Сензитивный период для начала обучения иностранного языка
статья по иностранному языку на тему

В данной статье рассматривается благоприятный возраст для начала обучения иностранного языка, приводятся различные точки зрения как психологов, так и лингвистов касательно данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senzitivnyy_period_dlya_nachala_obucheniya_iya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Кононова А.Н.,

Учитель английского языка МБОУ «ООШ Обуховская»,

Староосколького городского округа

Современный этап развития общества в начале XXI века ознаменовался значительным ростом желающих владеть иностранным языком (ИЯ). Это связано с тем, что знание ИЯ помогает ориентироваться в современном культурно-историческом пространстве, вносит определенный вклад в развитие логики, мышления, памяти и воображения ребенка, также формирует эмоциональную сторону и коммуникативно-познавательные способности, помогает осуществлять межличностное общение в разных сферах человеческой жизни: общественной, политической, профессиональной и личной.

Согласно статистике, в последнее время возрастной порог для обучения детей ИЯ все больше снижается. Поскольку все понимают: знать ИЯ необходимо, причем, их количество имеет престижное значение. С этой точки зрения многие родители стараются обучать своих детей с младенчества, стремятся отдавать их как можно раньше педагогам, для того чтобы выучить один или несколько ИЯ. Доказано, что у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, то есть страха-торможения, мешающего вступить в общение на ИЯ.

В данной связи необходимо определить, с какого возраста возникает психологическая готовность к изучению ИЯ у детей. Ведь раннее обучение детей дошкольного возраста иностранной речи является правомерным, так как подготавливает прочную базу и дает возможность гибкого перехода к углубленному обучению ИЯ в начальной школе и позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.

По мнению Е.Ю. Протасовой, убедительно изложенному в статье «Когда начинается двуязычие», обучение необходимо начинать с 5 лет, поскольку доказано, что данный возрастной порог, являясь сензитивным периодом для начала изучения ИЯ, дает положительные результаты в искусственных условиях (Протасова, 2006). Данную точку зрения разделяет и старший преподаватель кафедры логопедии ИСПиП Н.В. Нищева, считающая, что обучение ИЯ в дошкольном возрасте происходит гораздо легче и быстрее, чем в возрасте 7-8 лет и позднее, как раз потому, что сензитивный период развития речи, как отмечалось ранее, падает на первые 4-5 года жизни малыша. Кроме того, данный порог рассматривается как наиболее подходящий как в психологическом, так и физиологическом плане для начала учебной деятельности, поскольку в этом возрасте ребенок готов к продолжительной концентрации внимания и овладевает определенным лексическим и речевым запасом, необходимым для коммуникации, и у него возникает способность к целенаправленной деятельности (Нищева, 2007).

Вместе с тем, у детей к 5 годам хорошо усвоена система родного языка: он уже имеют значительный запас слов, объединяют слова в сложные предложения, употребляют множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят правильно, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте у детей еще мало речевых штампов, им легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на ИЯ. Как известно, в данном возрасте начинает формироваться планирующая функция речи, резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое, что делает обучение второму языку еще более продуктивным. А артикуляционный аппарат ребенка, знакомясь с иностранной фонетикой, только развивается, давая толчок к быстрому усвоению и родного языка. Ребенок внимательно следит за губами говорящих людей, старается повторить и это всегда отличная «гимнастика» для артикуляционного аппарата.

Однозначно то, что обучение детей ИЯ осуществляется в дошкольное время. И в связи с этим необходимо выяснить особенности дошкольного возраста.

Как уже указывалось, дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения ИЯ. Исследования кК отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов показали: при раннем овладении вторым языком ребенок опирается на те же механизмы, что и при усвоении родного языка. Было доказано: раннее начало обучения второму языку формирует у детей металингвистические способности, языковую интуицию, способствующую творческому развитию (Белокурова, 2006).

На ранних стадиях онтогенеза (процесс развития индивидуального организма, включающий все последовательные преобразования и изменения в нем от момента зачатия до конца жизни) овладения родным или первым языком происходит снизу вверх: от образования слогов других элементарных механизмов к высшим уровням владения языком и сознательному применению в речи. Изучение второго языка в более поздний период, после овладения родным, происходит «сверху вниз». Этот процесс начинается с сознательных операций над языком, а затем через произвольный выбор языковых средств переходит к полной автоматизации речи (Котельникова, 2008). Л.С. Выготский отмечал, если развитие родного языка начинается от свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием речевых форм, то развитие ИЯ начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью (Выготский, 1989). Л.С. Выготский и И.А. Зимняя установили, что речевые механизмы переносятся с родного на другой язык по-разному. Например, механизмы восприятия звуков иноязычной речи требуют своего обязательного развития, а механизмы внешнего функционального оформления речи такие, как ритмика, артикуляция и интонирование, функционируют по другим программам, отличным от родного языка (Зимняя, 1991).

Во второй половине второго года жизни родная речь становится основным средством общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Вместе с тем речь еще недостаточно развита: отсутствуют многие звуки, часто неправильно образуют грамматические связи, неточно сохраняется слоговая структура отдельных слов, кК следствие, нет естественных оснований для внутренней работы над языком, которую приходится проделывать ребенку, чтобы общаться с взрослыми, передавать при помощи речи свои желания. Отсюда возникает проблема формирования сознательной мотивации (игровой, а впоследствии и познавательной) как предпосылки и результата обучения: разные средства обучения – прежде всего, игру и коммуникативную направленность обучения, которые формируют интерес, положительные эмоции, обеспечивают осознанный процесс усвоения ИЯ (Котельникова, 2008).

Как справедливо отметили Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина в книге «Методике обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях», раннее обучения ИЯ, а именно в 5-летнем возрасте, способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал (Рогова, 2000). Авторы подчеркивают эффективность раннего обучения ИЯ, так как оно:

  1. Стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;
  2. Приобщает детей к культуре других народов, тем самым, формируя общечеловеческое сознание;
  3. Создает благоприятную исходную базу для овладения ИЯ, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров;
  4. Обеспечивает возможность более раннего завершения изучения языка и подключения второго;
  5. Совершенствует общие умения, такие, кА умение работать с книгой, справочной литературой и т.д.;
  6. Формирует специальные учебные умения, например, работа с двуязычным словарем (Рогова, 2000).

Таким образом, в связи с вышеизложенным можно говорить о том, что психологическая готовность к изучению ИЯ у детей наступает к пят годам, когда основные зачатки речи уже сформированы и ребенок уже в полной мере может выражать свои мысли и чувства на родном языке, ведь способности человека, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому любой здоровый ребенок может и должен овладеть ИЯ и свободно пользоваться ими в общении. А уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения языка, также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть ИЯ. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму ИЯ (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей. Как показывают исследования, настоящих полиглотов, хорошо знающих несколько десятки языков, очень мало. Обычно человек, начавший изучать языки с детства, может достаточно легко овладеть пятью-шестью из них без ущерба для развития других знаний. Завершая рассмотрение вопроса о готовности детей к обучению ИЯ, можно сделать вывод о том, что раннее обучение ИЯ, а именно с 5-летнего возраста, доказанным сензитивным периодом для начала изучения ИЯ, способствует полноценному развитию личности ребенка и дает положительные результаты в искусственных условиях.

Список использованной литературы

  1. Белокурова А.И. Обучение малышей иностранному языку: можно, нельзя или нужно? [Текст] / А.И. Белокурова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4. – С.113-116.
  2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Выготский Л.С. – М.: просвещение, 1989. – 654 с.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 1991. – 222 с.
  4. Котельникова И.В. Психологические аспекты раннего обучения иностранным языкам: когда начинается двуязычие? [Текст] / И.В. Котельникова // Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал: Сб. науч. статей. – Старый Оскол, 2008. – С. 126-132.
  5. Негневицкая Е.И. Язык и дети [Текст] / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Наука, 1998, С. 112.
  6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) [Текст] : Дошкольная педагогика №8 (41) / декабрь / 2007. – Петербургский научно-практический журнал. – СПб.: Издательский центр «детство-Пресс», 2007.
  7. Протасова Е.Ю. Когда начинается двуязычие [Текст] / Е.Ю. Протасова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №8. – С.111-112.
  8. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] Рогова Г.В. : Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 232 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сензитивный период для начала обучения иностранного языка

В данной статье рассматривается благоприятный возраст для начала обучения иностранного языка, приводятся различные точки зрения как психологов, так и лингвистов касательно данной проблемы....

Сензитивный период для начала обучения иностранного языка

В данной статье рассматривается благоприятный возраст для начала обучения иностранного языка, приводятся различные точки зрения как психологов, так и лингвистов касательно данной проблемы....

Роль письма и письменной речи в обучении иностранного языка на начальном этапе обучения.

Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку всегда являетя не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранным языкам....

Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...

Статья "Значение и основные функции родного языка в обучении иностранному языку".

В статье рассматривается роль родного языка в обучении иностранному языку. Указаны основные функции родного языка при изучении иностранного языка. Подчеркивается значимость использования родного языка...