Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Ягудина Нажия Гафуановна

    Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»

    Тип урока: отработки умений и рефлексии

    УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

    Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

    Деятельностная цель: формирование у учащихся  способностей к  рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)

    Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: русский язык

    Класс: 3В      Учитель: Ягудина Н.Г.

    Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»

    Тип урока: отработки умений и рефлексии

    УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

    Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

    Деятельностная цель: формирование у учащихся  способностей к  рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)

    Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

             

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1. Мотивация (самоопределение)  к коррекционной  деятельности

    Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

    Число.Классная работа.

    В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза  - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

    -Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.

    Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

    (слайд 1)

    Самоопределение, смыслообразование (Л)

    Целеполагание (П)

    II. Актуализация и пробное учебное действие

    Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в  собственной деятельности

    Итак, вперед – время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет.

             1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет. (слайд 2)

     -Посмотрите на экран.

     -Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов?

     -Можете вы сразу решить какую букву надо писать?

    - Какие звуки слышим?  Какие буквы напишем? (слайд 3)

     -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. (слайд 4)

             2. Ориентируясь на первое задание,  можете ли вы определить тему.

     («Повторение фонетики и состава слова») (слайд 5)

       Урок закрепления даст нам понять,

        Что мы умеем и что должны знать.

             3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о  составе слова?  Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

    (1. Вспомним и закрепим знания о фонетике;

    2.  Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции;

    3. Обобщим знания о частях слова;

    4. Будем развивать орфографическую зоркость

    5. Развивать память и внимание.)

           

            4. У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.

    Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. 

    Аргументированно объясняют постановку той или иной буквы.

    ( Надо знать место  орфограммы в слове и правила проверки)

    Определяют тему урока.

    Составляют план работы на уроке.

    Настраиваются на серьезную работу

    Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

    Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

    Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    Планирование учебного сотрудничества (К)

    III. Локализация индивидуальных затруднений

    Цель этапа: осознание места и причин собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

             4.Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить  письменную работа – . Обратим свои взоры снова на экран.

    -На 1-ой строчке запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет,

    выделите часть слова со вставленной буквой.

             

        5. А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь.

                Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание:

    Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

    (1.заварной - прил.,    2.самолет - сложное слово,     3.новинки – мн.ч.)

    Опорный текст. Индивидуальная работа.

    Задание на развитие внимания, памяти.

    Взаимопроверка в парах.

    Самооценка в листах контроля.

    Работа в группе.

    1 ряд -1группа, 2 ряд -2 гр.,

    3 ряд-3гр.)

    Отвечает –один.

    Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

    Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

    IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

    Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

           7. Закрепление знаний о фонетике  (слайд 6)

    -1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10)  А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э)

    -2.группа: Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)

    -3группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие?

     (я-йа, ю-йу…)

    -1 группа: Когда эти буквы обозначают два звука?

    -2 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)

    -3 группа: Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные)

    - Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе.

    Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской

    Работа в группах

    (разделить вопросы для групп)

    Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    V. Реализация построенного проекта

    Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

           6.  Откройте учебник с.87 упр. 4.   Прочитайте стихотворение.

     - Кто главные герой этого стихотворения?  А как вы думаете, почему ?        

       

                - А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха, прочитаем  и ответим на вопросы:

    - Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет)

    - Подберите однокоренные слова к слову – орешки– (орех орешник)

              7. Выполните фонетический разбор слов:

                   I вар. – орех

    На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения. воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это.   (Карточка - помощница

    1. Запиши слово.

     2.Запиши транскрипцию слова.

     3.Укажи количество букв.

    4.Укажи количество звуков.

    5.Проведи отдельно разбор каждого звука.)     

               8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике.                                                  

                                                    Звуки                                           (слайд 9)

                    гласные                                         согласные        

    ударные   безударные    звонкие          глухие      мягкие        твёрдые

                                                                                      (щчй)            (жшц)

                                        парные   непарные    

                                     (бвгджз)   (лмнрй)                                                                                                                     п                                                               парные  непарные

                                                                    (пфктшс)    (чщцх)

            9. Физминутка (слайд 10)

    -А теперь немножко разомнемся. Я называю слова. Если первый звук в этом слове мягкий-вы приседаете,если твердый-хлопаете,если он гласный-топаете.

    МЯСО,МАК,АИСТ,ТОРТ,ОЛЯ,ПЕЧКА,ЙЭЛЬ,КОТ,ЙАМА

    Слайд 7 -

    Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. 

    Карточка - помощница

    (для слабоуспевающих)

    (слайд 8) - проверка

    Составление кластера

    Слайд (музыкальный)

    Оценивание усваемого содержания (Л)

    Контроль, коррекция, оценка )

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    Контроль, коррекция, оценка )

    Использование знако-символических средств; выполнение логических операций (П)

    VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

    Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

                        10. Закрепление знаний о составе слова

      -А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова, предложения, тексты)

    -Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз.    (слайд 11)

    « Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса».

    -Так что это за слово?   (лес)

    Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и  запишите через запятую это  слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте.  1. Лес, в лесу, о лесе, леса.    

    -Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова)

    Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

    Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (слайд 13)

           11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека?

     Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев)

    А давайте мы прямо сейчас  посадим дерево, но, конечно, же дерево мы посадим  необычное  – словообразовательное.

    - Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

     (Корень, ствол, ветви, листья)

    -А какая часть самая главная? ( Корень)

    На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень   -уч- .

    Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

    - Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

    - Почему вас так называют? (т.к. учимся)

    - Как называют того человека, который учит? (учитель)

    - Вспомните  пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

    Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

    2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

    - Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют?

    (У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению)

    - Что такое корень?

    Корень – это общая часть однокоренных слов.  

    Вот какое красивое необычное дерево выросло.

            12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем -  приставочник.

    -Как вы думаете, почему?

    На лепестках – приставки.

    Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.

    Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

    3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший,  подучить.

    Что такое приставка? Для чего она служит?

    Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

          13. Пора выходить нам из леса. Но на пути -  речка. А мостик через нее сломан.

      На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.

     -Полученные слова запишите на четвертой строке.

    гнездо                                       ёнок                                      

    сова                                          ышк                                          

    ветер                                           к                                            

    береза                                       ок                                                

    коза                                          ик                                        

    мост                                        очк                                    

    4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

    Вот и мостик!  

    Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

    Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    Фронтальная работа: индивидуальные ответы  на вопрос. 

    (слайд 12)

    Индивидуальная письменная  работа.

    Взаимопроверка.

    Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. 

    (Слайд 14)

    (слайд 15)

    Проверка по слайду

    Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод

    (Слайд16)

    (Слайд17)

    Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.

    Вывод

    (Слайд19)

    Индивидуальная письменная  работа.

    Взаимопроверка.

    Индивидуальная письменная  работа

    (Слайд 20) Обсуждение типовых затруднений

     (если возникли)

    Вывод

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    Учит выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р)

    Участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи (К)

    Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П)

    Соблюдение основных норм устной и письменной речи (К)

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и  создание  ситуации успеха

         14. Посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

    (Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)

    Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу)

    -Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).

    -Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах.

    -Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам:

    1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок)

    2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз)

    3) приставка, корень, суффикс, окончание  (пролесок, перелесок)

         

                15. Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно)

    Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.

    Работа в группах

    Решение задач творческого уровня.

    Индивидуальная устная работа

    Познавательные действия:  действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.

    Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

    VIII. Включение в систему знаний и повторения.

    Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения,  повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

          16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус»

    -На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-».

    Если утверждение верное - «+», если неверное- «-»

    1. Приставка – это часть слова (+)

    2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-)

    3. Суффикс в слове  стоит перед корнем (-)

    4. Суффикс  служит для образования новых слов (+)

    5. Корень  - это главная часть слова (+)

    6. Основа слова – это часть слова без приставки (-)

        Проверка по образцу.

    Самооценка

    Правильный ответ:

     + - - + + -

    Решение орфографических задач (П) 

    IX. Рефлексия учебной  деятельности на уроке

    Цель этапа:  осознание  учащимися метода  преодоления затруднений  и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

           17.  Быстро время пролетело и идёт к концу урок.

                 Так давайте без задержки подведём всему итог.

    Оцените свою работу на уроке. Работу класса

    а) Удалось решить поставленные задачи?

    - Каким способом?

    - Какие получили результаты?

    - Где можно применить знания?

    б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 –оставьте – желтый стикер, остальные -  уберите.

    Если больше значков «v» в графе 2 –оставьте – зеленый стикер, остальные -  уберите.

     Если больше значков «v» в графе 3 –оставьте – красный стикер, остальные -  уберите.

    Красный цвет – цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер – «4». Ну, а если у вас желтый цвет, –повторите дома пройденные темы.

    Домашнее задание (по выбору)

    С 89 упражнение 2

    Анализируют работу на уроке через самооценку

    Записывают домашнее задание

    Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка в 3 классе "Повторяем фонетику и состав слова"

    Урок русского языка в 3 классе по системе «Начальная школа XXI века» разработан с учётом ФГОС. На данном уроке закрепления и совершенствования знаний используется словесный метод, метод поиска д...

    Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

    Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

    Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

    Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

    Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

    Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема:"Суффикс как часть слова."

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Тема урока:"Суффикс как часть слова"....