Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (3-4 классы) 2012
рабочая программа по информатике (3 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (3-4 классы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (3-4 классы) составлена на основе Информационного письма Министерства образования Российской Федерации от 26.04.2004 г. № 14-51 - 105/13 «Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.., также программы «Информатика в играх и задачах» авторского коллектива Горячева А.В.. Гориной К.И. и Суворовой Н.И., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности либо связаны с развитием информационных технологий, либо активно их используют. В каком же возрасте следует начинать изучение информатики и какие именно разделы этой широчайшей предметной области нужно осваивать в первую очередь, чтобы в конечном итоге добиться того уверенного владения средствами информационных технологий, которое повышает ценность практически любого специалиста?

Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. К тому же качество результата при использовании компьютера для создания документов, графических изображений, мультимедийной продукции определяется не только и не столько знаниями и навыками из области информатики, сколько другими специальными знаниями. Например, качество текстов, создаваемых на компьютере, главным образом зависит от литературных способностей человека, знания языка и т.п.

Напротив, попытки применения компьютера для решения более сложных задач связаны с использованием логически нетривиальных компьютерных средств - таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, и требуют специальных знаний и умений из области информатики. Кроме того, особой проблемой на этом уровне использования компьютера может стать адекватная оценка человеком возможностей автоматизации и информатизации своей деятельности и постановка корректной задачи перед специалистами в области информационных технологий.

Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика» на 1 ступени обучения (3-4 классы).

Поскольку эти умения являются также и общими учебными, то практика показывает, что при изучении данного курса учащиеся лучше успевают и по другим дисциплинам.

С другой стороны, эти умения относятся к понятию «логическое мышление». Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определнные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Умение наживать на клавиши клавиатуры может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.

Цель курса - формирование общеучебных умений и общекультурных навыков работы с информацией, в частности, с использованием компьютера. Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно- информационного языка:

  •  применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  •  алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  •  системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

 Задачи:

  1. Развивать у учащихся устойчивые навыки решения задач с применением различных подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка;
  2. Расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;
  3. Развивать навыки решения логических задач;
  4. Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  5. Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  6. Дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Программа курса рассчитана на 68 часа  в 3 классе, поскольку на изучение курса в начальной школе отводится 2 час в неделю.

Содержание программы

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» ( 16 часов)

Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами

 

Знать:

  • о пошаговом плане действий (алгоритме);
  • о наглядной записи  алгоритма на схеме;
  • о вложенности алгоритмов;
  • об алгоритмах с ветвлениями и циклами.

Уметь:

  • составлять и выполнять линейные алгоритмы;
  • составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
  • находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Раздел 2 «Свойства объекта» ( 16 часов)

Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие и особенные  свойства объектов группы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

Знать:

  • об общих и единичных именах объектов;
  • об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц.

Уметь:

  • описывать свойства (состав и действия)  объектов;
  • выделять и описывать общие свойства группы (класса)объекетов;
  • выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;
  • описывать признаки и действия  составных частей.

Раздел 3 «Множество» ( 20 часов)

Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие

множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

Граф. Вершины и ребра графа. Граф с неправильными ребрами

Знать:

  • о множестве, элементах множества;
  • о подмножестве, объединении и пересечении множеств;
  • об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
  •  о графах, в том числе о графах с направленными рёбрами.

Уметь:

  • определять  принадлежность элементов  множеству и его подмножеству (подмножествам);
  • определять число элементов множества;
  • определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
  • определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);
  • определять истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
  • изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.

Раздел 4    «Аналогия. Выигрышная стратегия» ( 16 часов)

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.

Знать:

  • понятие аналогия и аналогичный
  • представление о закономерности расположения объектов в таблице

Уметь:

  • находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;
  • находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;
  • придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками»
  • формулировать и использовать стратегию выигрыша.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
  • находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
  • находить закономерности  и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
  • соблюдать закономерность, аналогичную заданной;
  • формировать и применять выигрышную стратегию.

тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

уроки

лабораторно-практические работы

контроль-ные работы

1

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов»

16

16

2

Раздел 2 «Свойства объекта»

16

16

1

3

Раздел 3 «Множество»

20

20

1

4

Раздел 4  «Аналогия. Выигрышная стратегия»

16

16

1

Всего:

68

68

3

Планируемые результаты освоения программы

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании информационного компонента общеучебных умений и навыков.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;
  • определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  • осуществлять    поиск    информации    в    словарях,    справочниках,    энциклопедиях, библиотеках;
  • анализировать полученные из наблюдений сведения;
  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
  • с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  • объединять предметы по общему признаку;
  • различать целое и части;
  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  • создавать  свои  источники  информации -  информационные  объекты  (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  • организовать информацию тематически,     упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  • использовать информацию для принятия решений;
  • использовать информацию для построения умозаключения;
  • понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.

Кроме того, в результате практической работы за ПК учащиеся научатся:

  • работать  с  наглядно  представленными     на экране  информационными  объектами применяя мышь и клавиатуру;
  • вводить текст с помощью клавиатуры;
  • создавать   и   преобразовать   информацию,   представленную   в   виде  текста,   таблиц графики, звука;
  • производить поиск по заданному условию;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Индивидуальная проектная  работа в среде графического или текстового редактора произвольные темы позволит проверить сформированные умения:

  • структурировать информацию на ограниченном пространстве экрана монитора;
  • размещать готовый графический объект и производить его описание;
  • сохранять свою работу на каком-либо информационном носителе;
  • получать твердую копию с помощью принтера.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

 Формы контроля ЗУН (ов): наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа.

список литературы

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2011.
  2. Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2011.


Материально – техническое обеспечение

  1. Принтер.
  2. Акустическая система.
  3. Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого);  рабочее место учителя.
  4. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.
  5. Программное обеспечение: ОС Windows 'ХР со всеми стандартными приложениями; пакет Microsoft Office, клавиатурные тренажеры.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И..

         Тема урока

§
учеб-
ника

Кол-во  часов

Дата
проведения

Основные понятия и термины

Педагоги-
ческая  технология

Использование ИКТ

План

факт

I четверть

Раздел 1 «Вложенность алгоритмов»

8

1

Алгоритм

Инструкция по технике безопасности. Человек и компьютер.

2

Объект изучения науки информатики. Области применения       компьютера. Понятия      «алгоритм»,       «команда      алгоритма». Последовательность команд в алгоритме. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция по эксплуатации электронно-вычислительных машин. Объект изучения науки информатики. Области применения       компьютера.

Технология организац самостоятельной работы

CD «Кирилл и Мефодий»

2

Схема алгоритма

2

Схема алгоритма. Условные обозначения в алгоритме. Составление алгоритма.

Информационно-коммуникац технологии

CD «Кирилл и Мефодий»

3

Ветвление в алгоритме

2

Условие в алгоритме. Стрелки «да» или «нет» в алгоритме. Ветвление в алгоритме. Выполнение алгоритмов с ветвлениями.

Информационно-коммуни
кац   технол

CD «Кирилл и Мефодий»

4

Цикл в алгоритме

2

Вопросы с ответами «да» или «нет». Повтор выполнения шагов - цикл в алгоритме.

Технология организац самостоятельной работы

CD «Кирилл и Мефодий»

5

Алгоритмы с ветвлениями и

циклами

2

Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме.

Информационно-коммуни
кац   технол

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

6

Повторение по теме «Алгоритмы».

2

Параметры. Поиск исходного положения по алгоритму и результату. Ветвления. Циклы.

Информационно-коммуни
кац   технол

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

7-

8

Повторение   по теме «Алгоритмы».

Повторение по теме «Алгоритмы».

