Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ягудина Нажия Гафуановна

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»

Тип урока: отработки умений и рефлексии

УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

Деятельностная цель: формирование у учащихся  способностей к  рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3В      Учитель: Ягудина Н.Г.

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»

Тип урока: отработки умений и рефлексии

УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

Образовательная цель: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

Деятельностная цель: формирование у учащихся  способностей к  рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

         

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение)  к коррекционной  деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Число.Классная работа.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза  - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

-Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

(слайд 1)

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

II. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в  собственной деятельности

Итак, вперед – время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет.

         1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет. (слайд 2)

 -Посмотрите на экран.

 -Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов?

 -Можете вы сразу решить какую букву надо писать?

- Какие звуки слышим?  Какие буквы напишем? (слайд 3)

 -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. (слайд 4)

         2. Ориентируясь на первое задание,  можете ли вы определить тему.

 («Повторение фонетики и состава слова») (слайд 5)

   Урок закрепления даст нам понять,

    Что мы умеем и что должны знать.

         3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о  составе слова?  Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

(1. Вспомним и закрепим знания о фонетике;

2.  Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции;

3. Обобщим знания о частях слова;

4. Будем развивать орфографическую зоркость

5. Развивать память и внимание.)

       

        4. У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.

Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. 

Аргументированно объясняют постановку той или иной буквы.

( Надо знать место  орфограммы в слове и правила проверки)

Определяют тему урока.

Составляют план работы на уроке.

Настраиваются на серьезную работу

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Планирование учебного сотрудничества (К)

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель этапа: осознание места и причин собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

         4.Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить  письменную работа – . Обратим свои взоры снова на экран.

-На 1-ой строчке запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет,

выделите часть слова со вставленной буквой.

         

    5. А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь.

            Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание:

Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(1.заварной - прил.,    2.самолет - сложное слово,     3.новинки – мн.ч.)

Опорный текст. Индивидуальная работа.

Задание на развитие внимания, памяти.

Взаимопроверка в парах.

Самооценка в листах контроля.

Работа в группе.

1 ряд -1группа, 2 ряд -2 гр.,

3 ряд-3гр.)

Отвечает –один.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

       7. Закрепление знаний о фонетике  (слайд 6)

-1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10)  А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э)

-2.группа: Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)

-3группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие?

 (я-йа, ю-йу…)

-1 группа: Когда эти буквы обозначают два звука?

-2 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)

-3 группа: Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные)

- Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе.

Ответы на вопросы, работа с интерактивной доской

Работа в группах

(разделить вопросы для групп)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

       6.  Откройте учебник с.87 упр. 4.   Прочитайте стихотворение.

 - Кто главные герой этого стихотворения?  А как вы думаете, почему ?        

   

            - А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха, прочитаем  и ответим на вопросы:

- Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет)

- Подберите однокоренные слова к слову – орешки– (орех орешник)

          7. Выполните фонетический разбор слов:

               I вар. – орех

На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения. воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это.   (Карточка - помощница

1. Запиши слово.

 2.Запиши транскрипцию слова.

 3.Укажи количество букв.

4.Укажи количество звуков.

5.Проведи отдельно разбор каждого звука.)     

           8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике.                                                  

                                                Звуки                                           (слайд 9)

                гласные                                         согласные        

ударные   безударные    звонкие          глухие      мягкие        твёрдые

                                                                                  (щчй)            (жшц)

                                    парные   непарные    

                                 (бвгджз)   (лмнрй)                                                                                                                     п                                                               парные  непарные

                                                                (пфктшс)    (чщцх)

        9. Физминутка (слайд 10)

-А теперь немножко разомнемся. Я называю слова. Если первый звук в этом слове мягкий-вы приседаете,если твердый-хлопаете,если он гласный-топаете.

МЯСО,МАК,АИСТ,ТОРТ,ОЛЯ,ПЕЧКА,ЙЭЛЬ,КОТ,ЙАМА

Слайд 7 -

Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. 

