«Пробуждение и поддержание устойчивого интереса у младших школьников к общению на английском языке»
статья по иностранному языку на тему

Шульгина Елена Викторовна

Опыт работы по проблеме «Пробуждение и поддержание устойчивого интереса у младших школьников к общению на английском языке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probuzhdenie.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Начальная школа - детский сад                                   

Аналитический отчёт

по проблеме

«Пробуждение и поддержание устойчивого интереса у младших школьников к общению на английском языке»

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                     

                                                                         Подготовила

                                                                         преподаватель

Шульгина Елена Викторовна

2008

Задачи, поставленные   мною   в   начале   учебного   года,   учитывали основные направления деятельности нашей начальной школы на 2006-2007 учебный год по охране и укреплению физического и психо-эмоционального здоровья детей, созданию эмоционально-нравственной среды как основы успешного обучения и воспитания.

Учет особенностей возраста - это отправная точка для конструирования образовательной, воспитательной и развивающей деятельности. Хорошо то обучение,   которое забегает вперед развития (Л.С. Выготский). А «зоной ближайшего   развития»   принято  считать  те  действия,   которые  сегодня ребенок выполняет под руководством педагога, а завтра будет выполнять самостоятельно.                                     

 Важнейшей задачей  в учебной и внеучебной деятельности младших школьников по усвоению программы английского языка является развитие речевых и познавательных способностей учащихся с опорой на их речевой опыт в родном и иностранном языке.

Что для этого надо?

- Обучить грамматической стороне речи с опорой на эмпирические

представления ребенка о коммуникативной функции грамматических категорий, которые имеют соответствия в родном языке (понятие о времени, числе и т.д.).

- Обучить фонетике, не ограничиваясь имитацией, а сознательно сопоставляя интерферирующие звуки родного и английского языка.

- Обучить чтению с опорой на умения звукобуквенного анализа, постепенно развивая произвольное внимание  и запоминание, формируя у детей потребность в совершенствовании своих знаний, в самостоятельной работе над языком.

- Развивать личность ребенка, внимание,  мышление, память и воображение, мотивацию к дальнейшему изучению английского языка.

- Обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников  к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров  в использовании английского языка как средства общения.

- Освоить элементарные лингвистические представления, доступные младшим школьникам и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

- Приобщить к новому социальному опыту с использованием английского языка:  знакомить с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным  и стихотворным фольклором на английском языке;

- Воспитывать дружелюбное  отношение к представителям других стран.

- Формировать речевые, интеллектуальные и познавательные  способности младших школьников, а также их общеучебные умения.

- Развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка.

- Приобщать младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

Каковы же задачи по направлению «Работа в кабинете»?

Речь идет о средствах обучения, в частности, о вспомогательных, хотя я постоянно ставлю задачу иметь основные средства самой новой редакции.

Для организации учебно-воспитательного процесса,  как на уроке,  так и во внеурочное время  требуются разнообразные и в достаточном  количестве вспомогательные средства. Это помогает организовать  индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу учащихся. Встреча с игрушками, картинками, материалом для моделирования, изображениями и масками сказочных персонажей, аудиозаписями на уроках английского языка доставляет детям радость и формирует положительное отношение к предмету, а также позволяет мне, как педагогу, раскрывать  свои и детские  творческие возможности  и проявлять свои  и детские личностные характеристики и качества, оказывая тем самым воспитательное воздействие на детей и взаимовлияние друг на друга. Привнесение нового  вызывает интерес у учащихся, дает им импульс для высказываний, позволяя тем самым более полно  осуществлять  коммуникативную направленность  обучения, личностно-ориентированный и деятельностный подход.

Итак:

- подготовить иллюстративный материал  по теме «Игры и спорт»; «Настольные игры» для обучения диалогической и монологической речи;

-  карточки, картинки с глаголами, обозначающими действия, движения для закрепления лексических навыков;

- подготовить разрезную азбуку для формирования навыков чтения и письма;

- прибрести сборник песен для начальной школы  «Game Songs» с лицензионной аудиокассетой;

- подготовить аудиозаписи песен, стихов для прослушивания в группах, классах (по желанию воспитателей и детей) для развития произносительных, лексических и грамматических навыков;

- создать (нарисовать, наклеить и т.д.) сказочных героев: Алису, Колобка, Чиполлино, Кота в сапогах, Страшилу, Вини Пуха для создания условий для игры, так как легче всего запоминание происходит в игре, и для закрепления чувства  успеха  у детей, даже самого маленького  продвижения вперед. В противном  случае  интерес к изучению языка теряется.

