Технологическая карта по информатике "Кодирование информации"
план-конспект урока по информатике (2 класс)

Технологическая карта по информатике "Кодирование информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_kodirovanie_informatsii.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: Кодирование информации.

Цель урока: формирование общих представлений о кодировании информации.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Формировать базовые знания о кодировании информации.
  • Научить кодировать и декодировать слова.

Развивающая:

  • Развивать логическое мышление путем решения логических задач.
  • Развивать навыки самостоятельной работы и самооценки в ходе конкретной учебной деятельности: при решении информационных задач и компьютерного практикума.

Воспитательная:

  • Воспитывать умение слушать мнение одноклассников.
  • Воспитывать умение аргументированно отстаивать свое мнение.

Ресурсы урока: Учебник для 2 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, рабочая тетрадь для 2 класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова, мультимедиа проектор и экран, компьютер, «Лучики» для оценивания работы учащихся – для каждого ученика, раздаточный материал в виде карточек.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный момент

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Словесный, слово учителя

Приветствует обучающихся. Мотивирует детей на предстоящую учебную деятельность, организует проверку подготовленности к уроку.

Приложение 1.

Приветствуют учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Чтение стихотворения со слайда презентации

Самоконтроль

Р.: самоорганизация

К.: умение слушать

2.Актуализация знаний

Актуализировать знания по изученной на прошлом уроке теме – носители информации.

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: работа с заданием.

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Предлагает послушать отрывки из сказок и мультфильмов и определить, какие носители информации используют герои.

С помощью наводящих вопросов подводит к определению изучаемого раздела.

Приложение 2.

Выполняют задание, определяют какие носители информации используются.

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадку.

Фронтальная

Задание на слайде презентации.

Самоконтроль

Закрепление знаний о носителях информации, посредством выполнения задания.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

 Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

3. Постановка цели и задач урока

Развивать умение понимать и определять учебную задачу.

Наглядн.: учебная презентация

Практич.: работа с заданием

Словес.: учебный диалог

С помощью задания подталкивает к определению темы урока.

Вставьте пропущенные буквы алфавита и сможете узнать тему урока.

Приложение 3.

Рассматривают рисунки.

Вставляют пропущенные буквы в слова.

Определяют тему урока, цель и задачи.

Фронтальная

Задание на слайде презентации

Самоконтроль

Умение грамотно и правильно составлять слова.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли.

4. Изучение нового материала

Познакомить с кодированием информации.

Практич.: выполнение упражнений.

Словес.: учебный диалог

Выполняют задания на слайде презентации.

Дает задание прочитать закодированный текст.

Дает задание восстановить задание по заданному коду.

Приложение 4.

Выполняют задания на слайде презентации совместно с учителем.

Декодируют и читают закодированный текст.

Восстанавливают задание по заданному коду (восстановите рисунок по заданному коду: необходимо раскрасить только клеточки с цифрой 1).

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Задание на слайде.

Взаимоконтроль

Умеют кодировать и декодировать текст.

Умеют восстанавливать задание по заданному коду.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: участие в учебном диалоге.

Высказывают свое мнение на вопрос учителя с достаточной полнотой и точностью.

5.Физкультминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Словесный, слово учителя

Совместно с детьми выполняет упражнения физкультминутки.

Приложение 5.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Самоконтрль

Приобщение к здоровому образу жизни.

6.Закрепление знаний

Организация деятельности  с применением новых знаний

Словесный, слово учителя.

Практич.: выполнение задания на компьютере.

Работа за компьютером на подготовленных заданиях.

Предлагает выполнить задания в рабочей тетради.

Приложение 6.

Работают за компьютером на подготовленных зааниях.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Фронтальная, индивидуальная

Задание в учебнике

Самоконтроль

Умеют работать с интерактивными заданиями.

Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

- формирование навыков работы с интерактивной доской

- развитие логического мышления

7. Рефлексия

Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке

Словес.: учебный диалог

Организует рефлексию

Приложение 7.

Осуществляют рефлексию собственной деятельности

Индивидуальная, фронтальная

Слайд презентации

Самоконтроль

Р.: анализ собственной работы.

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8.Информация о домашнем задании и подведение итогов урока

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад.

Словесный, слово учителя.

Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з.

Приложение 8.

Записывают д/з

Задают вопросы по его выполнению учителю.

Слушают инструктаж по выполнению.

Фронтальная

Задание в учебнике

Самоконтроль

готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Приложение 1.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Приложение 2.

Послушайте отрывки из сказок и мультфильмов и определите, какие носители информации используется героями.

- «Скачет как-то Илья Муромец на коне и видит на развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нем написано:

«Направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь – и себя, и коня потеряешь». (камень)

- Однажды дядя Федор, Кот и Шарик пошли в лес грибы собирать. Дома, кроме Галчонка, никого не было. Тут почтальон Печкин пришел, в дверь постучал и слышит:

- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка». (бумага)

- Когда Герда вошла в замок Снежной Королевы, то увидела своего брата сидящего. Он возился с плоскими остроконечными льдинам, складывал из них затейливые фигуры. Он складывал и такие фигуры, из которых получались целые слова. Но никак не мог сложить то, что ему хотелось: слово «вечность». (лед)

Приложение 3.

– Вставив, пропущенные буквы алфавита, вы сможете узнать тему нашего урока.

Й*Л Н*П Г*Е З*Й П*С Н*П Б*Г *Б М*О З*Й Д*Ё (КОДИРОВАНИЕ)

З*Й М*О У*Х Н*П П*С Л*Н *Б Х*Ч З*Й З*Й (ИНФОРМАЦИИ)

- Кто догадался, какая тема урока?

- Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Давайте попытаемся задать вопросы по теме урока, на которые мы сегодня должны получить ответ:

- Что такое кодирование информации?

- Как можно закодировать информацию?

- Зачем людям понадобилось её кодировать?

– Ребята, как вы думаете, что я сделала с темой урока? Правильно, я ее спрятала или по-другому, зашифровала. Кто уже догадался, что значит “закодировать информацию”?

– И сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию – шифровать и декодировать информацию – расшифровывать.

– А при помощи чего была закодирована тема урока? (При помощи букв.)

Приложение 4.

- Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе.

- Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.

Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.

Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.

- С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей (рассмотреть команды светофора).

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

- Давайте поиграем в игру «Кодировщик». Каждый придумывает и кодирует слово, которое должен декодировать сосед по парте.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

10

11

12

13

14

15

16

17

18

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

.

,

пробел

28

29

30

31

32

33

Например: снег, луна и наоборот       9,1, 33, 24;     7, 13, 12, 1;

                                                                    Заяц                ёлка

- А теперь давайте попробуем декодировать информацию, зашифрованную цифрами. Восстановите рисунок по заданному коду: необходимо раскрасить только клеточки с цифрой 1.

Приложение 5.

- Давайте немного отдохнем.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, («Умываемся».)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.)

Приложение 6.

– Пришло время заняться шифрованием информации за компьютером.

– Но прежде, чем сесть за компьютеры, давайте вспомним правила работы с ним. Я их буду называть, а вы, если со мной согласны, то хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Какие слова я закодировала движениями? (Да и нет)

- Нельзя включать компьютер без разрешения учителя.

- Во время работы за компьютером можно дотрагиваться до монитора руками.

- Во время работы за компьютером на парте не должно находиться посторонних предметов.

- За компьютером можно работать мокрыми руками.

- Во время работы за компьютером можно разговаривать и передвигаться по классу.

- Можно сидеть близко от экрана компьютера.

- Нельзя включать неисправный компьютер.

- Перед выполнением работы нужно внимательно изучить порядок действий.

- У вас на компьютерах есть задания, в которых необходимо закодировать и декодировать информацию. Задания выполняйте самостоятельно.

- Давайте проверим как вы выполнили задания. Сверьте со слайдом презентации.

Приложение 7.

- У каждого из вас на парте лежит 2 лучика: радостный и грустный. Если на сегодняшнем уроке у вас получилось выполнить все задания с легкостью, а материал показался легким, то возьмите радостный лучик и прикрепите его к общему солнцу. Если вы допустили ошибки в заданиях, а материал показался сложным, то возьмите грустный лучик и прикрепите его к солнцу.

- Ребята, посмотрите какое яркое и радостное солнышко у нас получилось.

Приложение 8.

– Давайте вспомним, что такое кодирование? И с помощью чего мы кодировали информацию?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: РТ стр. 43 №2, №5.

- Спасибо за активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс...

Технологическая карта урока «Средства связи и информации».Окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива"

Подробная технологичекая карта урока по предмету "Окружающий мир"  в 3 классе. На уроке использовалась презентация, работа в тетрадях и сообщения детей....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспектива" 3 класс "Средства информации и связи"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Средства информации и связи»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: дать учащимся представление об информационно...

Технологическая карта урока технологии "Компьютер как техническое устройство для работы с информацией" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Т.М. Рогозина)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление обучающихся с устройством компьютера, правилами работы за ним; способствовать формированию ИКТ компетенции у обучающихся....

Технологическая карта урока технологии "Почта. Способы общения и передача информации. Изделие: «Заполняем бланк почтового отправления» (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для ознакомления с заполнением бланка почтового отправления. Задачи урока: Дидактические:1)вспомнить, что та...

Технологическая карта урока русского языка" Способы передачи информации профессии СМИ" (УМК Перспектива, 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о способах передачи информации профессии СМИ, умения передавать информацию разными способами;Задачи урок...