Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации требований ФГОС НОО.
статья по иностранному языку по теме

Дюлюкова Екатерина Васильевна

Роль дидактических  игр в реализации требований ФГОС.

Принципы системы дидактических игр.

Результаты применения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.

Памятка для учителя для успешной реализации дидактических возможностей игр  на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дюлюкова Екатерина Васильевна

Учитель английского языка

МОУ «Гимназия№31»

Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации требований ФГОС НОО.

                                 «Игра не должна исчезнуть из жизни ребёнка, имея своё       продолжение в школьном обучении и труде».

 (Л.С. Выготский»)

С первого сентября 2011 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Процесс обновления общего начального образования ориентирован на кардинальное изменение приоритетов целей обучения. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. В ФГОС отмечается, что «целью и смыслом современного образования является развитие личности». В Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к формированию универсальных учебных действий.

Какую же роль играют дидактические игры в реализации требований ФГОС?

В игре формируются и совершенствуются все группы универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Во – первых, игра способствует развитию позитивных мотивов учебной деятельности, формирует положительное отношение к учению, интерес к предмету, способность к самооценке, самоопределению, самореализации, что составляет группу личностных УУД;

Во-вторых, игра учит принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самостоятельно вносить коррективы в действия, критически оценивать себя и окружающих, адекватно воспринимать оценку учителя. Таким образом, формируются регулятивные УУД.

                 В-третьих, игровые коллизии вызывают у детей стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Таким образом, игровые действия направлены на развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, рефлексии, творческих способностей, умения оперировать логическими приёмами анализа, сравнения, классификации, работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, провоцирует детей на устные и письменные формы высказывания.  А это и есть то, что составляет основу познавательной деятельности, формирующую познавательные УУД.

В-четвёртых, игра создаёт условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками.   Игровые действия учат детей работать в команде (контролировать действия партнёра, уважать мнение участников игры, согласовывать действия, приходить к общему решению, учитывать разные мнения). В игре ребёнок учится формулировать собственное мнение и позицию. Всё это направлено на развитие коммуникативных УУД.

Трудно переоценить роль игр в формировании интереса к предмету.  Именно интерес является лучшим стимулом к обучению. Можно определить и так: интерес к предмету – залог прочных знаний.

Однако в практике начальной школы, в том числе и при изучении английского языка, игра используется не всегда функционально (является отвлекающим развлекательным моментом) или используется недостаточно активно, что ведёт к тому, что процесс обучения строится без учёта индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника и ведет к нарушению здоровьесберегающих условий на уроке.

На наш взгляд, чтобы игра стала функциональной, необходимо разработать такую чёткую систему дидактических игр, которая позволяла бы учителю вести обучение через интерес, через мотивацию, чтобы каждый ребёнок стал участником процесса обучения и был успешным. В методической литературе существует несколько классификации игр. Например, классификации М.Ф. Стронина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Д.Б. Эльконина.

Мы отдаем предпочтение классификации М.Ф.Стронина. Учитывая значимость коммуникативного подхода в современном обучению иностранному языку, мы дополнили классификацию М.Ф.Стронина разделом по развитию речи. В нашем варианте классификация выглядит следующим образом:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры;

6. речевые игры (игры на развитие устной и письменной речи)

 Основными принципами системы дидактических игр мы назвали следующие:

  • Принцип активности, который характеризуется высоким уровнем мотивации.
  • Принцип личностной значимости. Учебная игра должна быть значимой для каждого участника.
  • Принцип заинтересованности. Атмосфера игры позволяет заинтересовать детей, настроить их на активную работу.
  • Принцип коммуникативности. Создание обстановки, которая способствовала дружелюбному общению и взаимопониманию
  • Принцип дидактизма.  Игра проводится с конкретной учебной целью, с опорой на знания, умения и навыки, полученные на уроках, и предусматривает, какие знания, представления должны быть осмыслены, закреплены, систематизированы, выявлены у участников, какие умения должны быть сформированы и проверены.

На каком этапе урока целесообразно проводить игры, чтобы они соответствовали заявленной теме?

                           Игры   использую на всех этапах обучения иностранному языку. Содержание   языкового материала и характер заданий подбираю в соответствии с возрастом и уровнем подготовки обучающихся класса.

                Кратковременные игры провожу в зависимости от дня недели, темы урока, места урока в расписании, уровня работоспособности детей. В понедельник, как правило, начинаю урок пятиминутной игрой, чтобы ученикам легче было войти в учебный процесс на уроке. Это могут быть игры: «Собиралки», «Englishball», «Крестики-нолики», «Цепочки», «Снежный ком» и другие. Такой подход обеспечивает продуктивное повторение изученного и подготавливает обучающихся к успешному усвоению нового материала.

