Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (3-4 классы) 2012
рабочая программа по информатике (3 класс)
Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (3-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (3-4 классы) составлена на основе Информационного письма Министерства образования Российской Федерации от 26.04.2004 г. № 14-51 - 105/13 «Об организации обучения информатике в 3-м классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»; Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.., также программы «Информатика в играх и задачах» авторского коллектива Горячева А.В.. Гориной К.И. и Суворовой Н.И., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Многие современные специалисты в самых разных областях деятельности либо связаны с развитием информационных технологий, либо активно их используют. В каком же возрасте следует начинать изучение информатики и какие именно разделы этой широчайшей предметной области нужно осваивать в первую очередь, чтобы в конечном итоге добиться того уверенного владения средствами информационных технологий, которое повышает ценность практически любого специалиста?
Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести в любом возрасте. К тому же качество результата при использовании компьютера для создания документов, графических изображений, мультимедийной продукции определяется не только и не столько знаниями и навыками из области информатики, сколько другими специальными знаниями. Например, качество текстов, создаваемых на компьютере, главным образом зависит от литературных способностей человека, знания языка и т.п.
Напротив, попытки применения компьютера для решения более сложных задач связаны с использованием логически нетривиальных компьютерных средств - таких, как табличные процессоры, базы данных, встроенные средства программирования и многие другие, и требуют специальных знаний и умений из области информатики. Кроме того, особой проблемой на этом уровне использования компьютера может стать адекватная оценка человеком возможностей автоматизации и информатизации своей деятельности и постановка корректной задачи перед специалистами в области информационных технологий.
Эффективному решению этих проблем способствует понимание логики работы компьютеров, логики оперирования информационными моделями: однозначными описаниями предметов, действий и рассуждений. При создании таких моделей потребуется умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Именно эти умения и относятся к целевым в пропедевтическом курсе «Информатика» на 1 ступени обучения (3-4 классы).
Поскольку эти умения являются также и общими учебными, то практика показывает, что при изучении данного курса учащиеся лучше успевают и по другим дисциплинам.
С другой стороны, эти умения относятся к понятию «логическое мышление». Психологи утверждают, что для развития логического мышления природой отведены определнные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Умение наживать на клавиши клавиатуры может быть освоено и позже, а опоздание с развитием логического мышления может стать опозданием навсегда.
Цель курса - формирование общеучебных умений и общекультурных навыков работы с информацией, в частности, с использованием компьютера. Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней.
Цели изучения курса в начальной школе
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно- информационного языка:
- применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
- алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Задачи:
- Развивать у учащихся устойчивые навыки решения задач с применением различных подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка;
- Расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией;
- Развивать навыки решения логических задач;
- Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- Дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Программа курса рассчитана на 68 часа в 3 классе, поскольку на изучение курса в начальной школе отводится 2 час в неделю.
Содержание программы
Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» ( 16 часов)
Алгоритм. Схема алгоритма. Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. Алгоритмы с ветвлениями и циклами
Знать:
- о пошаговом плане действий (алгоритме);
- о наглядной записи алгоритма на схеме;
- о вложенности алгоритмов;
- об алгоритмах с ветвлениями и циклами.
Уметь:
- составлять и выполнять линейные алгоритмы;
- составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
- находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Раздел 2 «Свойства объекта» ( 16 часов)
Состав и действия объекта. Группа объектов. Общее название. Общие и особенные свойства объектов группы. Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта.
Знать:
- об общих и единичных именах объектов;
- об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц.
Уметь:
- описывать свойства (состав и действия) объектов;
- выделять и описывать общие свойства группы (класса)объекетов;
- выполнять и описывать особенные свойства подгруппы (класса) объектов;
- описывать признаки и действия составных частей.
Раздел 3 «Множество» ( 20 часов)
Множество. Число элементов множества. Подмножество. Элементы, не принадлежащие
множеству. Пересечение множеств. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ»
Граф. Вершины и ребра графа. Граф с неправильными ребрами
Знать:
- о множестве, элементах множества;
- о подмножестве, объединении и пересечении множеств;
- об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
- о графах, в том числе о графах с направленными рёбрами.
Уметь:
- определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам);
- определять число элементов множества;
- определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением двух множеств;
- определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество или имеют пересечение);
- определять истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ», «НЕ»;
- изображать отношения между объектами с помощью графа, в том числе с помощью ориентированного графа.
Раздел 4 «Аналогия. Выигрышная стратегия» ( 16 часов)
Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. Выигрышная стратегия.
Знать:
- понятие аналогия и аналогичный
- представление о закономерности расположения объектов в таблице
Уметь:
- находить аналогию, мыслить по аналогии при решении нестандартных задач;
- находить закономерность во взаимном расположении объектов и их составных частей, использовать найденную закономерность при решении задач;
- придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками»
- формулировать и использовать стратегию выигрыша.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
- называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
- понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
- находить закономерности и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
- соблюдать закономерность, аналогичную заданной;
- формировать и применять выигрышную стратегию.
тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | |||
уроки | лабораторно-практические работы | контроль-ные работы | |||||
1 | Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» | 16 | 16 | ||||
2 | Раздел 2 «Свойства объекта» | 16 | 16 | 1 | |||
3 | Раздел 3 «Множество» | 20 | 20 | 1 | |||
4 | Раздел 4 «Аналогия. Выигрышная стратегия» | 16 | 16 | 1 | |||
Всего: | 68 | 68 | 3 |
Планируемые результаты освоения программы
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании информационного компонента общеучебных умений и навыков.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
- анализировать полученные из наблюдений сведения;
- обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
- с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
- объединять предметы по общему признаку;
- различать целое и части;
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- составлять и исполнять несложные алгоритмы;
- создавать свои источники информации - информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- использовать информацию для принятия решений;
- использовать информацию для построения умозаключения;
- понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни.
Кроме того, в результате практической работы за ПК учащиеся научатся:
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами применяя мышь и клавиатуру;
- вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовать информацию, представленную в виде текста, таблиц графики, звука;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Индивидуальная проектная работа в среде графического или текстового редактора произвольные темы позволит проверить сформированные умения:
- структурировать информацию на ограниченном пространстве экрана монитора;
- размещать готовый графический объект и производить его описание;
- сохранять свою работу на каком-либо информационном носителе;
- получать твердую копию с помощью принтера.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Формы контроля ЗУН (ов): наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа.
список литературы
- Информатика в играх и задачах. 3 класс (1 - 4). Методические рекомендации для учителя/ Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.. - М.: «Баласс», «Эксперсс», 2011.
- Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова НИ., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2011.
Материально – техническое обеспечение
- Принтер.
- Акустическая система.
- Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого); рабочее место учителя.
- Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.
- Программное обеспечение: ОС Windows 'ХР со всеми стандартными приложениями; пакет Microsoft Office, клавиатурные тренажеры.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Авт.: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И..
№ | Тема урока | § | Кол-во часов | Дата | Основные понятия и термины | Педагоги- | Использование ИКТ | |
План | факт | |||||||
I четверть | ||||||||
Раздел 1 «Вложенность алгоритмов» | 8 | |||||||
1 | Алгоритм Инструкция по технике безопасности. Человек и компьютер. | 2 | Объект изучения науки информатики. Области применения компьютера. Понятия «алгоритм», «команда алгоритма». Последовательность команд в алгоритме. Правила поведения в компьютерном классе. Инструкция по эксплуатации электронно-вычислительных машин. Объект изучения науки информатики. Области применения компьютера. | Технология организац самостоятельной работы | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
2 | Схема алгоритма | 2 | Схема алгоритма. Условные обозначения в алгоритме. Составление алгоритма. | Информационно-коммуникац технологии | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
3 | Ветвление в алгоритме | 2 | Условие в алгоритме. Стрелки «да» или «нет» в алгоритме. Ветвление в алгоритме. Выполнение алгоритмов с ветвлениями. | Информационно-коммуни | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
4 | Цикл в алгоритме | 2 | Вопросы с ответами «да» или «нет». Повтор выполнения шагов - цикл в алгоритме. | Технология организац самостоятельной работы | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | 2 | Ветвление в алгоритме. Цикл в алгоритме. | Информационно-коммуни | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
6 | Повторение по теме «Алгоритмы». | 2 | Параметры. Поиск исходного положения по алгоритму и результату. Ветвления. Циклы. | Информационно-коммуни | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
7- 8 | Повторение по теме «Алгоритмы». Повторение по теме «Алгоритмы». | 2 2 | Технология организац. самостоятельной работы | |||||
II четверть | ||||||||
Раздел 2 «Свойства объекта» | 8 | |||||||
9 | Состав и действия объекта | 2 | Описание объекта. Таблица «Состав - дейсвия».Сравнение состава и действия объектов (загадки). | Технология проблемно-развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
10 | Группа объектов. Общее название | 2 | Игры «Назови одним словом» или «Назови предметы группы». Определение объектов в группы. Общее название групп объектов. | Информационно-комму никац техн | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
11 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы | 2 | Общее в составе и действиях группы объектов. Особенное в составе и действиях подгруппы. | Информационно-комму никац техн | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
12 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объекта. | 2 | Имена предметов и существ. Обозначение предметов. Общие имена предметов. Единичное имя предмета. Описание отдельных предметов в группе. | Технология организац самостоятельной работы | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
13 | Подготовка к контрольной работе | 2 | Повторение содержания раздела. | Технология проблемно-развивающ обучения | ||||
14 | Контрольная работа№2 по теме «Объекты». | 2 | Технология организац. самостоят работы | |||||
15 | Разбор контрольной работы | 2 | Анализ результатов контрольной работы. | Технология проблемно-развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
16 | Повторение содержания раздела «Свойства объекта». | 2 | Повторение содержания раздела. | Информационно-комму никац техн | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
III четверть | ||||||||
Раздел 3 «Множество» | 10 | |||||||
17 | Множество. Число элементов множества. Подмножество | 2 | Нахождение ответов на вопросы «Почему?» и «Как понять?». Множество. Элемент множества. Число элементов множества. Подмножество. | Технология проблемно-развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
18 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 2 | Множества и отрицание. Слово «НЕ». Игра «Что на пересечении?». | Технология проблемно-развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
19 | Пересечение и объединение множеств | 2 | Пересечение и объединение двух множеств. Слова «НЕ» и «ИЛИ». | Технология проблемно-развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
20 | Истинность высказывания. Отрицание («НЕ»). | 2 | Высказывание. Истинность высказывания. Истинность высказывания со словом «НЕ». | Технология развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
21 | Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ» | 2 | Истинность высказываний со словом «И». Истинность высказываний со словом «ИЛИ». | Информационно-комму никац техн | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
22 | Граф. Вершины и ребра графа. | 2 | Граф. Вершины графа. Ребра графа. | Информационно-комму никац техн | ||||
23 | Граф с неправильными ребрами | 2 | Ориентированный граф. Ребра - стрелки. | Информационно-комму никац техн | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
24 | Подготовка к контрольной работе | 2 | Взаимное расположение множеств. Слова «И», «ИЛИ», «НЕ». Графы. Цепочки утверждений. Графы для утверждений. | Технология интегрированного обучен | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
25 | Контрольная работа №3 по теме «Множества». | 2 | Технология организац. самостоят работы | |||||
26 | Разбор контрольной работы | 2 | Анализ результатов контрольной работы. | Технология интегрированного обучен | ||||
IV четверть | ||||||||
Раздел 4 «Аналогия. Выигрышная стратегия» | 8 | |||||||
27 | Аналогия | 2 | Игра «Что общего?». Использование аналогии. Мышление по аналогии. | Информационно-комму никац техн | Клавиатурный тренажер Клавиатор 2004 | |||
28 | Закономерность | 2 | Закономерность расположения объектов в цепочке и в таблице. Циклическая закономерность расположения объектов в цепочке. Другие закономерности. | Информационно-комму никац техн | ||||
29 | Аналогичная закономерность | 2 | Такое же или похожее правило. Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. | Технология развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
30 | Аналогичная закономерность | 2 | Аналогия. Закономерность. Аналогичная закономерность. | Технология развивающ обучения | ||||
31 | Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №4 по теме «Аналогия». | 2 | . Повторение содержания раздела«Аналогия. Выигрышная стратегия» . | Технология развивающ обучения | CD «Кирилл и Мефодий» | |||
33 | Выигрышная стратегия | 2 | Анализ результатов контрольной работы. Стратегия. Выигрышная стратегия - «Секрет выигрыша». | Технология организац самостоятельной работы | ||||
34 | резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Представлена рабочая программа, календарно-тематическое планирование для факультатива "Информатика в играх и задачах" 3 класс...

Рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс
Представлена рабочая программа для факультатива "Информатика в играх и задачах" 2 класс Автор: Горячев.А.В....

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 2 класс (автор УМК А.В. Горячев)
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 2 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа). Образовательн...

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах». 3 класс (автор УМК А.В. Горячев)
Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» для 3 класса составлена на основе программы «Информатика в играх и задачах» 2 – 4 классы, автор А.В.Горячев (34 уч. часа).Образовательная сис...

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов
Составлена на основе Примерной программы начального общего образования «Информатика и ИКТ: программа курса (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010), авторской программы курса «Информатик...

Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения (2 классы) 2014
Рабочая программа по дисциплине «Информатика» начальной ступени обучения...