Все эти моменты в комплексе позволят почувствовать преимущество раннего обучения иностранным языкам, максимально использовать способности детей младшего школьного возраста в овладении языком.

В планах: найти и приобрести, помимо всего остального, комплект наглядных пособий «Visual English»  Биболетовой М.З. и др. Издательство «Москва», «Центр», «Планетариум» 2004, а также создать комплекты – конверты – папки по лексическим и грамматическим темам по циклам уроков.

Задачи по взаимодействию с педколлективом:

- поддерживать связь с воспитателями по использованию и закреплению  полученных детьми знаний , умений и навыков во внеурочное время, а также по индивидуальной работе с сильными и слабыми учениками, организуя их работу в том числе и в парах через тетрадь взаимосвязи;

- повышать свой профессиональный уровень через посещение   уроков (Волкова Н.В., Бокарева О.Б., Меншикова Т.С., Красикова Т.И. и др.), утренников  и др. мероприятий; через подготовку и проведение консультаций ( Творческий отчет  «Преподавание английского языка  - на высокий   методический уровень»), через участие в «Круглых столах», педсоветах, методсоветах и др.

- интенсифицировать процесс овладения детьми английским языком через совместную с воспитателями (Красиковой Т.И., Сорокиной Е.А., Никитиной Л.В.) и театральным руководителем Кавтаскиной Н.Н. подготовку и проведение театрального проекта «Вечера сказок» с целью обучения речевой деятельности как в форме говорения (для выступающих)  так и в форме аудирования (для слушателей);

- также через разучивание с музыкальным руководителем Репешко Л.Н. и исполнение песен на английском языке на утренниках во всех группах, начиная со старшей,  и заканчивая детьми  4 класса.

Методическая проблема, над которой я работала в учебном году, «формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность учащихся начальной школы общаться на английском языке и пробуждение интереса у дошкольников к общению на английском языке» вызвана требованием времени, современной жизнью, формированием и поддержанием интереса к изучению английского языка.

Результаты: дети старшей группы с интересом включаются в речевые контакты на английском языке, с удовольствием играют в подвижные игры, разучивают и поют короткие песенки, разыгрывают небольшие диалоги «В магазине», «Поздравление», «Знакомство», «Письмо в картинках», «Описание животного», «Волшебные очки», «Подзорная труба», слушают иноязычную речь. Дети первого класса продолжают знакомство с английским языком. Они с неподдельным интересом поют, играют на английском языке, строят диалогические и монологические высказывания на темы «Семья», «Знакомство с друзьями из других стран», воспринимают английскую речь на слух и выполняют соответствующие задания. Во 2, 3,4 классах помимо устной речи, аудирования происходит формирование и развитие навыков чтения и письма.

Конечно, доли времени на закрепление и тренировку этих видов речевой деятельности распределяются соответственно возникающим трудностям в их усвоении. У разных категорий детей результаты по этим видам существенно разнятся, и это нормально. Эти индивидуальные особенности ребят (разные уровни развития слуховой, зрительной памяти, мышления ит.д.) я использую, опираясь на них при усвоении материала в целом. Так. В 4 классе у Армана, Игоря, Даши, Вовы хорошо развиты все виды памяти, и это находит отражение в результатах работы во всех видах

речевой деятельности. В 3 классе еще пока слабовата связь зрительного и слухового образа слова, речевой структуры на английском языке. Мы как раз работаем над этим, но при активном желании и старании со стороны

детей, эта связь уже проявляется в формируемом навыке чтения у Ани М., у Марии Т., Лизы М., Иры В., Ксюши М. и других детей.

