Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Арбузова Ирина Юрьевна

 Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.году. На предыдущих уроках ребята узнали, что слова, обозначающие предметы, признаки, числа, действия являются словами названиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арбузова Ирина Юрьевна                                                                                                                                                                                                            

                                              Технологическая карта урока «Местоименные слова»                                                                                                                   (УМК системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)                                                                                                Комментарий к предметному содержанию урока. В системе Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова дети, рассматривая большую группу слов с общим лексическим значением «указание на..», самостоятельно объясняют, почему такие указательные слова следует отнести к известным именным частям речи.                                                                                                     На предыдущих уроках ребята узнали, что слова, обозначающие  предметы, признаки, числа, действия  являются словами названиями.

Накануне этого урока мы всем классом несколько раз посещали городской музей и знакомились с бытом, языком местного населения – орочей. Ребята шили обереги, играли на бубнах, учились танцевальным движениям, пытались  научиться бесшумно  двигаться по лесной тропе, выслеживая зверя (фото прилагаются)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цель урока

Образовательная: постановка вопроса об отнесении местоименных слов к какой-либо части речи             развивающая: совершенствовать  умение конструировать систему частей речи на основании грамматического подхода                                                                                                                              

Технологии, методы, приемы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

Местоименные слова, местоимения

                                                                                                       

                                                                                                   Планируемый результат

Предметный

Учебно-языковые умения:

- определять грамматические особенности частей речи и их общее грамматическое значение;

-определять место части речи в системе частей речи

Речевые умения:

-строить высказывания в научном стиле

Личностный

-осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв

Метапредметный

-принимать и осознавать учебную задачу; осуществлять контроль и оценку выполняемых действий

-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогичесокй формой речью

                                                       

                                                        Организация пространства

                                   Формы работы

                               Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Групповая работа

Индивидуальная работа

Учебник: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова «Русский язык», 4 класс (ч.1)

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска. документ- камера

                                                                                                                             

                                                                                                                       Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения:

предметные, УУД

Оформление

Доски.

наглядность

               Деятельность учителя

Деятельность  учеников

I.Организа-ционный

УУД:-умение мобилизоваться для работы

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

II. Создание ситуации успеха

Предметные:

-выделять общее грамматическое значение слов у различных частей речи; умение задавать вопросы к ним

УУД:

-контролировать и оценивать результаты работы; (р)

-анализировать, обобщать(п)

-уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли(к)

             Части речи

         Имена                           Глаголы

Существительные

                          Прилагательные

                                    Числительные

-Ребята, какие части речи вы уже знаете?

- На какие группы их можно разделить?

- Приведите, пожалуйста, примеры

- Изобразите схему на доске

- Что называют слова этих частей речи?

- Молодцы, ребята. Хорошо разбираетесь в частях речи своего родного языка.

- А какой праздник отмечался 21 февраля?

- Как понимаете: родной язык?

- Как он называется?

- Со словами какого языка мы ознакомились на празднике родного языка в музее?

-им.сущ, им. прил., им. числ., глагол  

-  имена, глаголы

-  называют слова

 

- дети рисуют схему (см.раздел Оформ. доски)

- предметы, признаки, числа, действия, т.е.  являются словами названиями  

-   День родного языка.

- Тот язык, на котором мы общаемся.

-русский язык  

- язык орочей          

III.Создание ситуации затруднения (разрыв)

Предметные:

-выделять общее грамматическое значение слов у различных частей речи; умение задавать вопросы к ним

УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: определять границы знания/незнания

На доске появляются эти слова:

Джунги – острога – имя сущ.          Отонго – оморочка – имя сущ.          Хаджя – ножницы – имя сущ.               Укса – береста – имя сущ.                    Дусэ – тигр – имя сущ.                                Унту – бубен – имя сущ.                             Гису- палочка для барабана – имя сущ.                                                                        Наму гасани – чайка – имя сущ.         Сучкта – камусные лыжи – им. сущ. +

им. прил.                                                         Байчи – охота, охотиться- сущ. или гл.

Брусника – вечнозеленое растение. Она покрыта мелкими блестящими листьями.

Листья  у брусники  жесткие.                                Такие листья не боятся зимней стужи и летней жары.

Листья брусники  живут три или четыре  года. Столько же лет продержится на растении новая листва.                 

- Давайте вспомним их и определим какими частями речи они являются

-  Умнички, хорошо запомнили слова языка орочей. А чем занимаются орочи?

- Чем интересно слово: ДИКОРОСОВ?

- Приведите примеры слов с интерфиксами о или е

- Какие дикоросы вы знаете? -Сейчас мы с вами  прочитаем высказывания и познакомимся      с одним дикоросом –брусникой. В этом тексте вам встретятся все знакомые части речи.       - Определите тип текста-          -Запишите три пары высказываний. В них есть не только слова – названия, но и указательные слова, которые не называют, например, предмет, а указывают на него. Найдите их и определите части речи (работа в парах)     -- Проверка.                                       - Какое указательное слово есть в первой паре высказываний? Почему вы считаете, что это указательное слово? На что оно указывает?                                  - Какое указательное слово есть во втором высказывании? Понятно ли, о каком признаке листьев брусники идет речь во втором высказывании этой пары? Какое слово помогло вам понять это? Так на что указывает слово ТАКИЕ?                                                   - Какое указательное слово есть в третьей паре  высказываний? Вы поняли сколько  лет проживет новая листва брусники? Благодаря какому слову? На что оно указывает?                                   - Определите, какой частью речи являются эти слова

- Почему не можем определить части речи?

                                                             

- дети называют слова по памяти

- охота, рыбалка, сбор дикоросов

- сложное слово, интерфикс – о

- дети приводят свои примеры

- грибы, ягоды

-дети читают текст и находят все знакомые части речи

-описание

-дети списывают текст и находят указательные слова: она, такие, столько (определить части речи не могут)

-она.  

На бруснику.  (предмет) Брусника – она

-такие

Жёсткие - такие      ( на признак)

- столько

Четыре года – столько  (на количество)

- Дети не могут этого сделать, т.к. понимают, что по общему грамматическому признаку каждое слово относится к:  1- им. сущ,  2-им. прил, 3- им. числит., но таковыми не являются.                        

- Дети высказывают свое мнение. Например: «Не хватает знаний. Мы чего – то не знаем о таких словах»                                                          

IV.Осознание учебной задачи, её решение

Предметные:

-выделять общее грамматическое значение слов у различных частей речи; умение задавать вопросы к ним

УУД:

-высказывать свое предположение на основе учебного материала; анализировать с целью выделения существенных признаков; делать умозаключения

- Давайте вспомним,  на что указывали эти слова

- А к какой группе частей речи мы их относим?                                    - Попробуйте объяснить, почему в грамматике указательные слова называют местоименными словами или местоимениями. 

- Вместо какой части речи употреблено каждое из названных вами указательных

слов?

- Как вы думает, являются ли местоименные слова особой частью  речи?

- на предмет, признак, число - к именам

- Предметы, признаки, числа – это имена. Значит, указательные слова можно назвать  словами, употребленными вместо имени, значит, МЕСТОИМЕНИЯМИ или МЕСТОИМЕННЫМИ СЛОВАМИ.                    

-   В русском языке местоименные слова употребляются вместо им.существительных., им. прилагательных, им. числителельных    

-  дети высказывают свои предположения

                                                                                                                                                    

V.Моделирование, продолжение поиска в решении учебной задачи

Предметные:

- фиксировать  отнесение  местоименных  прилагательных  к прилагательным на основе одинакового общего грамматического значения

УУД:

- моделировать выделенные свойства; анализировать с целью выделения существенных признаков, устанавливать причинно – следственные связи, делать умозаключения (п)

лист такой – м.р., ед.ч., Им.п.                                            листва такая – ж.р., ед.ч., Им.п.                                      листвы такой – ж.р., ед.ч., Р.п.                                         

                            П        

                                                      «приз.пр»

такие               Р                                      

                           

                            Ч                          прилаг.                                                                                                  

-   Начнем отвечать на этот вопрос с местоимений, которые заменяют имена прилагательные. Постройте грамматическую модель слова ТАКИЕ. С каким словом в высказывании оно связано?

-  Что произойдет со словом ТАКИЕ, если его связать со словами лист, листва, листвы давайте понаблюдаем               

- А теперь, друзья, давайте составим грамматическую модель местоименных слов, отнесенных к прилагат -ым

- Проверим результаты вашей работы. Что заметили?

- Как же назовем мы слова, с которыми работали, опираясь на модель?

- листья

- у доски работают дети, остальные работают в тетрадях

-Разбиваются на группы, распределяют роли в группе, составляют модель. Выбранный ученик выходит к доске, демонстрирует работу группы и защищает эту  её. Дети обсуждают  работу, выбирают наиболее удачную модель. Фиксируют её на доске.

-Местоименные прилагательные

VI.Д/задание

УУД:

-работать по модели, инструкции (р)

-с.31 Упр.№147.

-Работая с текстом, найдите слова, которые являются местоименными прилагательными. Подумайте, можно ли допустить ошибки при их нахождении. Как их избежать?                     

Записывают домашнее задание

VII.Рефлексия

Предметные:

-объяснять особенности местоименных прилагательных

УУД:

- оценивать свои достижения (л):

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  - Чудесные, малец, они, этот, смешной, ту заметку,  русский,  тот гриб.

- Что удивило вас на уроке? Сможете ли вы объяснить, почему некоторые слова мы относим к местоименным прилагательным?

- Из предложенных слов найдите именные прилагательные.

-  Молодцы! У вас все получилось? Что нового вы бы хотели узнать на следующем уроке?

Спасибо за урок. Оценивание.

- Отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

-Работают по карточкам в парах с последующей проверкой у доски

(этот, ту, тот)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...