, для получения качественных метапредметных результатов необходимо освоение таких универсальных учебных действий, как познавательные, регулятивные и коммуникативные, а также овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.). Авторы двух других рабочих программ делают акцент на регулятивных универсальных учебных действиях.

Предметные планируемые результаты во всех рабочих программах развиваются, непосредственно, при изучении предмета и отражены в разделе "содержание учебного предмета". В программе А.В. Могилева более подробно раскрыт данный блок результатов.[3] Они полностью соответствуют планируемым результатам, отраженным в ФГОС НОО.

Таким образом, можно говорить о том, что по выделенным критериям наиболее полной является рабочая программа Н.В. Матвеевой и М.С. Цветковой. Они освещают каждый пункт, благодаря чему любой учитель может свободно работать по данной программе и формировать именно те компетенции, которые были определены авторами. Данным образом учителя будут добиваться основной цели образования, которая заключается в формировании информационной компетентности учащихся начальной школы, как базовой компетенции учащегося средней школы.

        

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Современная школа: развивающая и развивающаяся // Образовательная политика. 2012 г. №2 (58). С. 2–6.
  2. Бененсон, Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 2–4 классы. Москва: Академкнига/Учебник, 2016. С. 48.
  3. Информатика. УМК для начальной школы [Электронный ресурс]: 3–4 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: Г.Э. Курис, М. С. Цветкова.— Эл. изд. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. С. 116
  4. Матвеева Н.В., Цветкова М.С. Информатика. Примерные рабочие программы. 2–4 классы (ФГОС). Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012. С. 25
  5. Павлов, Д. И. Новое содержание информатики для новой начальной школы // Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45416/ (дата обращения: 05.04.2021)
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: Просвещение, 2010. С. 31



Предварительный просмотр:

ФГОС Начального общего образования

Информатика и ИКТ. 2-4 классы.

(Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова.)

Информатика. 2-4 классы.

(Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова)

Информатика. 3-4 классы.

(А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова)

Принадлежность к УМК;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования  образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

УМК «Перспективная начальная школа»

Год издания программы;

Приказ от 6 октября 2009 г.  № 373

Москва

Академкнига/Учебник

2016.

Москва

БИНОМ. Лаборатория знаний

2016

Москва

БИНОМ. Лаборатория знаний

2016

Цель курса информатики;

Основные задачи реализации содержания предметной области «Математика и информатика»: Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Аспекты. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий.

Общая целевая установка изучения информатики с использованием авторского УМК состоит в формировании элементов информационной культуры учащихся начальной школы, их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности, активности в информационной образовательной среде

школы и открытой образовательной среде региона, подготовке к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Содержательные линии

  1. Информационная картина мира.
  2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
  3. Алгоритмы и исполнители.
  4. Объекты и их свойства.

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

  1. информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
  2. информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
  3. источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
  4. работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
  5. средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
  6. организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
  1. Информация и компьютер
  2. Информация и информационные процессы
  3. Алгоритмы и исполнители

Место информатики в учебном плане;

В соответствии с Примерным  учебным планом для образовательных организаций, использующих УМК «Перспективная начальная школа» (вариант 1),  учебный предмет «Информатика  и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю (в 4 классе при 5-дневной учебной неделе — 0,5 часа). Дополнительные возможности для изучения информатики и ИКТ представлены в рамках учебных предметов «Технология» и «Математика».

Рекомендуемый объем учебного  времени на изучение предмета составляет 102 часа.

В рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а также в рамках внеурочной деятельности возможно создание различных программ курсов информатики. При этом целесообразно выделить инвариантную составляющую часовой нагрузки по курсу информатики в начальной школе в объеме 34 часов в год, итого 105 часов за курс 2–4 классов с учетом резервных часов (1 час в год).

Инвариантная составляющая может складываться из модулей по 17 часов (два модуля в год), из модуля на 17 часов и проектной деятельности на 17 часов в год, а также из курса в рамках учебного плана в объеме 34 часов в год или курса внеурочной деятельности в объеме 34 часов.

Вариативная составляющая курса направлена на усиление практической работы учащихся с компьютером и активизацию проект ной деятельности. Она составляет от 18 до 68 часов в год дополнительно к имеющейся инвариантной нагрузке.

Итого курс информатики может изучаться в объеме от 34 до 102 часов в год с учетом как инвариантной, так и вариативной составляющих, а также в зависимости от деления класса на группы или работы на уроке информатики всем классом и от информационно-образовательной среды. Описание электронно-программной поддержки курса представлено ниже по трем типам: минимальная / базовая / расширенная модель электронно-программного обеспечения.

Данный курс предлагается реализовать различными способами в рамках рабочей программы начального обучения с учетом урочного и внеурочного компонентов, а также в рамках модульной интеграции курса информатики в различные предметы начального общего образования.

Курс рассчитан на 35 учебных часов в 3 классе и 35 учебных часов в 4 классе и может быть дополнен за счет внеурочного компонента образовательной организации в форме дополнительного образования по выбору школьников в виде кружковых или факультативных занятий.

Курс ориентирован на компьютерную поддержку. Занятия с детьми проводятся в компьютерном классе.

Компетенции, формируемые в ходе изучения курса информатики;

-

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

— с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающим, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

— с возможностью понимания  ценности, значимости информации в современном мире и ее  целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий  в  развитии личности и общества;

— с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных  с информатикой, ориентацией  учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.

- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;

- yстно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;

- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку(что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных,  знаковых и графических моделей;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

- овладевать первоначальными умениями  передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;

- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий.  Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»),нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;

- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

изучение информатики с использованием авторского УМК призвано создать условия для формирования информационной культуры на уровне начальной школы, заложить основу формирования и развития личностных качеств, познавательной и учебной деятельности учащегося младшей школы в соответствии с требованиями новой российской школы, в контексте социально-экономической модернизации России, формирования информационного общества.

Планируемые результаты:

Личностные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости  за свою Родину, российский  народ и историю России,  осознание своей этнической  и  национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному  мнению, истории и культуре  других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том  числе в информационной  деятельности, на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических  чувств, доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и  сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый  образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,  работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Нравственно-этическое оценивание.

Выпускник начальной школы  будет знать и  применять  правила  поведения  в  компьютерном  классе  и  этические  нормы  работы  с  информацией  коллективного  пользования  и  личной  информацией  обучающегося.

Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик  научится  самостоятельно  соблюдать  правила  работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном  классе,  цель  которых  —  сохранение  школьного  имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение  и  смыслообразование.

Ученик  сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?  Какой  смысл  имеет  использование  современных  информационных  технологий  в  процессе  обучения  в  школе  и  в  условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру  как  к  инструменту,  позволяющему  учиться  самостоятельно.

Выпускник  начальной  школы  получит  представление  о  месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном  использовании  информационных  технологий,  осознает их практическую значимость.

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

1.3) социальные компетенции;

1.4) личностные качества

Метапредметные

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств  представления информации  для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в  том числе умение вводить  текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление  и  выступать с аудио-, видео- и  графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить  речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими  действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования  различных точек зрения и  права каждого иметь свою;  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей  в совместной деятельности;  осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты  посредством учета интересов  сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными  сведениями о сущности и  особенностях объектов,  процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми  предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

В процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» формируются  РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ  (планирование  и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование  и  целеполагание.

У  выпускника  начальной школы будут сформированы умения:

— ставить учебные цели;

— использовать внешний план для решения поставленной задачи;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

— сличать результат действий с эталоном (целью);

—  вносить  коррективы  в  действия  в  случае  расхождения  результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание.  

Ученик  будет  уметь  оценивать  результат  своей работы  с  помощью  тестовых  компьютерных  программ,  а  также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» у ученика будет сформирован ряд познавательных и коммуникативных УУД, например:

— поиск и  выделение  необходимой  информации  в  справочном  разделе  учебников,  интернет-сайтов  с  указанием  источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

— составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование  информации»),  пространственно-графических  моделей  реальных  объектов  (в  темах  «Устройство  компьютера»,  «Алгоритмы и исполнители»);

—  использование  готовых  графических  моделей  процессов для решения задач;

—  оставление  и  использование  для  решения  задач  табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком, и т.д.);

— использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

—  одновременный  анализ  нескольких  разнородных  информационных  объектов  (например,  рисунок,  текст,  таблица,  схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

—  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

—  постановка  и  формулирование  проблемы,  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  характера:  создание  различных  информационных  объектов с  использованием  офисных  компьютерных  программ,  поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов;

— анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением  имени  и  значения  свойства  объектов  (темы  «Объекты  и  их свойства», «Действия объектов»);

—  выбор  оснований  и  критериев  для  сравнения,  сериации, классификации  объектов  (решение  заданий  типа  «Продолжи  последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок  записей  в  таблице»,  «Организация  информации  в  виде  дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы»);

— задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов;

—  синтез  как  составление  целого  из  частей  (темы  «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера  “Малыш”»,  «Художник»;  создание  информационных  объектов на  компьютере  с использованием  готовых  файлов  с  рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

— построение логической цепи рассуждений;

— аргументация своей точки зрения;

— осознанное построение речевых высказываний.

Эти требования достигаются при освоении

теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради

и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

2.1) познавательных;

2.2) регулятивных;

2.3) коммуникативных;

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

  1. активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  2. освоение различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  3. умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  4. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического  мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения,  пересчета, прикидки и  оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального  опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно  и письменно арифметические действия с числами и  числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,  графиками и диаграммами,  цепочками, совокупностями,  представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Предметные  результаты изучения  учебного  предмета  «Информатика  и ИКТ»  представлены  в  разделе  «Содержание  учебного предмета».

