Рабочая программа по информатике 2 класс Школа 21 века ФГОС
рабочая программа по информатике (2 класс) по теме

Солдатова Галина Ивановна

Рабочая программа 2 класс по информатике составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_2_klass_dlya_menya_raspechatana.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»  составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  2. «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  3. Базисного учебного плана;
  4. «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  5. «Примерных программ начального общего образования»;
  6. авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
  1. Инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании в начальных классах в 2012 - 2013 учебном году».

Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.

Обучение информатики в начальной школе – это объективная необходимость.

На уроках информатики школьники должны осознать роль устной и письменной речи как способа общения.

В рабочей программе нашли отражение цели,  изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования (2011 г.). Они направлены  на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

- знакомство с базовой системой понятий информатики;

- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

- освоениезнаний, составляющих основу информационной культуры;

- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки  и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В данный УМК входят:

Учебник «Информатика» 2 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова.,2012 г.

Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 2  класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак.,2012г.

Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова.

Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.

Содержание программы

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

2 класс  (35 ч)

Виды информации. Человек и компьютер (8 часов)

Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).

В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.

Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)

Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).

Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.

Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.

Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».

Учащиеся должны понимать:

- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

знать:

- правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.

Кодирование информации (9 часов)

Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.

Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.

Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.

Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.

Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.

Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).

Тестирование по теме «Кодирование информации».

Учащиеся должны понимать:

- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

уметь:

- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.

Числовая информация (7 часов)

Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация -  это форма представления информации и способ кодирования информации.

Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата.

Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.

Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Память компьютера: электронная лампа, ламповая память.

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».

Учащиеся должны знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что  информацию можно представить  числами;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  числами;

- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).

Данные и компьютер (8 часов)

Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.

Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.

Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.

Обработка текстовой информации:  текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.

Контрольная работа по теме «Текстовая информация».

Учащиеся должны понимать:

- что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;

знать:

- что данные – это закодированная информация;

- что  информацию можно представить  текстом;

- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде  текста;

уметь:

- представлять в тетради и на экране компьютера  информацию об объекте  в виде текста;

- работать с текстами  на экране компьютера.

Резерв 3 часа.

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический и практический материал

(контрольные работы, экскурсии, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)

1 четверть

9

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

2 четверть

7

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

3 четверть

10

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер»

4 четверть

9

Контрольная работа по теме «Текстовая информация»

Итого

35

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Виды информации. Человек и компьютер

8

2

Кодирование информации

9

3

Числовая информация и компьютер

7

4

Данные и компьютер

8

5

Закрепление (резерв)

2

Всего

35

Календарно – тематическое планирование

Условные обозначения:урок ознакомления с новым материалом – УОНМ; комбинированный урок – КУ; урок повторения и обобщения знаний – УОПЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ. Фронтальная работа –ФР, беседа – Б, игры - И

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

Стр.

учебника

Тип урока, формы контроля

Домашнее задание

по плану

фактически

1 четверть (9 ч)

Виды информации. Человек и компьютер  (8 ч.)

1

03.09.

Человек и информация.  Органы чувств.

Информация виды информации Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа.

6-10,

3-6

УОНМ

Б, ФР

№ 7 с. 5

2

10.09.

Виды информации в зависимости от органов восприятия.

Звук. Звуковая информация.

11-14,

7-12

УОНМ

Б, ФР

№ 5 с. 9

3

17.09.

Информация звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.

Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.

11-14,

7-12

КУ

Б, ФР

№ 10 с. 11

4

24.09.

Источники информации

Источники и сигналы  информации.

15-19,

13-17

КУ

Б, ФР

№ 8 с. 16

5

01.10.

Приемники информации.

Приемники информации.

20-23,

18-21

КУ

Б, ФР

№ 5 с. 20

6

08.10.

Компьютер – инструмент для работы с информацией

Компьютер – инструмент для работы с информацией.

24-27,

22-24

КУ

Б, ФР, И

№ 4 с. 24

7

15.10.

Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

28-29,

25-26

УОПЗ

№ 5 с. 26

8

22.10.

Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер»

55-58

УПОКЗ

Кодирование информации (9 ч.)

9

29.10.

Носители информации и их виды.

Носитель информации, носитель письменной информации.

30-35,

27-30

УОНМ

Б, ФР

№ 9 с. 29

2 четверть (7 ч)

10

12.11.

Кодирование. Способы кодирования.

Звуковое и письменное кодирование информации.

36-39,

31-34

УОНМ

Б, ФР

№ 7 с. 33

11

19.11.

Алфавит и кодирование информации.

Алфавит  - письменное кодирование звуковой информации.

40-42,

35-37

УОНМ

Б, ФР

№ 7 с. 36

12

26.11.

Алфавитная письменность.

Английский алфавит и славянская азбуки - письменное кодирование звуковой информации.

43-46,

38-41

УОНМ

Б, ФР

№ 8 с. 41

13

03.12.

Письменные источники информации.

Письменные источники информации.

47-49,

42-44

УОНМ

Б, ФР

№ 7 с. 43

14

10.12.

Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки.

Языки мира. Компьютерный язык.

50-52,

45-48

УОПЗ

Б, ФР

№ 7 с. 47

15

17.12.

Текстовая и графическая информация.

Письменное и устное сообщение – различные тексты, различные формы представления информации.

53-57,

49-51

УОНМ

Б, ФР

№ 5 с. 50

16

24.12.

Контрольная работа по теме «Кодирование информации»

59-62

УПОКЗ

3 четверть (10 ч)

17

31.12.

Повторение по теме «Кодирование информации»

58-59,

52-54

УОПЗ

Б, ФР

№ 2 с. 53

Числовая информация и компьютер (7 ч.)

18

14.01.

Числовая информация.

Числовая информация, число, цифра, четное и нечетное число, количество, номер, порядковый номер.

60-65,

3-5

УОНМ

Б, ФР

№ 6 с. 4

19

21.01.

Время и числовая информация.

Числовая информация, время, дата, календарь, секунда, минута, час, сутки, день, дни недели, месяц, год, текущая дата, текущее время,  форма записи даты, форма записи времени

66-70,

6-8

УОНМ

Б, ФР

№ 8 с. 8

20

28.01.

Кодирование с помощью числа. Декодирование.  Таблица соответствия.

Кодирование и декодирование. Таблица соответствия (кодовая таблица). Числовое кодирование.

71-74,

9-11

УОНМ

Б, ФР

№ 4 с. 10

21

04.02.

Двоичное кодирование.

Двоичное кодирование.

75-77,

12-14

УОНМ

Б, ФР

№ 5 с. 13

22

11.02.

Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.

Устройства для счета: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

78-80,

15-18

УОНМ

Б, ФР

№ 7 с. 17

23

18.02.

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».

25,

43-46

УПОКЗ

24

25.02.

Повторение по теме «Числовая информация и компьютер»

81-82,

19-21

УОПЗ

Б, ФР

№ 4 с. 21

Данные и компьютер (9 ч. ) + 3 ч. Резерв

25

04.03.

Данные

Текст, текстовая информация, слово, смысл, предложение.

83-86,

22-24

№ 7 с. 23

26

11.03.

Текст и его смысл.

Текст смысл шрифт многозначные слова многозначные числа.

87-91,

26-28

№ 7 с. 27

4 четверть (8 ч)

27

18.03.

Память компьютера.

Память компьютера электронное устройство внешняя память внутренняя память магнитный диск

92-94,

29-31

УОНМ

Б, ФР

№ 5 с. 30

28

01.04.

Способы передачи данных.

Передача информации, электронная почта, носители информации.

95-97,

32-35

УОНМ

Б, ФР

№ 8 с. 35

29

08.04.

Компьютер и обработка данных.

Обработка информации обработка данных. Хранение информации.

98-102,

36-38

УОНМ

Б, ФР

№ 5 с. 37

30

15.04.

Повторение по теме «Текстовая информация»

103-104,

39-40

УОПЗ

Б, ФР

№ 4 с. 40

31

22.04.

Контрольная работа по теме «Текстовая информация».

41,

47-49

УПОКЗ

32

29.04.

Закрепление изученного.

УОПЗ

Б, ФР

33

06.05.

Защита проектов учащихся.

КУ

34

13.05.

Защита проектов учащихся.

КУ

35

20.05

Защита проектов учащихся.

Литература

 

       Учебник:

1.      Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 175 с.

2.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса:  ч.1, 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: Учебник для четвертого класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 239 с.

    

       Методические пособия для учителя:

1.      Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 319 с.

2.     Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 228 с.

3.     Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.

 

       Дополнительная литература:

1.      Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...

Рабочие программы для 1 класса "Школа 2100" ФГОС

Рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями Примерной основной образ...

Рабочие программы для 1 класса "Школа 2100" ФГОС

Рабочие программы составлены в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями Примерной основной образ...

Рабочие программы для 1 класса "Школа России" ФГОС

Рабочие программы по математике, русскому языку (письмо), литературному чтению (обучение грамоте), технологии, окружающему миру, ИЗО, музыке. Каждая программа содержит сведения о контрольных работах, ...

Рабочая программа по математике1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...

Рабочая программа по музыке1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"...