Ребята 2, 3, и 4 классов как результат осваивания речевых умений показали сказки «ТЕРЕМОК», «Колобок ищет друзей», «Три поросенка» на английском языке. Дети раскрепощенно двигались, эмоционально и на правильном и четком фонетическом уровне разыгрывали диалоги, замечательно пели, оживленно играли в чехарду, прятки. И зрители не остались равнодушными! Они пели и играли вместе с актерами! А тексты песен и игр мы разучивали со всеми детьми на занятиях как музыкальные разминки и физ. минутки.

Кроме того, мы во втором классе подготовили книгу «The ABC», в третьем классе - смешную забавную закладку с загадкой на английском языке, в 4 классе - книжку - раскладушку "My friend".

Практически все задачи поэтапного перспективно-творческого плана определялись с учетом годовых задач гимназии и моей методической проблемы. Их реализация в течение года показывала готовность и способность школьников к общению на английском языке и пробуждающийся интерес у дошкольников к его изучению. В процессе достижения коммуникативной цели реализовывались воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета. Задания для обучения устной речи формулировались мною так, чтобы в их выполнении был виден коммуникативный смысл и был виден выход в реальное общение (в магазине, на улице, в парке, в зоопарке, в песнях, играх, сказках).

На уроках и во внеурочной деятельности я старалась соблюдать
равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и
произвольной основе, условия реального общения я моделировала в ролевой
игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы
непроизвольного   внимания.   Я  использовала   разные   формы        работы

(индивидуальные, парные, групповые) как способы подготовки к условиям реального общения. Так, у дошкольников встречи, беседы, знакомства со сказочными героями Дороти, Страшилой, Дровосеком, «прочтение» писем и создание посланий своим любимым героям, используя готовые иллюстрации и рисуя самостоятельно во время занятий и в свободное время. У школьников это диалоги, полилоги, приглашения поиграть в летние, зимние спортивные игры, наведение порядка в своих игрушках и играх (раскладывание их по своим местам), развлечения с любимыми домашними животными и т.д. Атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, коллективное взаимодействие способствуют развитию самостоятельности, умения работать с партнером, партнерами, умения быть членом команды при    решении    учебных    и    познавательных    задач.    Так    реализуется

деятельностный характер обучения иностранному языку. Школьники осознанно участвуют в образовательном процессе как субъекты обучения. Это происходит благодаря целям, соответствующим реальным потребностям учеников, благодаря отбору содержания этих сказок и песен, исполняемых на утренниках разными возрастными группами, содержания, отвечающего интересам и уровню психо - физиологического и нравственного развития учащихся данного возраста; благодаря осознанию учащимися их собственной причастности к событиям, происходящим в школе, поселке, стране, мире; благодаря формированию умения высказать свою точку зрения. Это проявляется в развитии умения побуждать партнеров к позитивным решениям и действиям. Я думаю, это достаточно яркое проявление личностно-ориентированного характера обучения английскому языку. По разделу «Работа с детьми» выполнено все, что было намечено.

По разделу «Работа в кабинете» подготовлена разрезная азбука, стенд
«Лондон - столица Великобритании», красочный английский алфавит с
картинками, карточки по чтению буквосочетания и их звуковые соответствия
по правилам чтения и их исключениям, подборка напечатанных слов по
правилам чтения, иллюстративный материал по играм и действиям, по
школьным принадлежностям, по профессиям, подборка материала
«Фонетические упражнения», «Игры и песни, материалы по театрализации
сказок. Все это позволило мне достаточно широко использовать
эффективные современные технологии обучения, позволяющие
интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и
интенсивным. Разнообразные методы, приемы и средства обучения, речевые
и познавательные игры, создание благоприятного психологического климата,
располагающего     к     общению,     использование        соответствующего

иллюстративного и аудио - материала, а также индивидуальных и групповых проектов (театральные, изготовление поделок).

Слово «метод» означает путь к достижению поставленной цели. В методике обучения иностранным языкам одно из значений этого слово определяется как способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. В этом значении метод реализуется через приемы, выбор которых определяется принципами, лежащими в основе системы обучения.

        Как же действует система « учитель-учащийся», в которой метод выступает как способ преподавания и способ учения? Представим изложенное схематически:

Учитель                                метод                         учащийся

организует                          ознакомление               осуществляет

(контроль)                         тренировка                   (самоконтроль)

                                          применение

На каких же концептуальных методических положениях строится курс обучения английскому языку в начальной школе?

Можно выделить следующие основные характеристики / принципы:

        - приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку, в процессе достижения которой реализуются воспитательные, развивающие и общеобразовательные функции иностранного языка как предмета.

        Так, например, во 2 классе при изучении темы «Игры» после серии тренировочных упражнений с опорой на игрушки (животные), где дети использовали структуру I like / want to ride / to be a camel / donkey / horse / a pony как выход на применение в реальной игре в цирк, в реальном посещении зоопарка ребятам была предложена игра – диалог – инсценирование, где они приглашали друг друга в зоопарк, соглашались и объясняли, почему они хотят пойти туда, на чем им нравится кататься и как это забавно.

В игре в «Цирк» ребята говорили, в кого хотят превратиться, почему, и давали друг другу команды типа «Run like a horse», «Jump like a frog», (беги как лошадка, прыгай как лягушка) и т.д. В итоге выражали одобрение, хвалили друг друга.

Практически все участники раскрепостились, даже Сева Козлов, обычно достаточно замкнутый, Вова К., очень серьезно воспринимающий использование речи/говорение на английском языке в естественной игровой ситуации общения. Комплексовал Никита Ю., но, получив задание «похрюкать» как поросенок на английском языке, весело и с удовольствием включился в игру, стараясь легче преодолеть произносительные и грамматические трудности речевых структур в диалоге.

Вывод: чаще включать подобных детей в такого рода задания-игры.

Так, в 3-м и 4-м классах изученные речевые образцы я предложила детям  использовать для подписания картинок в рабочей тетради, закончить предложения с опорой на картинку, написать рассказ о животном.

В старшей группе мы с детьми, «проплывая» мимо необитаемого острова, «разглядывали» в подзорную трубу животных «I see a crocodile» и называли их цвет «The crocodile is green».

Вова, Шура, Настя, Вася Аня быстро и легко усваивают предлагаемый материал. Вывод:  предлагать этим детям более сложный материал и минимальными или ограниченными опорами: вовлекать их первыми в продуктивные упражнения.

Если сравнивать начало учебного года и завершающий этап, хочется выделить Анжелику А.,  Нику Н., Давида Ц. При активном вовлечении этих детей не только в рецептивные, но и продуктивные упражнения было достигнуто следующее: у них повысилась мотивация, увеличился объем знаний, ушло непонимание и стеснительность.        

- соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку приводит к равновесию между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, я стараюсь моделировать условия реального общения в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания, использую индивидуальные, парные формы работы как способы подготовки к условиям реального общения. Атмосфера взаимопонимания и сотрудничества, царящая на уроках и занятиях, создает условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия. Это способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером / партнерами, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач.

Во 2-м классе , изучив английский алфавит , с целью продуцирования полученных знаний, мы создаем книгу «The ABC»(английский алфавит). В этом проекте приняли участие все дети. Кто выбирал любимую, значимую для него/нее букву (Даша Е. написала Mm, Ff – буквы значимые для неё, с них начинаются слова «мама»,  «папа» по-английски); Марина Т. выбрала букву Uu  (ей трудно её запомнить, как Марина объяснила) и нарисовала очень милый зонтик  «umbrella». Русик Б. выбрал   Xx – музыкальную, «ксилофон». И так у каждого был свой индивидуальный выбор, самостоятельное творчество, а в итоге: коллективный результат – книга. Здесь проявились творческие способности каждого ребенка в ИЗО, старательность и аккуратность очень     четко проявилась у Юли Т., у Вики К., небрежность у Антона Е., Кирилла Б., неплохие навыки в изобразительной деятельности у Сережи и Андрея Ч., которые ходят в художественную школу. Здесь проявились и отношения в семье: Никита Ю. выбрал букву «М m» и нарисовал портрет мамы, хотя и не очень четко прорисовал все детали. По этому рисунку можно затронуть и воспитательную, и психологическую проблему взаимоотношений в семье у этого ребенка. И так можно проанализировать каждую работу.

        Вывод: учитывать при построении плана урока имеющуюся, полученную таким образом информацию при постановке и реализации целей по всем видам взаимодействия.

        - личностно-ориентированный характер обучения проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектом обучения. Этот подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

        Переход к постиндустриальному информационному обществу требует полного развития личности в том числе её коммуникативных/коммуникационных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

        Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить  средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Все это повышает требование к уровню обученности  учащихся по иностранному языку.

Применительно к содержанию обучения личностно-ориентированный подход проявляется при отборе иноязычного содержания обучения в большей мере, чем раньше, учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы. Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение  двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности  и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный  и даже индивидуальный  подход  к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает  к большей  самостоятельности  и активности. Это достигается благодаря проблемной подаче  материала, в побуждении к самостоятельному поиску информации, к размышлению, к самостоятельным выводам. Я это использую в представлении грамматического материала в 3-м, 4-м классах при спряжении глаголов  в Present Indefinite . образовании имен существительных от глаголов,  во 2 классе - при формулировании   правил чтения и т.д. Это также проявляется в развитии с помощью специальных заданий учебника рефлексии (самонаблюдения, самоотчёта), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.

        Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса заставила меня отдать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве», и «метод проектов».

В 4 классе при завершении темы «Игры и спорт» мы с ребятами включились в проект «Создание книги «My Friend». Ребята сами дали ему (проекту) название «Рисованный мультик». Здесь у каждого ребенка проявились творческие способности в разных сферах: вырезание, склеивание непосредственно самой книги, в составлении сценария (текста на английском языке), художественного оформления книги;  решение проблемы выбора главного героя и сопутствующие ей психологические ньюансы: определиться с выбором человека, о ком он хочет написать книгу; не обидеть его, не совсем умело изобразив его портрет; грамотно изложить версию его увлечений и т.д.

        Достаточно быстро, грамотно начал справляться с этим всем Вова Л. Очень аккуратно подошел к заданию Сережа Т., творчески,  оригинально начал оформлять свою работу Арман А. Самостоятельно, уверенно приступила к заданию Даша Г. И  «творческая команда» в составе Саркиса К. и Аркадия М. готовила совместный проект. Работа их заинтересовала, но старание, прилежание, объем знаний оставляли желать лучшего. И тем не менее проект они завершат, а это уже «плюс».

При отборе содержания проектов я стараюсь апеллировать к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждаю к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций.

Учитывая возрастные особенности учащихся 3 класса, мы с ними задумали и осуществили проект «Закладка с загадкой». Была предложена схема выполнения, а уж творили дети по вдохновению. Надо было вырезать контуры своей ладони, раскрасить пальцы, здесь же нарисовать отгадку, а на другой стороне сочинить текст о любимом животном, не называя его. Очень творчески подошли и к внешнему оформлению, и содержанию Ира В., Ксюша М., Лиза М., Мария Т., Аня М., Денис З. Каждый ребенок вложил в свой проект свои знания, умения, и конечно, «кусочек души». Трудности были при сочинении текста загадки на английском языке. Предложенные схемы предложений ребята заполнили сами. Но часть ребят шаблонами не воспользовалась: они пошли своим путём. Ксюша М., Денис З., Ира В., Мария Т. сочинили сами. Нестандартно подошли к художественному оформлению самой основы закладки Ксюша М.,  Ира В., использовав «новые технологии раскрашивания ногтевых пластинок». Очень аккуратно выполнила форму закладки для книг Аня В., Вика Х.

Вывод: в разных видах деятельности на уроках английского языка проявляются разные уровни самых разнообразных направлений развития личности. Опираясь на высокий уровень развития той или иной стороны личности, совершенствовать и другие качества ребенка.

Создается и законодательная база для реализации личностно-ориентированной  стратегии обновления школы:

- разработана и одобрена «Национальная доктрина образования»;

- доработан и принят «Закон об образовании»;

- разработаны три варианта проектов Базисного учебного плана, к достоинствам которых для нашей школы следует отнести:

- во всех трех закреплено начало обучения иностранным языкам со 2 класса,  начальной  школы, то есть  в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению языками. Это, несомненно, большое завоевание, позволяющее надеяться на повышение результативности  обучения иностранным языкам , хотя наличие этой модели  курса обучения в нашей большой стране представляется малореалистичным, ибо не во всех регионах есть условия для раннего начала обучения английскому языку.

Новшества учебного года их эффективность

        В этом учебном году в 3 классе  впервые начала работу по УМК

 «English II» авторов Верещагиной И.Н. и др. Этот курс  - продолжение  УМК «English –I», по которому мы занимались в 1 и 2 классах. Он рассчитан на углубленное  изучение детьми английского языка и привлекателен тем, что продолжительная устная опережающая основа дает возможность детям прочнее  сформировать навыки аудирования и говорения, закрепить в устной речи  произносительные, лексические и грамматические навыки. С этими детьми мы продолжим этот курс  и в 4 классе.

        Но, учитывая, что наши выпускники переходят в основную школу без углубленного изучения английского языка, нам необходимо перейти на УМК «Enjoy English»  авторов Биболетовой М.З. и др. Этот курс имеет соответствующее продолжение в основной школе. Объем материала дается  из расчета  2 часа в неделю. Структура  принципиально не отличается. Кроме того, в последней новой редакции УМК Биболетовой М.З. и др. для начальной школы  вышли отдельно для каждого учебного класса (2-й,  3-й,  4-й  классы – 3 комплекта для 3-х лет обучения). Этот курс построен в соответствии  с современными требованиями к обучению  иностранным языкам в начальной школе. Он отражает новейшее состояние  образовательных технологий,  учитывающих современные лингвофилософские, лингводидактические и психолого-педагогические  воззрения на процесс овладения английским языком. УМК «Enjoy English» посилен и доступен для второклассников, эффективен в реализации личностно – ориентированного и деятельностного подходов, а также способен развивать мотивацию школьников и дошкольников к изучению иностранных языков.

        В этом году был реализован театральный проект «Вечера сказок».Дети  2 класса показали  «The little  House», 3 класс – «Three  Pigs», дети  4 класса – «Рuff-the-Ball wants to have friends».

        Были реализованы мини-проекты:  старшая группа – «Цирковое представление», «День рождения Алисы», «Путешествие в Изумрудный город». 2 класс – создана книга по окончании изучения букв английского алфавита «The ABC». В 3 классе изготовлены забавные закладки с загадками с последующим конкурсом. Учащиеся  4 класса  создали книжки-раскладушки «My Friend».

        Учитывая  физиологические и психологические особенности детей, я вводила новые элементы здоровьесберегающих технологий:

- зарядки-релаксации с использованием популярных английских песенок, танцевальных движений, исторически сложившихся игр:  «A’ ring, a'ring,  o'roses», «Little Sally Waters» и др. Эта форма релаксации основана  на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят.

-  игры – пантомимы: при изучении алфавита изобразить букву  в воздухе головой или в паре с партнером и отгадать ее.

- при изучении темы «My Pet»  во 2, 3 классах изобразить животных мимикой, движением, голосом, жестами. Эти игры не требуют мобилизации умственных сил, а способствуют  отдыху, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие, способствуют координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, а песни позволяют не только отдохнуть,  но и служат для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Для отдыха я выбираю задорные, веселые, шуточные: «One, one, one – little dog run!»,  «I like to ride my bycicle», «Hockey-cockey» и т. д.

Певческая деятельность  проявляется в аудировании, разучивании и исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

- новизна и нетрадиционность учебного материала: необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу: рассказ о столице Великобритании с опорой на иллюстрации на стенде, о традиции празднования Дня всех святых, где я использовала и русский, и английский языки и т. д.;

 - а также шутливые истории на уроке.

В  планах: попытки использования хотя бы элементов аутогенной тренировки по возможности в 4 классе, так как этот вид релаксации более пригоден для старшеклассников.

В системе контроля и оценки деятельности учащихся тоже есть о чем поговорить. При раннем обучении детей английскому языку вряд ли стоит говорить о прямом контроле учебных действий, произносительных, грамматических, лексических  навыков, а также речевых умений учащихся. В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учебы.

В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная  Ш.А. Амонашвили. Данная система позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.

Во что же это все вылилось?

Так, в 3 классе Марина В. в силу своей болезненности, среднего уровня произвольного внимания до определенного момента без повышенного интереса относилась к урокам английского языка. Дав ей почувствовать свой небольшой успех в некоторых видах упражнений, услышав похвалу в свой адрес, и неоднократную, Марина начала приобретать уверенность в своих силах, у ребенка повысился интерес к изучению английского язык, появилась старательность и аккуратность в письменных заданиях, а в отдельных тренировочных упражнениях по скорости и точности ее реакции Марина опережала «отличников».

Никита Хастьян и Данил Хрипунов быстро схватывают суть задания в аудировании, говорении, чтении, и очень часто мы это используем на уроке при введении и закреплении нового материала. Но письмо в силу, очевидно, невысокой тренировки мелкой моторики, неаккуратности, возможно, нежелания, или даже нелюбви к «ручному труду» в свое время и по сию пору, очень страдает. Я делаю упор при работе с ними на устные задания, как бы постепенно подводя, закрепляя в устной речи их будущие успехи в  письме.

Что касается участия этих  2-х мальчиков в реализации театрального проекта «Три поросенка», то можно отметить, насколько свободно, прочно, уверенно пользуется речью на английском языке Никита Хастьян в роли волка, и, не стесняясь, вживается в образ, используя мимику, жесты, эмоции, тембр голоса. Данил Хрипунов,  первый кандидат на эту роль, специально отобранный нами, творческим коллективом педагогов, с целью его раскрепощения, уничтожения комплексов, сразу сник, с трудом извлекал и свои актерские эмоции, и знание роли на английском языке. И все равно есть движение вперед: Данил, пусть на репетициях, но приобрел коммуникативные навыки.

Отчетливо, ярко показали свои речевые умения, языковые навыки в английском языке, а также актерское мастерство Ксюша М., Ира В., Мария Т., Лиза М. Очень постаралась  Лолита К., Аня В., Никита С., Денис З. прониклись состоянием своих героев. Ребята как бы под себя интуитивно подстроили роль.

Вывод: Дети 3 класса достаточно долго  «раскачивались» при подготовке этого  «мюзикла». Здесь четко видно противоречие, возникающее при изучении английского языка в начальной школе, противоречие между кажущейся легкостью в усвоении небольшого количества несложных фраз, стихов и песен, разобранных на уроке и предложенных  мною для закрепления в сказке, и большими трудностями  в их осознанном употреблении  в речи. Поэтому у нас немного затянулся период подготовительный.

Я вводила дополнительных персонажей, переделывала и дописывала сценарий, диалоги и песни с играми героев, монологи рассказчиков. Мы подбирали участников, ориентируясь на желание детей, а также на их личностные качества. Жаль, что в заключительный период подготовки спектакля заболел наш «симпатичный средний поросенок» Аня Малоштан. Но эту роль очень удачно сыграла  Ксюша Марчкова.

Современная модель образовательного процесса  ориентирована на переход от «школы знаний» к «школе мышления»,  что требует овладения стратегиями познавательной деятельности . «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать  его тоже во всех отношениях (К.Д. Ушинский.). Наиболее полно  понятие  личностно-ориентированного образования раскрыла С.В. Панюкова (журнал «Английский язык в школе», 4/2003, «К вопросу об обучении монологическому высказыванию в русле личностно-ориентированного подхода):

«Это образование, которое ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса, способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах,  способных к самостоятельному  приобретению знаний, переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

Каковы же содержательные характеристики личностно-ориентированного образования? Это:

- личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме;

- использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения;

- гуманизация содержания обучения, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры;

- обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника.

Цель личностно-ориентированного  образования – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания  и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.

Учитывая этот подход, я направляю и корректирую весь учебный процесс, исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений. Я предполагаю, что школьник в конце урока иностранного языка, построенного на основе этого подхода, будет в состоянии ответить и уже отвечал себе на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог еще сделать вчера. Все мои методические решения, как-то: организация учебного материала, использование разнообразных приемов, способов, упражнений, преломлялись через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов,  способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей без излишнего фиксирования внимания на его промахах  и ошибках. Личностно-ориентированный подход означает переориентацию всего процесса обучения на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач (исследовательских, познавательно-коммуникативных).