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время

Предметная область «Математика и информатика»:

  1. овладение основами логического и алгоритмического мышления;
  2. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в области информатики;
  3. умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  4. приобретение в ходе работы с таблицами и диаграммами важных для практико-ориентированной математической деятельности умений, связанных с представлением, анализом и интерпретацией данных;
  5. читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
  6. читать несложные готовые круговые диаграммы; достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  7. сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  8. понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
  9. составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы);
  10. приобретение первоначальных умений в области компьютерной грамотности.

Другие предметные области:

  1. овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  2. приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Описание основных видов учебной деятельности.

  • описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального  общего образования;
  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

описание преемственности  программы формирования  универсальных учебных  действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

В  программе  представлены  виды  учебной  деятельности обучающихся  при  освоении  основных  содержательных  линий учебного предмета.

1. Информационная картина мира:

— поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном  разделе  компьютерных  программ,  в  гипертекстовых  документах и т.д.;

— отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы;

—  сбор  информации,  необходимой  для  решения  задачи,  путем  наблюдения,  измерений,  интервьюирования;  фиксация  собранной информации;

— поиск закономерностей в собранной информации;

— составление знаково-символических моделей;

— создание упорядоченных списков объектов;

— создание  таблиц  (описание  класса  объектов,  фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач);

—  создание  информационных  объектов  с  помощью  компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации).

2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации:

— работа с компьютерными программами, входящими в методический  комплект,  с  целью  формирования  умения  пользоваться  клавиатурой,  мышью,  графическим  интерфейсом  компьютера;

— прохождение компьютерных мини-тестов;

—  ввод  информации  в  программу  с  помощью  кнопок  множественного выбора и радиокнопок;

—  создание  информационных  объектов  на  компьютере,  сохранение файлов в личную директорию;

— поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов;

—  самостоятельное  освоение  ранее  незнакомых  компьютерных программ;

—  выполнение  компьютерного  эксперимента.  Фиксация  результатов  эксперимента.  Анализ  результатов  эксперимента

и формулирование выводов.

3. Алгоритмы и исполнители:

— исполнение алгоритмов формальных исполнителей;

— исполнение алгоритмов организации учебной деятельности

ученика;

— составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние;

— создание алгоритмов выполнения творческого задания;

— составление алгоритмов для формальных исполнителей;

— отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма);

— определение истинности простых и сложных логических высказываний;

—  составление  простых  и  сложных  логических  высказываний

для выбора продолжения действий в условном и циклическом алгоритмах;

— выполнение лабораторной работы в соответствии с данным

алгоритмом;

—  составление  алгоритмов  выполнения  лабораторной  работы;

—  создание  графической  модели  последовательности  действий на компьютере.

4. Объекты и их свойства:

— анализ объектов окружающего мира с целью выявления их

свойств;

— поиск объекта по описанию его свойств;

— упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства;

—  деление  набора  объектов  на  классы  на  основе  общности

свойств; создание дерева деления на подклассы;

—  деление  информационного  объекта  на  объекты,  из  которых

он состоит (определение структуры информационного объекта);

— использование  объектной  структуры  информационного

объекта для освоения новых компьютерных программ.

5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность:

—  соблюдение  гигиенических  норм  работы  за  компьютером,

правил поведения в компьютерном классе, правил работы с общими и личными файлами;

— составление списка использованных в проекте информационных источников.

Ведущим видом деятельности для детей младшего школьного возраста является учебно-познавательная деятельность, постепенно вытесняющая игру, однако игра (особенно состязательная) в начальном обучении играет важную роль в формировании социальных качеств, мотивации, мышления ребенка. Поэтому особое внимание учителю необходимо обратить на организацию и проведение обобщающих уроков в форме уроков-конкурсов (конкурс клавиатурного письма;

конкурс творческих работ, выполненных на основе ИКТ; состязание по алгоритмике; конкурс презентаций) как важных

информационно-коммуникативных учебных действий детей в процессе овладения ими основами информационной культуры.

Рекомендуется использовать постоянную смену видов деятельности школьников во время занятий в компьютерном

классе, исходя из психологических особенностей младших школьников. Необходимо чередовать работу за компьютером с другими видами работ, такими как выполнение заданий в рабочих тетрадях, групповые конструкторские и проектные работы, конкурсы команд и индивидуальные состязания, исследования в группах, взаимозачеты, использование

материальных инструментов (аналогов компьютерных) на уроках музыки, труда и рисования, работа с бумажным и электронным текстом, устный счет и его самопроверка с помощью вычислительных средств на компьютере, работа с литературным текстом и самопроверка средствами аудиозаписи на компьютере.

Работа педагога включает два направления.

1. Работа со школьниками. Учитывая особенности школьников, необходимо разбить их на подгруппы и постепенно

приобщать к новой для них деятельности — компьютерным играм и изучению начал информатики. Нужно совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр.

2. Работа с другими учителями для установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе со

школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 2 класс Школа 21 века ФГОС

Рабочая программа 2 класс по информатике составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века...

Рабочая программа по информатике 2 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по информатике 2 класс...

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)...

Информатика Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Информатика  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...

Презентация "Анализ существующих программ по информатике в начальной школе".

Анализ существующих программ по информатике в начальной школе в виде презентации....