                Когда в процессе урока чувствуется ослабление внимания обучающихся, прерываю урок и создаю пятиминутную игровую ситуацию. Такие игры, как «Собери урожай», «Что положим в корзину», «Когда это бывает?», «Распутай путаницу», «Знатоки», «Посылка из деревни», «Помоги малышам» и другие провоцируют детей на устные и письменные формы высказывания. Смена мизансцены и вида деятельности   помогают восстановить внимание и интерес детей к изучаемому материалу. Игра в конце урока позволяет закончить урок на позитивном уровне, что обеспечивает продуктивное выполнение домашнего задания.

                      Также провожу такие игры как «Лучшее окончание рассказа», «Восстанови рассказ», «Игра - воображение», «Гол в свои ворота», «Цветик – семицветик», «Удиви меня», «Чудо рядом».

                Особый интерес вызывают интерактивные игры с использованием ИКТ. Подобные игры помогают формировать лексику и целенаправленно развивать речь обучающихся.  

                         Чтобы успешно реализовывать дидактические возможности игр на уроках английского языка нами разработана памятка для учителя        (приложение №1).

 

Систематическое применение дидактических игр на уроках английского языке в начальной школе дало положительные результаты:

  1. обучение стало более мотивированным;
  2. формируется   устойчивый интерес к предмету;
  3. активнее и смелее стали включатся дети в речевые ситуации;
  4. ушло время «гастрабайтеров» за последней партой (даже самые слабые ученики активно включаются в учебный процесс);
  5. повысилось качество знаний обучающихся начальной школы.

Приложение №1

Памятка для учителя  по организации дидактических игр.

  1. Временные рамки игры - 3-7 минут.
  2. Игра – вариативно - ситуативное разговорное упражнение, в ходе которого ученики приобретают опыт общения, поэтому она должна стать неотъемлемой частью каждого урока.
  3. Игра должна дополнять другие формы и виды работ.
  4. Игра должна создать такую атмосферу, которая позволяла бы                                                                                                                                   заинтересовать детей, настроить их на   активную работу.
  5. Игра должна быть направлена на осмысление, закрепление, систематизацию знаний, умений и навыков.
  6. Анализ результатов игры проводить по тому, как выполняют учащиеся учебные цели, по количеству допущенных ошибок, темпу выполнения заданий, по эрудиции и смекалке.
  7. При подготовке к игре необходимо заранее продумать и подготовиться к смене мизансцен.
  8. При повторении игрового задания следует обеспечить в нём новизну, неожиданность.
  9. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.

Список используемой литературы:

  1. В.М. Букатов «Педагогические таинства дидактических игр».  

Москва. Московский психолого-социальный  институт. Издательство «Флинта» 2003.

  1. А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.  Плотникова, С.Г. Яковлева «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.  Занкова». Издательский дом «Фёдоров». Издательство

«Учебная литература». 2010

  1. А.Г. Грецов «Лучшие упражнения для развития креативности». Санкт-Петербург. 2006
  2. М.Г. Ермолаева «Игра в образовательном процессе». Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.  Кафедра педагогики и андрагогики.

 Санкт-Петербург, 2005

  1. Дж. Стайнберг «110 игр на уроках английского языка» ООО «Издательство Астрель», 2003
  2. С.С.Яцкова (составитель) « Играем на уроках английского языка в начальной школе» Мозырь ООО ИД «Белый ветер» 2009
  3. Игры на уроках английского языка

festival.1 september.ru

  1. Развивающие игры на уроках английского языка

begin-english.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках английского языка

Подборка дидактических игр, которые можно использовать на уроке и во внеклассных мероприятиях....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованием ФГОС и с применением ИКТ .

Технологическая карта урока английского языка  в соответствии с требованием ФГОС и с применением ИКТ .  2 класс, Линия учебников группы авторов Кузовлев В.П. и др.Карта даст представление о ...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Школы в России и Великобритании» по УМК "Spotlight", 3-й класс, под редакцией Быковой Н.И.

Технологическая картаурока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС «Школы в России и Великобритании»по УМК "Spotlight", 3-й класс, под редакцией Быковой Н.И....

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Анализ урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО по теме "Хобби"

Анализ урока английского языка по теме Хобби в соответствии с требованиями ФГОС НОО...