Так, при подведении итогов в каждой учебной группе дети по желанию отмечают, что нового они узнали, в чем это может им пригодиться, где это можно использовать  в дальнейшем. При выполнении определенных упражнений дети опираются на серии иллюстраций, игрушек, таблиц, шаблонов и схем и имеют возможность построить свое собственное суждение. Это проявилось как в итоговых разнообразных проектных заданиях во всех группах, так  и на обычных ежедневных уроках.

Чтобы быть в курсе  актуальных направлений в методике, пополнять свои знания о преподаваемом языке, интересоваться  новыми педагогическими технологиями в обучении  иностранным языкам, я изучаю статьи  в выписываемых мною журналах «Иностранные языки в школе», «Английский язык в школе», «Английский язык - 1 сентября.

В этом году я работаю по новому УМК «Еnglish II» Верещагиной И.Н. в 3 классе и планирую перейти на будущий учебный год во 2 и 3 классах на новый УМК Биболетовой М.З., что требует достаточно тщательной подготовки.

Я работаю с журналами в нашем методическом кабинете «Начальная школа: плюс до и после», «Дошкольное воспитание», с программно-методическими материалами по системе «Школа – 2100» и другими печатными изданиями.

Я посетила уроки преподавателей Волковой Н.В., Беловой Н.В., Бокаревой О.Б., Меншиковой Т.С., Красиковой Т.И. и д.р., а  также праздничные занятия (утренники) музыкальных руководителей Репешко Л.Н. и Кавтаскиной Н.Н. В некоторых утренниках принимала участие сама как персонаж сказочного сюжета, в других – подготовленные мною дети  с песенками на английском языке. Принимала участие в «круглых столах» с анализом работы детей по английскому языку, в методсоветах. Подготовлены сообщения «Этапы развития детской английской литературы», «Английский язык – на высокий методический уровень». С целью более  качественной подготовки  к аттестации  ознакомилась с некоторыми аттестационными материалами  учителей английского языка школы «ВДЦ Орленок».

Совместно с творческими коллективами педагогов 2, 3, 4 классов подготовили и показали детский театральный проект «Вечера сказок» на английском языке.

Все эти направления планирую продолжить в следующем учебном году.

Большинству родителей небезразличны успехи их детей в овладении иностранным языком. В октябре 2006 года во 2 классе на родительском собрании мы показали  сказку «Теремок» на английском языке силами учащихся этого класса. Для родителей мною было подготовлено небольшое сообщение «Об основных принципах и задачах обучения английскому языку во 2 классе».

Для родителей 4 класса в ноябре их дети  показали творческую заставку на английском языке «Наши игры»

Небольшая  творческая заставка была подготовлена с детьми подготовительной группы «Солнышко» и показана родителям в октябре. К выпускному утреннику мы с этими детьми также порадовали родителей  небольшой игровой миниатюрой на английском языке.

Родителям  детей  3 класса мы показали сказку «Три поросенка».

Были подготовлены и представлены классным руководителям 2, 3, 4 классов краткие индивидуальные характеристики успехов ребят в изучении английского языка к родительским собраниям  в октябре, марте и апреле.

Состоялись индивидуальные беседы, консультации с родителями Налетовой Ж. – 4 класс, Андреева С.- 1 класс, Кулыженко Л. – 3 класс и др.

Подготовлены и проведены выступления на утренниках с популярными английскими песенками  во всех группах на новогоднюю тематику, женского весеннего праздника, весеннего праздника  Победы.

Пополнены и папки передвижки для родителей в каждом классе:

- Н.Демченко «Английский с пеленок»;

- Журнал «Няня» 12/2003 «Do you speak English или  когда и  как изучать иностранный язык  впечатать по-английски

- М.Горлова «Межличностные отношения как условие развитие ребенка»;

- М. Горлова «Раннее обучение иностранным языкам. Проблемы и пути развития».

Эффективность этих форм налицо. У детей и родителей усиливается  интерес к изучению английского языка. У детей  повышается  старание  к выполнению  письменных  и творческих заданий, результаты которых ребята очень желают показать своим родителям. На будущее планирую выставки работ детей  к родительским собраниям. У родителей растет заинтересованность  в успехах  своих детей, повышается контроль за результатами детских занятий, укрепляется взаимодействие администратор – преподаватель – дети – родители.