Основные направления здоровьесберегающих технологий в начальной школе
методическая разработка по иностранному языку (3 класс) на тему

Калинкин Сергей Михайлович

 

Основные направлениям  здоровьесберегающих  технологий  в начальной школе

 1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Игровые оздоровительные технологии

3. Гимнастика для глаз по Аветисову и Базарнову

4. Веселые физминутки на уроках в начальной школе

5. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках

6. Дыхательная гимнастика

7. Игровой массаж

8. Формирование навыков здорового образа жизни

9. Ионизация воздуха в учебных кабинетах

10. Введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза

11. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни

12. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления  здоровьесберегающих  технологий  в начальной школе

 

Основные направлениям  здоровьесберегающих  технологий  в начальной школе

 1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Игровые оздоровительные технологии

3. Гимнастика для глаз по Аветисову и Базарнову

4. Веселые физминутки на уроках в начальной школе

5. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках

6. Дыхательная гимнастика

7. Игровой массаж

8. Формирование навыков здорового образа жизни

9. Ионизация воздуха в учебных кабинетах

10. Введение в уроки физической культуры специальных комплексов упражнений для коррекции осанки и профилактики детского сколиоза

11. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни

12. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики

 

Зарядка для глаз на уроке английского языка.

Дети должны проследить глазами за бабочкой и сказать, какая получается буква

.http://pivan-school.net.ru/component/option,com_remository/Itemid,2/func,fileinfo/id,339/

 

Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии

  Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

 в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

n в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, имеет воображение, склонность к саморазвитию личности;

n в нравственном плане - честен, самокритичен;

n в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

n в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1. Строгое соблюдение режима школьных занятий с учетом требований СанПина.

2. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, средств наглядности и использование ТСО в пределах, не наносящих вреда здоровью.

3. Обязательное выполнение гигиенических требований

4. Благоприятный фон эмоционального настроя учителя.

5. Роль домашних заданий и в повышении качество знаний и сохранении здоровья школьника.

      Более подробно остановимся на этих пунктах.

 1Активный  отдых на перемене

.  Наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры. две - три игры: сначала - игру средней интенсивности, затем высокой и, наконец - малой интенсивности.

  Для того чтобы правильно организовать игры на переменах, можно воспользоваться книгой Е. М. Геллера «Игры на переменах для школьников 1 - 8 классов».

    Чтобы эффект усиливался можно использовать музыкальное сопровождение или снимать на камеру, что повышает интерес. Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников, которые затем продуктивнее занимаются на уроке, следующим за такой переменой, лучше воспринимают материал, спокойнее ведут себя.

    Таким образом, перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовке  к очередному уроку математики.

 

2. Ребенок всегда прав.

    Неправым может быть только взрослый,

    Чья программа ребенку не интересна.

                                       И. Сеченов.

  Ориентируясь на индивидуально - дифференцированный подход, где учитываются особенности психомоторики, тревожности, интеллекта, нужно  искать наиболее эффективные варианты  уроков, оптимально сочетающих образовательный и динамический компоненты.

   Тормозящим моментом в решении данной проблемы следует считать традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но, несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в последнее время, не претерпела существенных изменений. Динамический компонент в лучшем случае занимает от 5% до 10% урока и охватывает небольшой процент учащихся. Чтобы изменить эту диспропорцию,  должны применяться  новые технологии, совмещающие сохранность в полной мере образовательного компонента в интеграции с динамическим фоном, который задействован учителем на всех этапах учебной деятельности любого  урока математики.

  Так, в приведённой ниже таблице, отражены следующие гигиенические критерии рациональной организации урока:


п/п

Факторы урока

Уроки   гигиенической   рациональности   урока



рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

 

2

Число видов учебной деятельности

 

           4 -7

 

 

2 - 3

 

             1 - 2

 

 

3

Средняя продол-

жительность  различных видов учебной деятельности

 

 

 

Не более 10 минут

 

11 - 15 минут

 

Более 15 минут

 

 

4

 

Частота чередования различных видов учебной деятельности

 

 

Смена не позже через 7 - 10 минут

 

Смена  через

 11 - 15 минут

 

   Смена  через

   15 - 20 минут

5

Число видов преподавания

    Не менее 3

 

             2 

 

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 - 15 минут

Через 15 - 20 минут

 

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

 

2 - 3

 

1

 

Нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

 

В произвольной форме

9

 

 

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работ. Поза не контролируется учителем.

10

 

Физкульт -  минутки

Две разминки за урок, состоящие из трех легких упражнений, по 3 - 5 повторений каждого

Одна физкультминутка за урок, с недостаточной продол - жительностью

 

 

Отсутствуют

11

Психологичес- кий климат

 

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

 

Преобладают отрицательные эмоции.