2

2

Технология организац. самостоятельной работы

II четверть

Раздел 2 «Свойства объекта»

8

9

Состав и действия объекта

2

Описание объекта. Таблица «Состав - дейсвия».Сравнение состава и действия объектов (загадки).

Технология проблемно-развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

10

Группа объектов. Общее название

2

Игры «Назови одним словом» или «Назови предметы группы». Определение объектов в группы. Общее название групп объектов.

Информационно-комму никац техн

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

11

Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы

2

Общее в составе и действиях группы объектов. Особенное в составе и действиях подгруппы.

Информационно-комму никац техн

CD «Кирилл и Мефодий»

12

Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.

2

Имена предметов и существ. Обозначение предметов. Общие имена предметов. Единичное имя предмета. Описание отдельных предметов в группе.

Технология организац самостоятельной работы

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

13

Подготовка к контрольной работе

2

Повторение содержания раздела.

Технология проблемно-развивающ обучения

14

Контрольная работа№2 по теме «Объекты».

2

Технология организац. самостоят работы

15

Разбор контрольной работы

2

Анализ результатов контрольной работы.

Технология проблемно-развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

16

Повторение содержания раздела «Свойства объекта».

2

Повторение содержания раздела.

Информационно-комму никац техн

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

III четверть

Раздел 3 «Множество»

10

17

Множество. Число элементов множества. Подмножество

2

Нахождение ответов на вопросы «Почему?» и «Как понять?». Множество. Элемент множества. Число элементов множества. Подмножество.

Технология проблемно-развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

18

Элементы, не принадлежащие множеству.

Пересечение множеств.

2

Множества и отрицание. Слово «НЕ». Игра «Что на пересечении?».

Технология проблемно-развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

19

Пересечение и объединение множеств

2

Пересечение и объединение двух множеств. Слова «НЕ» и «ИЛИ».

Технология проблемно-развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

20

Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»).

2

Высказывание. Истинность высказывания. Истинность высказывания со словом «НЕ».

Технология развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

21

Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»

2

Истинность высказываний со словом «И». Истинность высказываний со словом «ИЛИ».

Информационно-комму никац техн

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

22

Граф. Вершины и ребра графа.

2

Граф. Вершины графа. Ребра графа.

Информационно-комму никац техн

23

Граф с неправильными ребрами

2

Ориентированный граф. Ребра - стрелки.

Информационно-комму никац техн

CD «Кирилл и Мефодий»

24

Подготовка к контрольной работе

2

Взаимное расположение множеств. Слова «И», «ИЛИ», «НЕ». Графы. Цепочки утверждений. Графы для утверждений.

Технология интегрированного обучен

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

25

Контрольная работа №3 по теме «Множества».

2

Технология организац. самостоят работы

26

Разбор контрольной работы

2

Анализ результатов контрольной работы.

Технология интегрированного обучен

IV четверть

Раздел 4    «Аналогия. Выигрышная стратегия»

8

27

Аналогия

2

Игра «Что общего?». Использование аналогии. Мышление по аналогии.

Информационно-комму никац техн

Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004

28

Закономерность

2

Закономерность расположения объектов в цепочке и в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке. Другие закономерности.

Информационно-комму никац техн

29

Аналогичная закономерность

2

Такое же или похожее правило. Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность.

Технология развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

30

Аналогичная закономерность

2

Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность.

Технология развивающ обучения

31

Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 по теме «Аналогия».

2

. Повторение содержания раздела«Аналогия. Выигрышная стратегия» .

Технология развивающ обучения

CD «Кирилл и Мефодий»

33

Выигрышная стратегия

2

Анализ результатов контрольной работы. Стратегия. Выигрышная стратегия - «Секрет выигрыша».

Технология организац самостоятельной работы

34

резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование  для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). Образовательн...

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).Образовательная сис...

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов

Составлена на основе Примерной программы начального общего образования «Информатика и ИКТ: программа курса (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы курса «Информатик...

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (2 классы) 2014

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения...