Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Никифорова Ирина Петровна

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Никтфорова Ирина Петровна

Класс: 3

Предмет: Русский язык.

Тема: Омонимы.

Программа «Перспектива»,

 авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Тема

Омонимы.

Цель урока

Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся.

Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с текстом для учащихся.                        

Задачи урока

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, 

преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.                                                        

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов);

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений.  

Коммуникативные:

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для  работы.               Личностные:  проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Планируемый результат

 Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте

Основные понятия

Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы.

Межпредметные связи

Окружающий мир,  литературное чтение

 

Учебник Русский язык, часть1  авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина 

 . Рабочая тетрадь к учебнику,

Толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с упражнением.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.  Органи-зацион- ный момент.

Цель - активизация учащихся.

-Урок русского языка. Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи.

-Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

Словесный, мотивация учебной деятельности.

Настрой учащихся на работу на уроке.

Проговаривают правила общения:

- Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает.

II этап.

Минутка чистописания

Актуализация знаний.

Цель -

обобщить знания     о синонимах и антонимах

 Пп Пп Пп

- Запишите имена собственные, которые начинаются с буквы П (женское и мужское имя, город, река)

- Какие женские имена записали?

- Прочитайте мужские имена.

- Какие города на букву «П» вы знаете?

- Прочитайте название рек.

- К словам ПОЛЬЗА и ПРАВДА запишите антонимы.

- К слову ПИЩА подберите синонимы.

 

 

Повторение темы «Имя собственное»

 

Организация работы с словами,

с повторением  темы «Слова –антонимы,   слова-синонимы»

Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради.

Записывают образцы в тетрадь и имена собственные

Обсуждают ответы на вопросы.

Ученики     записывают слова  в тетради, подбирают синонимы и антонимы.

Польза – вред, правда – ложь.

Пища – еда, корм, харчи, яства.

III этап.

Изуче- ние нового матери- ала.

Цель- познако-

мить учащихся со

словами- омонимами.

- Как вы понимаете предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»?

- Какую картинку можно нарисовать?

- Как понимаете слово «БАНКА»?

-Какой словарь поможет нам узнать значение слова?

- Прочитайте, что вы узнали.

-Чем похожи эти слова? Чем различаются?

Тема сегодняшнего урока «Омонимы».

Прочитаем в учебнике правило на стр. 78.

ОМОНИМЫ (греч.) – «омос» - одинаковый, «онима» - имя.

- Упражнение № 125, с.78 (устно)

Знакомство с омонимами.  Отгадайте загадки.

Право, я – причёска – чудо!

Заплести меня не худо!

     На лугу с шипеньем острым

     Управляюсь с сенокосом.

           

           В воду я вдаюсь полоской –

          Узкой, серенькой и плоской.

Прочитайте стихотворение.

- Вот этой овсянки

Не хочется киске.

(Вот этой овсянки,

Которая в миске.)

- Какой же овсянки

Она захотела?

Не той ли,

Что мимо сейчас пролетела? (А. Шибаев)

-Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

         

- Упражнение № 126, с. 78

   Определить значение каждого из слов – омонимов в текстах.

- Рабочая тетрадь № 109, с.64

Продолжить предложения.

- Работа на карточках с самооценкой.

 В предложениях  найдите синонимы, антонимы, омонимы.

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Мягко стелет, да жестко спать.

Стояло жаркое лето. Дни были знойные.    

Лодырь и бездельник – им праздник  и понедельник.

Солнце на ели, а мы еще не ели.

Постановка проблемного вопроса.

Словесный, наглядный метод.

 

Словесный, наглядный метод.

Демонстрация картины    на экране.

Организует физкультминутку.

Фронтальная проверка.

Организует работу по прослушиванию ответов учащихся, чередуемую с работой в тетради.

Словесно рисуют картину к предложению.

Работают с толковым словарем и узнают значение слова «БАНКА»

Банка – сосуд, банка – подводная мель, банка – скамья для гребцов в лодке.

Пишут  предложение в тетради. Формулируют тему урока.

Учащиеся самостоятельно называют тему урока, читают в учебнике на стр. 78 сведения об омонимах в разделе «Узелки на память».

Называют значение слов «дождевик», «ноготки».

Учащиеся отгадывают загадки.

КОСА – вид причёски       -сельскохозяйственное орудие

- мыс, отмель

Учащиеся находят слова – омонимы.

ОВСЯНКА– птица

                      - каша

Самостоятельная

работа  учащихся.

ШАШКИ – настольная игра

- вид холодного оружия

СТАЛИ – глагол , синоним слова «начали»

ИЗ СТАЛИ – изделие из твердого ковкого  металла серебристого цвета

Находят значение слов в словаре, заполняют пропуски. (Кольца, козёл, груша)

Находят в предложениях нужные слова и подчеркивают их.

 На шкале оценивания отмечают уровень выполнения задания.

IV этап.

Итог урока. Рефлек- сия деятель-ности.

.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Игра  «Угадай слово»

Чтоб ванну нам воды набрать,

Его мы будем открывать.

Ну а на стройке од другой:

Большой, подъёмный и стальной. (Кран)

Он – ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишнёвый,

И даже детским он бывает,

Кто это слово отгадает? (Сад)

Есть омонимов немало:

Вот продукт, свиное сало.

Был в истории момент –

Звался тайный так агент.  (Шпик)

Расскажите по схеме.

Я                  Знал

                     Узнал

Домашнее задание.

- Правило, стр. 78,  раб. тет. упр.110 - 111

Используемые ресурсы:

Рабочая  тетрадь по русскому языку авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкиначасть1, Москва «Просвещение», 2014г.

Учебник Русский язык, часть1, авт.  Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Толковый словарь С.И.Ожегова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Учитель: Никифорова ирина петровна мбоу «Школа № 20» г.рязань

Слайд 2

Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка.

Слайд 3

Минутка чистописания Запишите имена собственные на букву П К словам ПОЛЬЗА и ПРАВДА запишите антонимы К слову ПИЩА подберите синонимы

Слайд 4

Полина, Прасковья, Пелагея, Павла Пётр, Павел, Пахом, Платон, Прохор Пенза, Псков, Пятигорск Пра , Проня , Павловка Польза – вред, правда – ложь Пища – еда, корм, харчи, яства

Слайд 5

Корабль остановился недалеко от банки.

Слайд 6

«БАНКА» СОСУД ПОДВОДНАЯ МЕЛЬ СКАМЬЯ ДЛЯ ГРЕБЦОВ В ЛОДКЕ

Слайд 7

Омонимы – это слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. ОМОНИМЫ (греч.) – « омос » – одинаковый, « онима » – имя.

Слайд 8

Упражнение 125, с.78

Слайд 9

Отгадай загадки Право, я – причёска чудо! Заплести меня не худо! На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской .

Слайд 10

- Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки, Которая в миске.) Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас пролетела? (А.Шибаев )

Слайд 12

Упражнение № 126, с.78 ШАШКИ Настольная игра Вид холодного оружия СТАЛИ Глагол, синоним слова «НАЧАЛИ» ИЗ СТАЛИ Изделие из твердого ковкого металла серебристого цвета

Слайд 13

Рабочая тетрадь упр.№109, с.64 Женские украшения Гимнастический снаряд кольца

Слайд 14

Найдите синонимы, антонимы, омонимы Корень учения горек, зато плод его сладок. Мягко стелет, да жестко спать. Стояло жаркое лето. Дни были знойные. Лодырь и бездельник – им праздник и понедельник. Солнце на ели, а мы ещё не ели.

Слайд 15

«Угадай слово» Есть омонимов немало: Вот продукт, свиное сало. Был в истории момент – Звался тайный так агент. ШПИК

Слайд 16

Я ЗНАЛ УЗНАЛ

Слайд 17

Домашнее задание Правило, с.78 Раб. тет . упр. 110- 111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет:  русский языкКласс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...

Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс

Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...