Карточка - помощница

(для слабоуспевающих)

(слайд 8) - проверка

Составление кластера

Слайд (музыкальный)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка )

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка )

Использование знако-символических средств; выполнение логических операций (П)

VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

                    10. Закрепление знаний о составе слова

  -А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова, предложения, тексты)

-Да, слова объединяются в предложения, предложения – в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз.    (слайд 11)

« Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса».

-Так что это за слово?   (лес)

Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и  запишите через запятую это  слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте.  1. Лес, в лесу, о лесе, леса.    

-Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова)

Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (слайд 13)

       11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека?

 Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев)

А давайте мы прямо сейчас  посадим дерево, но, конечно, же дерево мы посадим  необычное  – словообразовательное.

- Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

 (Корень, ствол, ветви, листья)

-А какая часть самая главная? ( Корень)

На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень   -уч- .

Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

- Вспомните  пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

- Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют?

(У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению)

- Что такое корень?

Корень – это общая часть однокоренных слов.  

Вот какое красивое необычное дерево выросло.

        12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем -  приставочник.

-Как вы думаете, почему?

На лепестках – приставки.

Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.

Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший,  подучить.

Что такое приставка? Для чего она служит?

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

      13. Пора выходить нам из леса. Но на пути -  речка. А мостик через нее сломан.

  На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.

 -Полученные слова запишите на четвертой строке.

гнездо                                       ёнок                                      

сова                                          ышк                                          

ветер                                           к                                            

береза                                       ок                                                

коза                                          ик                                        

мост                                        очк                                    

4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.

Вот и мостик!  

Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Фронтальная работа: индивидуальные ответы  на вопрос. 

(слайд 12)

Индивидуальная письменная  работа.

Взаимопроверка.

Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. 

(Слайд 14)

(слайд 15)

Проверка по слайду

Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос. Вывод

(Слайд16)

(Слайд17)

Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.

Вывод

(Слайд19)

Индивидуальная письменная  работа.

Взаимопроверка.

Индивидуальная письменная  работа

(Слайд 20) Обсуждение типовых затруднений

 (если возникли)

Вывод

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Учит выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Р)

Участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи (К)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (П)

Соблюдение основных норм устной и письменной речи (К)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и  создание  ситуации успеха

     14. Посмотрите на пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

(Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)

Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу)

-Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).

-Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах.

-Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам:

1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок)

2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз)

3) приставка, корень, суффикс, окончание  (пролесок, перелесок)

     

            15. Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно)

Фронтальная работа: ребята отвечают на вопрос.

Работа в группах

Решение задач творческого уровня.

Индивидуальная устная работа

Познавательные действия:  действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения,  повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

      16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус»

-На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-».

Если утверждение верное - «+», если неверное- «-»

1. Приставка – это часть слова (+)

2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-)

3. Суффикс в слове  стоит перед корнем (-)

4. Суффикс  служит для образования новых слов (+)

5. Корень  - это главная часть слова (+)

6. Основа слова – это часть слова без приставки (-)

    Проверка по образцу.

Самооценка

Правильный ответ:

 + - - + + -

Решение орфографических задач (П) 

IX. Рефлексия учебной  деятельности на уроке

Цель этапа:  осознание  учащимися метода  преодоления затруднений  и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

       17.  Быстро время пролетело и идёт к концу урок.

             Так давайте без задержки подведём всему итог.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса

а) Удалось решить поставленные задачи?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить знания?

б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 –оставьте – желтый стикер, остальные -  уберите.

Если больше значков «v» в графе 2 –оставьте – зеленый стикер, остальные -  уберите.

 Если больше значков «v» в графе 3 –оставьте – красный стикер, остальные -  уберите.

Красный цвет – цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер – «4». Ну, а если у вас желтый цвет, –повторите дома пройденные темы.

Домашнее задание (по выбору)

С 89 упражнение 2

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)