Обучение грамматике английского языка на начальном этапе
статья по иностранному языку по теме

Ермакова Ирина Викторовна

Новая программа общеобразовательных учреждений по иностранным языкам определила основную цель обучения иностранным языкам в средней школе как развитие личности школьника, которая способна выступать в роли субъекта в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Иными словами, учитель призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике. Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком  в школе.

           Преподавание иностранного языка начинается со второго класса. Второклассники чрезвычайно активны, деятельны, подвижны, но при этом часто шумливы, легко возбуждаются и теряют самоконтроль. Это обусловлено их реакцией на новые условия учебы. Запоминание носит у них чаще всего не произвольный характер, является достаточно точным. На успешное запоминание можно рассчитывать только тогда, когда этот материал включен в интересную и осмысленную деятельность на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_grammatike.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение грамматике

английского языка

на начальном этапе»

          В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла.

Сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть речевыми партнерами.

        Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка учащиеся овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу, искусство.

        Овладение вторым языком оказывает благотворное влияние на развитие

способностей речедвигательного аппарата. Развиваются фонематический и

интонационный слух, имитативные способности, способность к догадке,

способность к выделению главного, все виды памяти, произвольное запоминание; учащиеся овладевают специальными мнематическими действиями.

      Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного,

речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком предполагает запоминание большого количества языковых и речевых единиц, что достигается активной работой памяти.

      Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем

говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Дети младшего школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой – опора на эту особенность будет еще более развивать эту воображение и способствовать созданию и развитию представлений

        Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.        Новая программа общеобразовательных учреждений по иностранным языкам определила основную цель обучения иностранным языкам в средней школе как развитие личности школьника, которая способна выступать в роли субъекта в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Иными словами, учитель призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике. Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком  в школе.

           Преподавание иностранного языка начинается со второго класса. Второклассники чрезвычайно активны, деятельны, подвижны, но при этом часто шумливы, легко возбуждаются и теряют самоконтроль. Это обусловлено их реакцией на новые условия учебы. Запоминание носит у них чаще всего не произвольный характер, является достаточно точным. На успешное запоминание можно рассчитывать только тогда, когда этот материал включен в интересную и осмысленную деятельность на уроке.

       У детей уже само подражание, повторение, игры, песни – огромный источник удовлетворения. Ученики начальных классов более свободны, раскованны, легче и с большим удовольствием относятся и игровым формам работы, психологически готовы к тренировочным имитационных упражнениям.    

Процесс раннего обучения грамматике иностранного языка строится, как правило, на основе вовлечения детей в игровую деятельность, которая  считается ведущей деятельностью детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Однако, деятельность ребёнка в процессе обучения  не должна и  не может ограничиться лишь вовлечением его в игровую деятельность. Дети, придя в школу, не только играют, они начинают выполнять учебную деятельность по овладению знаниями и умениями.  Необходимость вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения грамматической стороной иноязычной речи объясняется тем, что целью освоения грамматики иностранного языка является не просто овладение набором грамматических  конструкций на уровне имитации, а прежде всего, выработка умения передавать средствами изучаемого языка желаемое содержание. То есть деятельность ребёнка в процессе усвоения заключается не  в пассивном отношении его к усваиваемому материалу, а в активном овладении грамматическими структурами, их преобразованием.

         Потребность в учении и умение учиться  могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте.

Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.

Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Грамматические упражнения должны отвечать следующим основным требованиям:

1. Обучать действиям с грамматическим материалом.

2. Отражать психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности.

3. Иметь коммуникативную направленность.

4. Располагаться в порядке от более легких к более трудным.

5. Активизировать умственную деятельность обучающихся (ставить проблемные задачи).

6. Содержать разнообразные задания.

Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой  прочностью и гибкостью. Поэтому следует всячески способствовать тому, чтобы учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала.

В связи с этим характерной чертой языковых упражнений должно быть

многократное предъявление речевого образца и разнообразие типов и видов этих упражнений.

Упражнения, которые были бы способны формировать грамматический навык, должны:

     1. Быть ситуативными (любая фраза произноситься только тогда, когда она соотноситься с ситуацией, либо естественной, либо специально созданной всеми возможными средствами)

      2. Обеспечивать хотя бы условную мотивированность  реакции учащегося на реплику учителя, когда любая реплика учащегося произносится не ради какой – либо грамматической задачи, а при наличии речевой задачи говорящего, которая задается учителем.

     3. Обеспечить в каждой из реплик обучающего регулярную повторяемость однотипных фраз с автоматизируемой формой.

     4. Обеспечивать преимущественную направленность произвольного внимания учащегося на цель и содержание высказывания, а не на его форму.

     5. Обеспечить относительную безошибочность действий учащегося, что может быть достигнуто соответствующей организацией упражнения.

     6. Имитировать в каждом из своих элементов  процесс коммуникации.

         Одним из приемов при обучении иностранному языку, особенно часто применяемым на младшей ступени обучения является игра. Игра на уроке – один из способов разнообразия применяемых приемов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся; быстрый темп заставляет их быть внимательными, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке.

         Игра, кроме того, способствует созданию естественной коммуникативной ситуации. В нее вовлекаются даже пассивные ученики. Игра вызывает интерес и активность детей, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования, желание выиграть мобилизует внимание учащихся. Все это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых элементов при обучении грамматике английского языка в начальной школе.

Я считаю, что практически на каждом уроке английского языка можно и нужно найти время для практического изучения грамматики. Целенаправленная и систематическая работа над грамматикой заметно вли...

Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе

Опыт работы с учениками младших классов показывает, что использование на уроках различных игр даёт положительный результат в изучении грамматики. В данной статье предлагаются игры, которые можно испол...

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Практические приемы обучения грамматике английского языка в начальной школе в игровой форме.

Данный  материал  будет  полезен  учителям  иностранного  языка,  преподающим  в  начальной  школе.  Он  содержит  психологическ...

Игры при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Игры важны для закрепления грамматических навыков в устной и письменной речи, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка.Предлагаю вашему вниманию грамматические игры, которые успеш...

Основные трудности при обучении детей английскому языку на начальных этапах.

В статье кратко описаны проблемы, с которыми сталкиваются педагоги английского языка на первом году изучения предмета детьми.Также описаны способы и приемы проведения занятий для младших школьников....