12

Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности)

 

Не ранее чем через 40 минут

 

Не ранее чем через 35 - 37  минут

 

Менее чем через 30 минут

 

   Для сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока, но и использования в работе с учащимися нетрадиционных форм.

    Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.

                                                                                        Характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающими.

а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:

требования к освещенности кабинета,

требования к мебели,

температурный режим помещения,

уровень шума,

место и длительность применения  ИКТ.

б) Динамическая организация урока:

физкультминутка,

дыхательная гимнастика,

глазная гимнастика,

поза учащегося на уроках.

в) Психологический подход при проведении урока:

учет индивидуальных особенностей учащихся,

учет темперамента учащихся,

умение работать с различными группами учащихся,

дифференцированный подход в обучении.

г) Психологический климат урока:

мажорность урока (эмоциональность),

проявление доверительного подхода к ученикам,

наличие на уроке эмоциональной разрядки,

создание ситуации успеха.

д) Некоторые педагогические знания и умения:

чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),

количество используемых на уроке методов, чередование методов,

плотность урока,

темп окончания урока,

определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,

умение учителя оценивать процесс формирования внимания и мышления,

умение оценивать уровень работоспособности.

 е.) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья.

постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

 

  Работоспособность учащихся выше в классе, где создан благоприятный микроклимат путём постоянного проветривания через фрамуги, окна (даже зимой).

Следует помнить, что формирование хорошей осанки - основная цель при подборе мебели для каждого ребенка  ведь учебный процесс связан не только с умственным, но и с физическим напряжением, так как даже сидение за партой вызывает значительное напряжение мышц спины, шеи, живота.. Необходимо постоянно объяснять ребятам, что удобнее и полезнее сидеть прямо.

   Хорошо подобранная мебель позволяет ученикам сохранять правильную рабочую позу, при которой нагрузка равномерно распределяется на правую и левую части тела.

   Присмотритесь к детям - на одном ли уровне у них лопатки, нет ли отклонений позвоночника в ту или иную сторону. И почаще напоминайте им, как правильно сидеть за партой. Постоянное внимание и контроль  за рабочей позой учащихся позволит сохранить им хорошую осанку на всю жизнь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием.

 Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.

http://www.bigpi.ru/schools/ljxm_20071023085954.doc

 

Как  сохранить здоровье при работе с компьютером

 Как снизить вредность компьютера

 1. Снижение утомляемости глаз: - хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны);

правильное расстояние до дисплея (45-60 см); - чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов.

 Естественный свет должен падать сбоку (слева)

 -.вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка -до  30 минут(10-15 мин. младшие школьники);

пеpеpыв - не менее 15 минут - ограничение времени игр и  работы в Интернете (самое вредное для зрения);

 - поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).

 2. Снижение физического утомления (стесненной позы): - специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников; - специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

 3. Снижение психического напряжения: - ограничение времени игр  и работы в Интернете;

 - регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

4. Снижение электромагнитного излучения: - установка монитора задней стенкой к стене;

- исключение пыли в помещении;

 - умывание холодной водой после работы.

 -.понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли.

 Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и ,пpи возможности, установить ионизатоp.

5.КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?

 Принимайте во внимание характеристики монитора при его приобретении ! Желательно приобретать монитор со следующими характеристиками:

1) нелинейность гоpизонтальной и веpтикальной pазвеpток должна быть не более 1 пpоцента.

2)яpкость свечения экpана электpонно-лучевой тpубки должна составлять не менее 100 кд/кв.м.

 3)изменение яpкости по площади экpана - не более 70 пpоцентов.

4)постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности не более 500 В/м по всем стандаpтам.

 5) Пеpеменное электpомагнитное поле высокой напpяженности - не более 10/1 В/м (MPR II - 25/2,5).

Примечание : Уровень электрического и магнитного полей регламентируется несколькими междунаpодными стандаpтами безопасности монитоpа - наиболее мягкий -MPR II, сpедний - TCO 92 , наиболее жесткий - TCO 95. Стандарты MPR и TCO различаются тем, что в MPR II нормы интенсивности электромагнитного поля соответствуют таковым в ТСО, но замеряются не на 30 см от экранной поверхности, а на 50 см.

 Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы.

 Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:

Устаревший монитор 100% Современный монитор 14 дюймов 70% Современный монитор 17 дюймов 60% Современный монитор 15 дюймов (типа View Sonic G655) 40% Цветной ЖК монитор 20% Черно-белый ЖК монитор или ЖК проектор 15%

Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.

