Главные вкладки

    Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками
    методическая разработка по иностранному языку (3 класс) по теме

    Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно - потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon syuzhet_rolev.pechat.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно - потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста.

              Различают следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Выделяют четыре стадии в развитии способности ребёнка подчинить свои действия правилу:

    1. правила отсутствуют и не выделяются ребёнком, что часто приводит к нарушению самой логики роли в игре;

    2. правила в явной форме ещё не выступают, но выполнение роли уже подчинено правилу;

    3. правило выступает в явной форме, осознаётся и формулируется ребёнком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушений игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры;

    4. правило осознаётся, формулируется ребёнком как основание его ролевого поведения, выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам.          Игровое употребление предметов замещение – важнейшая характеристика сюжетно ролевой игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно - действенной форме ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т.е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

    Д.Б.Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:

    1 .развитие мотивационно-потребностной сферы;

    2.преодоление познавательного "эгоцентризма" ребёнка;

    3.развитие идеального плана;

    4.развитие произвольности действий.

    Наблюдая за развитием ролевой игры у дошкольников, можно заметить, что, прежде всего, возникает представление о роли (костюм, инструменты), затем роль начинает диктовать определенные действия, и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определённых правил поведения, соответствующих данной ситуации.

    Игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом.

    Игра - одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.

    Только дошкольный возраст в силу специфики ведущей деятельности - игры - позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы, в том числе звуки, слоги, слова.

    Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе внеклассной работы. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.

    Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети об этом не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

    Однако, прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы:

    1. какова цель игры, чему в ней должен учиться ребёнок?

     2. умеет ли ребёнок строить такое высказывание

     3. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребёнка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели.

     4. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребёнку таким образом, чтобы он её сразу принял...

     5. С удовольствием играйте с ребёнком сами!

    Цель ролевой игры - побуждать к спонтанной речевой деятельности, способствовать формированию более прочных умений и навыков.

    Ребёнок в ролевой игре может выступать в роли себя самого, английского ребёнка или взрослого, сказочного персонажа или животного, ожившего предмета и т.п. — возможности здесь безграничны.

    Детская игра - понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребёнок воображает себя лётчиком, а стулья - сверхзвуковым самолётом. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.

    По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним - двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

    С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте.

    Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

    Сюжетно-ролевые игры, с нашей точки зрения, способствуют выполнению важных методических задач:

    - созданию психологической готовности детей к речевому общению;

    - обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

    - тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

    Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры: в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, общение на иностранном языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее будут соблюдаться здесь законы игры, тем эффективней будет иноязычное общение.

    Рассмотрим основные функции игры, которые реализуются как бы в двух планах.

    1.        Для учителя игра - аналог упражнения, действие, в котором дети учатся артикулировать звуки, воспринимать звуковые различия, понимать слова, выбирать слова составлять фразу по модели, подбирать модель, необходимую для данной ситуации, изменять слово для придания ему нужного значения и т.п.

    2.        Для ребёнка игра - интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором создание высказывания определенного типа диктуется внутренними потребностями игры.

               Обучение иностранному языку в школе включает в себя: классную (урочную) и внеклассную работу. Внеклассная работа представлена и осуществляется кружками английского языка. Именно во внеклассной работе дети имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенции, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком.

              В конце моего выступления хотелось бы привести пример как я использую сюжетно ролевые игры в кружках по английскому языку в 1 классе.

    Для того чтобы совершенствовать речевые умения и закрепить лексику по теме «Животные» я использую игру «In the zoo». Один из учащихся – экскурсовод или я, а остальные – группа учеников. Каждый ученик должен спросить у экскурсовода: Is the dog a domestic animal? Where does the dog live? What does the dog eat/drink?  

    Муниципальное образовательное учреждение

    Лесноуколовская основная общеобразовательная школа

    Красненский район

    Белгородская область

    Доклад

    «Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками»

    Подготовил учитель иностранного языка

    Плешкова Елена Сергеевна

    с. Лесное Уколово 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Восприятие и усвоение иностранного языка (немецкого) младшими школьниками на слух»

    Публикация с методическими  рекомендациями по теме  «Восприятие и усвоение иностранного языка (немецкого) младшими школьниками  на слух»...

    Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

    Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей рав...

    Отчёт по теме самообразования учителя иностранного языка "Внеклассная работа по иностранному языку для учащихся первого класса как подготовка к новому учебному предмету"

    Данная работа будет полезна  молодым учителям в качестве примерного материала для оформления отчётной документации , а также тем, кто работает над успешной адаптацией учащихся начальной школы к н...

    Роль игры во внеклассной работе по иностранному языку в начальной школе.

    Внеклассная работа по иностранному языку очень важна для углубления знаний по предмету,развития умений и совершенствования навыков комуникативной деятельности,раскрытия творческих способностей ученико...

    Организация внеурочной деятельности как средство формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников

    Данная презентация посвящена проблеме повышения мотивации к изучению английского языка младшими школьниками во внеурочной деятельности, созданию комфортной образовательной среды в образовательном учре...

    СТАТЬЯ «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

    СТАТЬЯ «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»...