Технологическая карта урока «Средства связи и информации».Окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Ломотко Ольга Юрьевна

Подробная технологичекая карта урока по предмету "Окружающий мир"  в 3 классе. На уроке использовалась презентация, работа в тетрадях и сообщения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет     « Окружающий мир»  3 класс  УМК «Перспектива»

Дата  17.10.2017

Тема урока :       «Средства связи и информации»

Тип урока   урок открытия нового знания.          

Цель урока дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации; познакомить с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; повторить правила пользования .

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока : Презентация.  Мультимедиапроектор.  Рабочие тетради.  Учебники.     

Формы работы с учащимися   :   Фронтальная.   Парная  

Основные понятия:  телефон, телеграф, интернет;

Методы работы с учащимися     практические;    проблемно-поисковые,

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация знаний                                                 (5 мин)

 Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

1.Приветствие гостей

- Здравствуйте уважаемые гости. Рады вас видеть у нас на уроке.  Ребята поздоровайтесь, улыбнитесь гостям и друг другу.

 2.Стук в дверь. Входит ученик с сумкой и фуражке почтальона.

- Почтальон что вы нам принесли?

-  Зачем нам на уроке всё это надо?

- Ребята, как вы думаете зачем нам нужны все эти предметы?

- Что из газет, журналов мы узнаём?

- На столе у меня ещё несколько предметов. Назовите их.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, которая как вы догадались связана с этими предметами.

- В теме урока есть понятия «информация и связь».

- Как вы их понимаете.

- Какую задачу мы на сегодня для себя определим?

План поможет нам соорентироваться в материале урока.

Приветствуют, улыбаются, садятся.

 Карина

Ученик читает отрывок из стихотворения С.Маршака «Почта»

1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.


2.У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

Дима( достаёт из сумки и кладёт на стол)

 - Газеты, журналы, письма.

- Не знаю, это на почте мне сказали вам доставить. Я почтальон, моя работа почту доставить, а что с ней делать сами решайте.

- Читать, изучать.

- Сведения, информацию.

Телефон, приёмник, планшет, компьютер.

- То что нам помогает получать сведения.

СЛАЙД  Тема урока «Средства информации и связи»

Учебная задача:

Познакомиться с новыми понятиями. Знать средства связи, информации, их историю , достоинства , недостатки, правила пользования.

НА ДОСКЕ

План работы

  1. История появления .
  2. Достоинства, недостатки.
  3. Правил безопасности.
  4. Средства массовой информации.

Личностные: 

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (20 мин)

 Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Работаем в паре.

Вспомним правила  работы  в паре.

На партах конверты и листок с заданием.

Достаньте полоски бумаги из конверта и лист с прямоугольниками ввиде лесенки.

Прочитайте слова записанные на полосках..

Послушайте задание.

Попробуйте, используя свои уже имеющиеся знания, жизненный опыт, догадку распределить слова по степени появления этих средств в жизни человека . Составить « лесенку». Не наклеиваем!!!

- Что вызвало затруднение?

- Какие слова вы не знаете?

- Что поможет нам разобраться в теме урока?

1.Работа по учебнику стр. 40-41

- Читаем по цепочке текст учебника.

- Вы помните какую задачу мы ставили для себя

2. Прочитали с. 40-41.

- Что такое «информация»?

- Найдите ответ в учебнике. Выберите только самое важное.

- Как эти средства для обмена информацией  применялись?

- Что будет нашей первой ступенью?

-Наклейте на первую ступеньку полоску.

- Какие в них достоинства и недостатки?

-Что будет нашей второй ступенью?

- Найдите объяснение в тексте. Прочитайте.

- Наклейте на вторую ступеньку полоску.

- Какие в них достоинства и недостатки?

Но и сейчас почта это средство связи действует и очень распространено, но используются уже достижния науки и техники – самолёт, автомобили, компьютеры.

- Для чего нужны были эти средства людям?

- Что такое связь?

- Связь с использованием технических изобретений,  стоит отдельной ступенью  в истории человечеств. Она появилась за последние 200 лет.

-  Как эти средств разместились у вас на лестнице?

Сообщения о средствах связи.

- Какие достоинства у этих средств связи?

- Какие недостатки?

- В художественной литературе кто пользовался этими средствами?

- Как называют самый современный источник информации? 

Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. К середине 2015 года число пользователей достигло 3,5 млрд человек. 2017 год на планете7,5 млрд человек.

- В чем преимущества, недостатки?

Правила!!!!!

ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ РАБОТА В ТЕТРАДИ

СЛАЙД  ( ЧИСЛО, ТЕМА УРОКА,

ИНФОРМАЦИЯ –

СВЯЗЬ-

- Какие средства связи и информации мы узнали?

Обсуждаем вместе, не ссоримся, даём возможность высказаться друг другу, обсуждаем вполголоса.

 

На листочках слова: сигнал.

Гонцы.  ямщики, почта. Телеграф, телефон, телевидение. Интернет

Обсуждают, раскладывают.

Справочная литература, учебник.

                                                На доску

-Это обмен знаниями, сведениями, новостями.

СЛАЙДЫ (3)  Стук в барабан, колокол, трубить в рог.

приклеивают.

Погода, на малое расстояние. Не требует затрат.

СЛАЙД (2) Гонцы. Почта. 

Гонца могли убить, заблудился , долго.

приклеивают.

                                НА ДОСКУ

Для общения  - СВЯЗИ

СЛАЙД:  Связь – способ передачи информации.                             

Сообщения о средствах связи.

СЛАЙД Телеграф

1. Илья

2. Воронцов Саша

Д. быстро можно связаться

«Чук и Гек» Гайдар.

СЛАЙД Телефон  ( Маша)

Д. быстро можно связаться

Н- дорого, зависимость от игр, от электричества, антенна далеко нет связи.

«Телефон» Чуковского

СЛАЙД    Радио

СЛАЙД Телевидение  ( Валерия)

Д.  много программ, но не во всех регионах и не у всех людей, дорого.

Н-  от электричества, антенна - далеко нет связи.

СЛАЙД  Интернет

Зависимость от сайтов, соцсетей, игр. НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ С ЖИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. 

-ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Только по необходимости (телефон)

2. Интернет – доступ с разрешения родителей в ИНТЕРНЕТ.

3. Не общаться с незнакомыми людьми.

4. Не передавать сведения о себе и своих близких.

5. Информацию получать с нескольких источников и доступную для понимания.

Читают слова «лестницы»

ФИЗМИНУТКА  (2 минуты)

Познавательные:

извлечение необходимой информации из текстов

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (10мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Почтальон раздаёт детям на парты газеты и журналы.

– Что принёс вам почтальон?

- Какое общее название у этих  предметов? Периодическая печать.

- Рассмотрите свою почту. Что можно узнать из вашего издания? Расскажите.

Откройте учебник с. 42 и прочитаем текст.

- Давайте обобщим всё что вы сказали сформулируем для чего нужна газеты и журналы.

Для МАССОВОЙ информации, т.е для огромного числа людей.

- Как вы думаете , что ещё может быть средством массовой информации.

- Для чего нужны средства массовой информации?

- Какие правила при просмотре телепередач надо помнить?

1 колонке на парту -газеты по 1 штуке, 2 колонке – журналы, 3 колонке – газеты.

НА ДОСКУ

Дети рассматривают газету и журнал и обмениваются новостями.

Телевидение, радио.

ПРАВИЛА -

Познавательные:

структурирование знаний

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с взимопроверкой. Применение знаний и способов действий (5 мин)

 Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

  1. Работа в тетради.

-Запишите тему нашего урока.

- Проверим насколько внимательны вы были. Уберите «лесенку» и запишите по памяти средства связи и информации в тетрадь.

Запишите по памяти средства связи информации.

  1. Взаимопроверка. Сравните с составленной лесенкой.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте как справился сосед. Обозначь смайлом свою ему оценку.

Пишут число

Тему урока « Средства связи и информации»

СЛАЙД Тема урока «Средства связи и информации»

Информация –

Связь-  

Записывают слова в тетрадь.

Обмениваются тетрадями. Проверяют. На полях рисуют смайл.

Познавательные:

структурирование знаний

Личностные:

понимание причин успеха в учебе

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

использовать в общении правила вежливости

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Рефлексия

- Какую учебную задач ставили?

        

- Какие новые понятия узнали?

- Оцените свою работу на уроке

     САМООЦЕНКА

1. Я выполнил задание  тетради без ошибок.  +

    Я допустил ошибки, при выполнении задания  тетради.

    Я не выполнил задание. !

2. Я знаю древни и современные средства связи и информации.

      У меня остались вопросы.

      Мне  ещё раз надо изучить этот материал.

Вложите листочки в   тетради. Тетради сдайте

Дети заполняют листы самооценки.

 

                             

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные:

контролировать свои действия в коллективной работе

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин)

 Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Творческое задание.

Почтальон раздаёт конверты.

1.Дома подписать свой адрес, узнать если не знаешь.

2. Внутри конверта задание:

Используя азбуку Морзе, зашифруй текст из 3 предложений для своего соседа. Запечатай  конверт и принеси н следующий урок.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Дети получают почтовые конверты. Внутри листок с заданием.

ОЦЕНКИ ЗА урок

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

использовать в общении правила вежливости


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС УМК «ПЕРСПЕКТИВА» 2017-2018 УЧ.ГОД

Слайд 2

Тема урока Средства информации и связи . Учебная задача: - знать средства связи ; - способы передачи информации; - правила пользования некоторыми из них.

Слайд 3

Стучать в барабан

Слайд 4

Звонить в колокол

Слайд 5

Трубить в рог

Слайд 6

Гонцы

Слайд 7

Почта

Слайд 8

Информация - обмен знаниями, сведениями, новостями. Средства связи – способы передачи информации на расстоянии.

Слайд 9

Телеграф Павел Львович Шиллинг Телеграф

Слайд 10

Телефоны 20 и 21 века.

Слайд 11

Радио Александр Степанович Попов Радиоприемник А.С.Попова Изобретателем радио считается Александр Степанович Попов , который создал первый радиоприемник. Первая передача информации по радио, прошедшая в конце 19 века, связала Петербургский университет и Химический институт. Они были на расстоянии 600 метров друг от друга, а связь была полностью беспроводной.

Слайд 12

Телевидение Телевизоры разных лет

Слайд 13

Интернет В 1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть. Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. В 2017 году на планете более 4 000 000 000 человек пользуются Интернетом. Всё население планеты Земля 7 500 000 000 человек.

Слайд 14

17 октября Средства информации и связи . Информация - Средства связи - обмен знаниями, сведениями, новостями. способы передачи информации на расстоянии.

Слайд 15

Запиши по памяти названия средств связи и информации, которые узнал на уроке. Сигнал, гонцы, ямщики, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, газета, журнал, Интернет.

Слайд 16

Учебная задача: - знать средства связи ; - способы передачи информации; - правила пользования некоторыми из них .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

Технологическая карта урока по математике "Время.Единица времени". 4 класс УМК "Перспектива"

.Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся об использовании новой величины «время» и новых единиц измерения времени.Задачи урока...

Технологическая карта урока математики "Умножение на трехзначное число" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Умножение на трехзначное число"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока:  закрепление умений учащихся умножать трехзначное число, закрепление умений решать текстовые задачи....

Технологическая карта урока математики на тему "Величины. Масса" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: Рефлексия Цель урока: формирование у учащихся способности к рефлексии контрольно-коррекционного типа и реализации коррекционной нормы.Задачи урока Дидактические:Знать понятия...

Технологическая карта урока математики на тему "Единицы счёта" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: познакомить детей с укрупненными единицами счёта .Задачи урока Дидактические:1.     Научить учащихся складыват...

Технологическая карта урока технологии "Бытовая техника. Изделие: Абажур", 4 класс (УМК "Перспектива")

Цель урока: знакомство учащихся с понятием «абажур», «витраж», с последовательностью выполнения витража-имитации; создание изделия «Абажур».Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока технологии "Бумага" Изделие: "Волшебные фигуры" (1 класс, УМК "Перспектива")

Тема урока: "Бумага" Изделие: "Волшебные фигуры"Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся навыков работы с бумагой, знаний о симметричном в...