 Общие нормы нагрузок для детей при работе с компьютером: Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств.

 При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.

http://www.bigpi.biysk.ru/spb/rod/lessons_health.php?page=30

Физкультминутки

Подвижная физкультминутка.

Для проведения физкультминутки выбираем одно из упражнений.

1. Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом, Левой - раз, правой - раз, посмотрите все на нас! Все захлопали в ладошки - дружно, веселей! Застучали наши ножки - громче и быстрей! По коленочкам ударим - тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем - выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, снова опустились, Мы на месте покружились и остановились. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели - встали, сели - встали. Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали и подскоки делать стали. А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад. Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.

2. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке, По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте). На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнём и домой пешком пойдём.(ходьба на месте).

3. Мы поставили пластинку и выходим на разминку (ходьба на месте). На зарядку, на зарядку, на зарядку становись! Начинаем бег на месте, финиш метров через двести! (бег на месте). Раз Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два, Ниже, дети, не ленитесь, поклонитесь, улыбнитесь! (наклоны туловища вперёд, руки на поясе).

4. На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий. Ногу левую - к груди, да смотри - не упади. А потом постой на левой, если ты солдатик смелый. А ногу правую - к груди, да смотри не упади.

 5. Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперёд смотри - это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать - это пять,

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

8. Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту сесть опять.

7. Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

8. Раз, два - мы проснулись,

Три - в кровати потянулись,

Четыре - солнцу улыбнулись,

Пять - кровать заправляем,

Шесть - лицо умываем,

Семь - зарядку выполнять,

Восемь - душ скорей принять.

Девять - быстро обтираться,

Десять - надо одеваться,

Срочно в школу собираться.

Не спеши, дружок, постой!

Зубы чисти, причешись,

Побыстрее шевелись!

9.Для того, чтобы дать вашим глазам эффективный отдых, переместитесь на участок с освещением, отличным от вашего рабочего места, снимите очки или контактные линзы, если вы их носите, и закройте глаза ладонями. Всматривайтесь в эту темноту в течение тридцати секунд, затем закройте глаза, перед тем как убрать руки, и медленно откройте их.

10. Напряженные мышцы, особенно в области шеи и плеч, являются частой причиной головной боли. В перерывах работы с компьютером выполняйте растягивающие упражнения , чтобы расслаблять их - это поможет снять стресс и предупредит возникновение головной боли. Попробуйте выполнить упражнение, называющееся "шейные круги".

 Для максимальной пользы его следует выполнить несколько раз в течение примерно пяти минут: Поставьте ноги на ширине плеч. Медленно опустите подбородок на грудь и останьтесь в этом положении на несколько секунд. Глубоко дыша, выполните круговое движение головой вправо, пытаясь коснуться ухом плеча. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем поверните голову влево, к левому плечу, опять делая паузу. Когда вы почувствуете, что мышцы расслаблены, начните медленно выполнять вращательные движения толовой вначале вправо три-пять раз, затем то же число раз влево.

Закончите растягивающее упражнение (все еще глубоко дыша), подняв плечи вверх, пытаясь достать ими ушей, затем медленно опустите их. Повторите 5 раз.

11. Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере используйте упражнение, заимствованное из йоги:

 а. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).

б. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения ( «стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).

в. Вместе с глубоким ( и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.

г. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.

7.Гимнастика для глаз.

 Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза.

а. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево и, наконец опустить вниз. Сделав паузу, повторить упражнение в обратном порядке.

б. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить их до отказа влево, задержаться в этом положении на несколько секунд и возвратиться в исходное положение.

в. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувства усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

г. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

д. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6.

е. Не поворачивая головы. Посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Аналогично - с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

ж . Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6. Затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. 8. Используются траектории «восьмёрка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним дети бегают глазами.

з. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.

к. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

http://www.bigpi.biysk.ru/spb/rod/lessons_health.php?page=16

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Слова на основные орфограммы начальной школы

«Пособие» предназначено для учителей начальных классов. В нём собраны слова на основные правила начальной школы, словосочетания. Этот материал поможет повысить грамотность учащихся, развить речь...

Словарь: Слова на основные орфограммы начальной школы

Слова для работы над орфограммами 2-4 класс на разные правила....

План - конспект интегрированного урока физической культуры и основных предметов начальной школы На тему «Закрепление изученного материала по основным предметам». Для 2 класса

Целью интрегрированного  урока по физической культуре и основным предметам начальной школы, было закрепление изученного материала. Учащиеся с удовольствием выполняли задания,  старались, сог...

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Каждому известно, что общение начинается с первых минут жизни человека и составляет и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире....